| |

Что такое рабочий проект?

Рабочий проект состоит из Архитектурного Решения (АР) и Конструктивного Решения (КР).

Архитектурное решение

Архитектурное решение – это всеобъемлющее дополнение и конкретное уточнение эскиза. В архитектурном решении детально описывается именно архитектурная часть. Архитектурное решение входит в проектную документацию как обязательный раздел, согласно Постановлению Правительства Российской федерации от 16 февраля 2008 г. №87. В архитектурном проекте учитываются требования градостроительного законодательства, государственных стандартов в области проектирования и строительства. Это обязательный документ для обеих сторон реализации архитектурного проекта.

Состав архитектурного решения:

1. Общие данные

2. Пояснительная записка

3. Поэтажные планы

4. План кровли

5. Четыре фасада+ цветовое решение

6. Два разреза

7. Генплан

8. Маркировочные планы

9. Спецификации заполнения оконных и дверных проемов

10. Дымовентиляционные каналы и водосточная система (узлы, спецификации)

11. Ведомость отделки помещений

12. Экспликация полов

Конструктивное Решение

Конструктивное Решение (КР) –часть проекта дома, направленная на реализацию архитектурных замыслов. КР определяет назначение конструкций, обеспечивающих прочность, устойчивость и долговечность всего дома. Согласно Постановлению Правительства Российской федерации от 16 февраля 2008г №87 в состав проектной документации помимо Архитектурного Решения также обязательно входит раздел «Конструктивные и объемно-планировочные решения» с текстовой и графической частью.

Состав конструктивного решения:

1. План устройства фундаментов(указывается точное расположение фундамента, его размеры, глубина заложения; приводятся спецификации, расчетные нагрузки, основные узлы)

2. План перемычек(в этих чертежах показываются схемы расположения перемычек и прогонов, а также их размеры, приводятся соответствующие спецификации)

3. План перекрытий(выполняется схема расположения перекрытий, размещение и установка балок; прилагаются необходимые узлы и технические указания)

4. План стропильной системы(в состав этих чертежей входят: схема элементов конструкции крыши их сечения, спецификации древесины, узлы и разрезы, технические указания к устройству стропильных конструкций и покрытий)

5. План кровли (показывается форма, размеры кровли, уклон всех ее плоскостей, а также размещение мансардных окон, дымоходов и труб)

6. Разрезы (указываются все характерные элементы конструкции здания, которые появляются при его разрезе вдоль или поперек от крыши до фундамента, т.е. уровни пола, перекрытий, кровли, а также способы решениянекоторых соединений элементов здания, например, стены с перекрытием, стены с кровлей)

7. Фасады (показываются точный главный, дворовый и боковые виды, а также дается описание отделочных материалов и тепловой изоляции наружных стен здания, выполняются схемы конструктивного решения теплоизоляции)

8. Спецификация по стеновым материалам

Архитектурные решения отражают концепцию строительного объекта и содержат данные о визуальных и функциональных характеристиках, планировочной и пространственной организации здания. Раздел «АР» является первоочередным этапом и обязательной составляющей проекта любого строительного объекта. Разработка архитектурных решений – это сложный многоступенчатый процесс, определяющий соответствие параметров здания существующим государственным законодательным актам и социально-экономическим, санитарно-гигиеническим, экологическим, пожарным нормам.

Принятие обоснованных архитектурно-планировочных решений – это залог успешной и качественной разработки проекта. Специалисты компании «PNProject» находят оптимальное соотношение конструктивных, функциональных и эстетических параметров здания с учетом экономических аспектов. Архитектурное решение объекта - это «фундамент» проекта, основа для разработки других разделов проектной документации . От качества и профессионализма выполнения раздела «АР» зависит надежность, долговечность и прочие важнейшие характеристики строительного объекта.

Текстовая часть. В пояснительной записке приводится описание внешнего вида и интерьера здания, обосновывается выбор отраженных в графической части решений по планировке, функциональной организации и пространственной композиции здания. При необходимости принятые решения подтверждаются расчетами. Также в текстовой части приводится обоснование соответствия архитектуры действующим нормам охраны труда, окружающей среды, пожарной безопасности. Подробно описываются композиционные приемы, которые были применены при разработке интерьера и экстерьера здания.

При проектировании объектов непроизводственного назначения (торгово-развлекательных комплексов , гостиниц, бизнес-центров) особое внимание уделяется декоративно-художественным аспектам. Отдельно рассматриваются помещения следующих категорий: основные, вспомогательные, технические, для обслуживающего персонала. Разрабатываются схемы оптимального естественного освещения в местах постоянного пребывания людей. Пояснительная записка раздела «АР» содержит данные о мероприятиях, направленных на защиту помещений от вибрации, шума и других негативных воздействий.

Графическая часть. Архитектурные решения зданий отображаются не только в текстовом виде, но и в форме графических документов. Состав чертежей раздела «АР» определяется в индивидуальном порядке в соответствии с требованиями технического задания и спецификой строительного объекта. Неотъемлемая составляющая графической части – поэтажные планы здания и экспликация помещений. Также в раздел «АР» входят чертежи, в которых отображены архитектурные особенности и цветовое решение фасадов. Максимально возможный объем информации подается в виде аксонометрических схем и 3D-моделей.

Этапы разработки архитектурных решений

Эскизный проект. На данном этапе разрабатывается общая концепция здания без подробной проработки деталей. Концептуальное предложение согласовывается и утверждается заказчиком и инвестором. На основании принятых решений определяются предварительные технико-экономические показатели , по которым можно с минимальной погрешностью спрогнозировать рентабельность коммерческого объекта капитального строительства. Специалисты компании «PNProject» создают концепцию с применением компьютерных программ 3D-визуализации. Наглядное схематическое представление фасадов, планов этажей, общего вида и других особенностей архитектуры здания позволяет на начальном этапе выявить все недочеты и устранить их. Принятые концептуальные решения сопровождаются краткой пояснительной запиской. После согласования деталей эскизного проекта мы приступаем к разработке проектной документации.

Стадия «Проект» - утверждаемая часть проекта. Графическая часть раздела «АР» на стадии «Проект» включает чертежи общего вида и фасадов здания, подробные планы этажей, разрезы, схематичные планы перекрытий, спецификации, пояснительную записку. На данном этапе решаются принципиальные вопросы – уточняются технико-экономические показатели, обеспечивается соответствие архитектурных особенностей здания экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям.

Решения принимаются на основании пожеланий заказчика и объема бюджета, выделенного на строительство. Также в расчет берутся данные предпроеткных инженерных изысканий. Архитектурные решения на стадии «Проект» направляются на экспертизу в соответствующие инстанции. Со своей стороны мы гарантируем быстрое и беспрепятственное прохождение экспертизы, поскольку берем полную ответственность за качество проектных решений.

Рабочая документация – комплекты чертежей для выполнения строительно-монтажных работ. Для того чтобы строительная организация могла в полном объеме выполнить работы по реализации архитектурной части проекта, формируется комплект рабочей документации. Рабочие чертежи выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101 «Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ 21.501-93 «Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей», Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В чертежах отражается информация, которая уже прошла все этапы согласования в экспертных организациях. Примерный состав рабочей документации: чертежи фасадов, подробные платы этажей, разрезы, планы полов и кровли, схемы расположения перегородок, перемычек, дверных и оконных проемов, выносные элементы, ведомость отделки помещений, экспликация помещений. В рабочих чертежах указывается класс ответственности, степень огнестойкости и категория пожарной безопасности здания.

Профессиональный подход специалистов компании «PNProject» к разработке раздела «АР» позволяет оптимизировать трудоемкость и стоимость строительно-монтажных работ в рамках бюджета, минимизировать непредвиденные затраты, исключить риски возникновения ошибок проектирования. В основу своей работы мы закладываем подробное изучение специфики объекта и глубокие технические знания в области архитектурного проектирования. Каждое действие проектировщика четко согласовывается с законодательными актами, государственными стандартами и строительными нормами. Мы следим за развитием мировой архитектурной отрасли, следуем инновационным тенденциям, закладываем внедрение новейших технологий. Специалисты нашей компании в равной мере уделяют внимание надежности и эстетическим характеристикам строения, проектируя качественные, функциональные и просто красивые здания.

Мы принимаем заказы на разработку архитектурных решений объектов различного назначения любой степени сложности. Для связи с нашим специалистом заполните форму обратной связи или позвоните нам самостоятельно. Мы открыты для конструктивного диалога с заказчиком, поэтому результат нашей работы всегда соответствует исходным требованиям.

Выбор архитектурно-художественного решения здания коттеджа должен быть обоснован средствами архитектурной композиции (тектоника, соотношения и пропорции, масштаб, ритм, симметрия и асимметрия, светотень, фактура, контраст и нюанс, цвет материалов и др.). При разработке архитектурно-художественного решения фасада здания должно достигаться композиционное единство между внутренним пространством здания и его внешним объемом. Поиски композиции внутренних пространств должны проводиться одновременно с поисками композиции внешних объемов здания.

Первоначально выполняют эскиз, выполненный в нескольких вариантах (не менее 2, 3). Объект изображается в основных массах, но с соблюдением пропорций сооружения или его фрагмента. Эскиз должен четко выявить строение формы и точно передавать характер архитектурных деталей, связь и зависимость их между собой и с целым сооружением.

На стадии эскиза важно сделать выбор вертикальной или горизонтальной компоновки, определить главный акцент в композиции, предусмотреть место для надписей, подписей, продумать и наметить антураж. Знание основных законов построения гармоничной композиции (зрительное равновесие, выявление центра композиции, соотношение главного и второстепенного и т. д.) позволяет путем выполнения пробных эскизов грамотно проанализировать возможные композиционные варианты. После утверждения одного, наиболее удачного варианта эскиза разрабатывается архитектурно-художественное решение фасада здания более подробно.

При построении фасада необходимо выявить образные, масштабные, конструктивные и пространственные свойства проектируемого здания передать его стиль, характер и проработать детали. Определяется основная тональная композиция – основные соотношения фона, света, теней с выявлением материалов (камень, кирпич).

В первую очередь необходимо добиться выразительности общих объемов здания, применяя пластику, используя различные конфигурации крыш.

Затем можно переходить к более мелким деталям: группировать и по-разному размещать окна, балконы, эркеры и выступающие части здания, вводить стойки, колонны; выделять различные части фасада разной фактурой и цветом поверхности. Для выявления на фасаде композиционных осей в виде входов в здание необходимо применять ритмы повторяемых элементов и группировать объемы и детали здания. Должна быть масштабная согласованность высоты этажей, окон, дверей, балконов, эркеров, декоративных элементов фасада. При необходимости укрупнения архитектурной масштабности можно объединить элементы фасада (балконы, эркеры и т.п.) в единый композиционный элемент и выделить его фактурой, рисунком или цветом.

После проделанной подготовительной работы можно приступать к детальной проработке фасада. Необходимо прорабатывать в эскизах каждый элемент фасада. Придать особую выразительность входу в коттедж можно путем подбора различных архитектурных решений карнизов, козырьков, декоративных элементов крылец. Оформить балконы можно путем подбора вариантов ограждений с различным рисунком. Ограждения могут быть сплошные и решетчатые (см. прил. 2). Изменение формы, рисунка переплетов окон и дверей также дает возможность изменить облик здания. Придание эркерам различной формы в плане дает возможность по-разному обыгрывать похожие варианты архитектурно-художественного решения фасадов.

Придать неповторимость облику здания можно, изменяя свойства материалов, применяемых для стен. Показать фактуру, разрезку стен на более мелкие по масштабу элементы, облицовку, пластичность элементов стены. Для большей выразительности элементов фасада можно применять мозаику, рельеф, роспись и т.п.

Использование активного цветового решения элементов или всего здания в целом также может изменить архитектуру здания. При выполнении фасада необходимо установить тип строительного материала, из которого выполнена наружная отделка. Характер материала определяет общее тональное соотношение здания и фона или отдельных частей здания. Можно показать естественную окраску строительных материалов (различные породы камня, разный тип металлов, различные искусственные и синтетические материалы) либо специально окрашенные поверхности элементов фасада. Цвет изменяется и гармонизуется в соответствии с закономерностями всех элементов композиции (целостность, нюанс, контраст, симметрия, ритм, модуль, мера и др.). Цвет иногда позволяет скорректировать не слишком удачные пропорции, когда нет возможности изменить сами объемы. Цветовые сочетания в экстерьере должны учитывать психофизиологические факторы восприятия.



Активным архитектурным средством является применение фактуры. Отношение по фактуре – отношение, возникающее при сопоставлении или сочетании поверхностей гладких с поверхностями с сильным рельефом, или поверхностей полированных с матовыми или шероховатыми.

Завершается разработка архитектурно-художественного решения коттеджа введением в чертеж элементов антуража ландшафтного или предметного характера. Включение в композицию фасада антуража должно выявлять масштаб сооружения. При изображении антуража должно сохраняться единство восприятия всех элементов чертежа. Примеры антуража для оформления фасадов жилых домов представлены в приложении 3

Курсовая работа выполняется в карандаше на листе формата А1 (594 × 841 мм) с выполнением требований, предусмотренных ЕСКД и СПДС.

Проектирование здания начинается с разработки планов , так как планы раскрывают функциональную и композиционную связь помещений, а также конструктивную схему здания.

На планах этажей показывают: координационные оси здания, расстояния между ними; отметки участков, расположенных на разных уровнях; толщину стен, перегородок и их привязку; все проёмы с размерами и привязками; наименование помещений и их площадь.

Планы и разрезы выполняются в карандаше или туши в соответствии с ГОСТ 21.101, ГОСТ 21.501 и СТП ННГАСУ 1 -5-98.

Надписи и шрифты выполняются с соблюдением требований ГОСТ 21.101, ГОСТ 21.501, ГОСТ 2.304 и СТП ННГАСУ 1- 5 - 98.

Допускается с разрешения преподавателя использовать разновидности шрифтов.

Требования к выполнению чертежей планов :

·размерные линии внутри и снаружи здания;

·привязки стен;

·обозначения (в масштабе) санитарно-технических приборов и газовых или электрических плит;

·следы разрезов;

·окна, балконы, лоджии;

·маркировка осей;

·площади помещений;

·названия помещений.

Проектируя здание коттеджа, следует выполнить разрез .

На разрезах наносят и указывают: координационные оси и размеры между ними; отметки на уровне пола каждого этажа и низа несущих конструкций покрытия; отметку уровня земли, отметку верха стен, карнизов, отметку подошвы фундаментов, размеры и привязку проёмов, высоту этажей и толщину перекрытий.

Требования к выполнению чертежей разрезов:

·две размерные линии;

·маркировочные оси;

·размеры внутри и снаружи здания;

·флажки состава полов и кровли.

Одновременно с разработкой планов и разрезов проектируют фасады .

Фасад выполняется с применением техники светотеневой тушевки (отмывки) архитектурных чертежей при помощи разведенной туши или акварели. Могут быть использованы и другие приемы: покраска акварельными красками, штриховка, покрытие гуашью, аппликация, набрызг, торцевание и др.

Окончательное оформление начать с размещения проекций на листе выбрав соответствующие масштабы.

В соответствии с утвержденным эскизом приступают к вычерчиванию чертежа в карандаше начисто.

Выполнение чертежа рекомендуется вести в такой последовательности: очень тонкими, едва заметными, но четкими линиями без нажима наносятся основные габариты объекта, надписей, основные элементы антуража. Проверив и убедившись в правильности расположения, прорисовываются детали, шрифт.

. На чертеже по правилам начертательной геометрии строятся собственные и падающие тени. Для построения теней на чертеже фасада необходимо иметь также план или боковой фасад, выполненный в том же масштабе.

За направление светового луча принимается диагональ куба, такое направление наиболее выгодно для выявления формы и позволяет легко строить тени. Построение теней на чертежах фасадов зданий основано на определении точек пересечения световых лучей с вертикальными плоскостями фасадов или наклонными плоскостями кровли. (Подробнее построение теней см. ).

Рис. 25. Построение теней на фасаде схематизированного здания.

Тени не обводятся, остаются вычерченными в карандаше. Падающие тени на выступающих вперед частях темнее, а на средней отступающей назад части фасада – светлее. На выступающих вперед частях фасада контраст между темным и светлым (тенью и освещенной плоскостью) оказывается резче, а на удаленных в глубину – слабее, мягче.

Последний, завершающий этап выполнения чертежа - отмывка , с помощью которой создаются и выявляются: художественная пластика архитектурной формы, композиционный строй, рельефность, цвет, фактура изображаемого объекта. Для передачи характера архитектуры сооружения, его объемно-пространственной структуры и осуществления композиционного замысла применяют соответствующий прием и характер отмывки. Чертеж может быть выполнен в двух вариантах: в насыщенной, интенсивной гамме, в очень контрастной манере и легкой воздушной.

На фасаде следует построить и нанести тени. Для лучшего выявления объемно - пространственного характера архитектурного объекта (фасада) можно использовать антураж, который должен быть согласован в масштабе и характере с проектным объектом.

Раствор для отмывки приготавливается путем добавления в воду (кипяченую) капельки туши. Раствор должен иметь такую прозрачность, которая бы позволила читать текст через толщину стакана наполненного раствором. Раствор обязательно фильтруется через марлю и хранится в закрытом стеклянном сосуде. Раствор считается пригодным для отмывки, если тушь не выпадает в осадок, не дает пленки на поверхности и не имеет запаха.

. Наилучшая бумага для отмывки-Гознак. Необходимо сохранять белизну, свежесть бумаги, избегать попадания масляных пятен, разрушения поверхности бумаги от стирания резинкой, работы рапидографами, а также избегать касания ладонями влажной поверхности бумаги. Иначе бумага будет лохматиться, нарушится прочность ее внешнего слоя.

Кисти. Для отмывки необходимы круглые беличьи кисти разной величины: большие № 12 - 14 толщиной около 1 см (для прокрывания больших плоскостей, общих планов) и малые № 3 - 5 (для прорисовки мелких деталей, фактуры). Пригодность кисти к работе проверяется следующим образом: при вынимании из воды намокшая кисть должна иметь острый конец.

Главное правило отмывки касается ее последовательности: от пространства к плоскости, от общего к деталям.

Перед отмывкой бумагу следует промыть водой и дать подсохнуть. После этого краска лучше ложится. Необходимо научиться ровному покрытию поверхности бумаги раствором краски или туши.

Отмывку в первой стадии работы начинают с отделения освещенных поверхностей от неосвещенных; тени покрывают ровным светлым раствором несколько раз. К концу работы для получения темных тонов в глубоких тенях можно перейти к более темному раствору туши.

Чтобы получить плавные изменения тона, границы света и собственных теней на круглых или цилиндрических поверхностях надо размывать водой с каждым слоем туши.

Светлые поверхности на дальних планах темнее, на ближних - светлее.

Падающие тени темнее собственных.

Важным элементом отмывки является показание материала, в частности, если деталь выполнена из светлого материала, то освещенная его часть должна быть светлее тона неба, а тень - темнее. Если деталь выполнена из темного материала (кирпич, гранит и др.), то освещенная солнцем поверхность будет темнее неба, и менее контрастна, чем в первом случае.

После введения фактуры обычно требуется значительное усиление интенсивности всех теней.

При изображении кирпичной кладки необходимо прорисовать фактуру кирпичей и рисунок самой кладки.

Многоцветная покраска фасада.

Сначала смачивают водой всю окрашиваемую поверхность бумаги, после этого все сооружения, землю и окружающую растительность покрывают слабым раствором краски светло-желтого цвета с оранжевым оттенком. Небо, за исключением облаков, окрашивают серо-голубым тоном, а землю – зелено-коричневым тоном. Затем передаются основные цвета поверхности самого сооружения. Серо-голубым тоном, с учетом цвета поверхности, наносятся собственные и падающие тени с постепенным высветлением или размывом тона. При этом падающие тени темнее и холоднее собственных.

Требования к выполнению чертежей фасадов:

·архитектурный антураж или оси и отметки здания;

·цветная отмывка с построением теней.

Генеральный план выполняется с соблюдением требований ГОСТ 21.508 и ГОСТ 21.204, на котором план разбивки зданий и сооружений совмещается с планом благоустройства и озеленения территории.

Требования к выполнению генерального плана:

·знак север-юг;

·размерные линии;

·выделение проектируемого здания;

·экспликация зданий и сооружений;

·отмывка генерального плана в гамме выполненного фасада коттеджа.

Курсовая работа должна быть выполнена с достаточным уровнем графики.

Список литературы

1.СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные.

2.СНиП 2.08.01-89. Жилые здания.

3.Архитектура гражданских и промышленных зданий: Гражданские здания: Учеб. для вузов / А.В. Захаров, Т. Г. Маклакова, А. С. Ильяшев и др.; Под общ. ред. А.В. Захарова. – М.: Стройиздат, 1993. – 509 с.: ил.

4.Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учеб. для вузов. Т. 3. Жилые здания / Л. Б. Великовский, А. С. Ильяшев, Т. Г. Маклакова и др.; Под общ. ред. К. К. Шевцова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Стройиздат, 1983. – 239 с.: ил.

Что такое архитектурное решение проекта

Суть создания архитектурного решения (АР) заключается в разработке документов, которые используются в качестве руководства для строительных работ. Готовое решение представляет собой комплекс требований к функциональному назначению, конструкции и эстетике объекта. В нем авторский замысел обретает четко структурированную форму. Здесь же указываются санитарно-гигиенические, экономические и другие аспекты. АР состоит из инженерного, конструктивного и сметного разделов. В последнем отображается план предстоящих расходов на этапе строительства.

















Четыре вида архитектурных решений

АР бывает художественным, планировочным, пространственным и композиционным.

Художественное решение. Сюда входят проектные документы, которые описывают внешний облик здания, его экстерьер. Помимо этого, в материалах представлены стилевые решения интерьера. С помощью зодческих художественных приемов подбирается оптимальное сочетание отделочных материалов, способов обработки поверхностей, вариантов освещения и прочего.




Композиционное решение. Это композиция будущего здания, которая состоит из различных частей, гармонично сочетающихся межу собой. Создается объемный образ всего здания, его экстерьера и интерьера.

Объемно- и функционально-планировочное решения. Они представляют собой результат разработки поэтажных планов с размерами, формой комнат, их назначением. В данной части проекта планируется взаимное расположение помещений, то, как они будут связаны между собой, какую площадь нужно выделить под ту или иную комнату в соответствии с функциями, которые она должна выполнять.

Объемно-пространственное решение. Разрабатывается на базе объемно-планировочного решения и заключается в создании объемной модели сооружения. То есть, планируется внешняя форма объекта на основе внутреннего содержания (планировки помещений).

Требования и нормы законодательства в области архитектуры



Таким образом, архитектурное решение проекта - это совокупность документов, которые дополняют и уточняют выбранный заказчиком эскиз. В них раскрывается в подробностях именно архитектура будущего объекта. АР является обязательным разделом документации проекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ №87. Решение разрабатывается в строгом соответствии с градостроительным законодательством, ГОСТами.

Основные требования к архитектурному проекту - это благоустроенность помещений, устойчивость и надежность конструкции здания, его экономичность, эстетическая привлекательность. Однако это абстрактные понятия, которые характерны для всех качественно спроектированных и построенных сооружений. В СНиП содержатся нормы для различных классов объектов. Они выбираются еще на этапе создания техзадания, при этом к первому классу предъявляются самые строгие требования, а к четвертому - минимальные.

Заказывая архитектурно-художественное проектирование , необходимо тщательно выбирать бюро, которое им будет заниматься. Только так в итоге можно построить здание, которое будет отвечать всем требованиям и предпочтениям заказчика. Подсчитать стоимость проектных работ предлагаем на онлайн-калькуляторе ниже.

1 Эскизный проект (от 20 000р.) кв.м. 150
2 Архитектурный проект (АР) (от 30 000р.) кв.м. 250
3 Конструктивный проект (КР) (от 40 000р.) кв.м. 350
4 Архитектурно-строительный проект (АС) (от 70 000р.) кв.м. 500
Итого