Ислам имеет наибольшее число последователей в Турции, причем новорожденные автоматически регистрируются государством как мусульмане, если их родители не принадлежат к какой-либо другой официально признанной религии. По этой причине в официальное количество мусульман включены атеисты и сторонники конфессий, не имеющих в стране официального статуса.

Если гражданин отказывается от родительской веры в пользу другого вероисповедания (например, при заключении брака), он должен подать заявку на изменение своих личных данных. В настоящее время государство не позволяет изменять личные записи в графе о вероисповедании кроме как на ислам, христианство или иудаизм, причем последние редактируются только с документом, выданным официально признанной церковью или синагогой.

Согласно источникам в 2016 году ислам исповедовали 82% от общей численности населения. Большинство мусульман в Турции составляют сунниты (около 65%), на шиитов приходится около 4% мусульманского населения. Среди шиитов имеется небольшое, но значительное меньшинство исмаилитов. Доля неаффилированных мусульман – 13%.

Христиане и евреи (сефарды), представляющие немусульманское религиозное население, составляют 4% от общего числа.

Трудно оценить количество атеистов и агностиков в Турции, поскольку они официально не учитываются в переписи страны. Опросы показывают, что в 2013 году 4,5 млн. человек отнесли себя к неверующим. В 2015 году их количество достигло 5,5 млн. человек – то есть примерно 9,4% турецких граждан не исповедуют никакой религии. 85% всех нерелигиозных людей моложе 35 лет.

Религия и общество

Турция является светской страной, не имеющей официальной религии со времен конституционной поправки 1924 года. В стране запрещено законом носить религиозные головные уборы и другие символические предметы одежды для обоих полов в правительственных зданиях, школах и государственных университетах.

Конституция признает свободу религии для отдельных лиц, тогда как религиозные общины находятся под защитой и юрисдикцией государства и не могут участвовать в политическом процессе (например, путем формирования религиозной партии) или создавать школы, основанные на вере.

Однако в настоящее время во всех государственных школах проводятся обязательные уроки религоведения, в основном излагающие основы суннитского течения. Дети изучают молитвы и другие религиозные практики, относящиеся конкретно к суннизму.

Заявка страны на вступлении в ЕС разделила существующих членов Союза на два лагеря – часть из них поставили под сомнение возможность полноценной интеграции мусульманской страны. Турецкие политики обвинили противников в том, что они выступают за «христианский клуб».

Начиная с 1980-х, годов роль религии в государстве стала неоднозначной, поскольку влиятельные религиозные фракции бросили вызов полной секуляризации, к которой призывал кемализм, усиленно возрождая соблюдение исламских практик. В начале 2000-х, в связи победой на парламентских выборах Р.Эрдогана и его Партии справедливости и развития, исламские группы стали ставить под сомнение концепцию светского государства.

98% населения Турции - мусульмане, т.е. исповедуют Ислам - религию, созданную пророком Мухаммедом. Ислам возник в Хиджазе, западной области Аравийского полуострова, в начале VII в. нашей эры. Проповедником ислама стал Мухаммед, живший в 570-632 гг. и объявивший себя посланником Аллаха. В Аравии социальным переменам (смене строя) сопутствовали этнические, складывалась арабская народность, и единобожие, провозглашенное Мухаммедом, соответствовало новым веяниям. Ислам, единая общеарабская религия, пришел на смену многочисленным религиозным культам, и этническое единство было закреплено религиозным. В завоеванных странах ислам вбирал в себя много местных религиозных представлений, что создало почву для различных расхождений и движений, ересей и появления новых пророков.

Основной догмат ислама - единобожие - выражен простой формулой исповедания веры (шехадет): "Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк". Само слово "ислам" означает "покорность" (Аллаху и судьбе, им предначертанной), а "мусульманин" (арабское "муслим") - "покорный". На этом основании некоторые мусульманские богословы в Турции даже осуждают страхование жизни и имущества от несчастных случаев, "ибо нельзя обмануть предопределение".

Коран, сборник проповедей и наставлений Мухаммеда - священная книга мусульман, "Библия ислама". Он считается "словом Аллаха", переданным пророку через архангела Джебраила на арабском языке. Коран написан особым стихотворным размером, без рифм. Коран и дополняющая его сунна составляют в исламе основу вероучения, права, этики и морали. В Коране изложены и правила культа. Ислам формирует повседневные навыки поведения, быта, привычки - омовение, регулярную молитву, месячный пост. Перед омовением, молитвой, перед началом поста мусульманин должен прочесть сакральную форму "ниет". Этим ритуальным действием мусульманин связывается с мыслью о Боге.

Всякое начинание тоже должно быть сопряжено с именем Аллаха. Перед работой, перед учебой, перед едой необходимо произнести слова другой формулы - "бесмеле": "Во имя Аллаха всемилостивейшего..." Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, "пяти столпов" ислама. К ним причисляют главный догмат веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню - "зекят". У ислама много предписаний - запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. Однако в настоящее время эти запреты практически не соблюдаются.

Строго соблюдаются теперь только два предписания - запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Турки совершают обрезание мальчику чаще всего в возрасте 7-12 лет. Обычно это делают в августе или начале сентября. Обрезанию предшествует стрижка головы проверка знаний основных молитв. Мальчика наряжают в красивый костюм с лентой через плечо, на которой написано арабское изречение "машалла" - "Да хранит Бог!", сажают на коня, верблюда или повозку и везут торжественно к сюннетчи - специалисту, совершающему процедуру обрезания. Обрезание - большой семейный праздник.

Родители и гости дарят виновнику торжества подарки. У турок и у турецких курдов в обряде обрезания обязательно участвует воспреемник, взрослый мужчина, сходный с крестным отцом у христиан. Он называется "кивре". Его обязанность опекать до совершеннолетия молодого мусульманина, наставлять на путь истинный. Накануне обрезания мальчику внушают: ты уже мужчина, сильный и храбрый, должен быть мужественным. не бояться боли. Надолго запоминается и праздничность обряда.

Большой эмоциональный эффект имеют обрядовые богослужения, совершаемые по пятницам и праздникам в мечетях, где играет роль не только психический настрой масс, но и архитектура храма, и непонятный, а оттого таинственный язык Корана. Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву - намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. У мусульман в час молитвы раздается пение муэдзина. Выйдя на балкончик минарета, муэдзин читает нараспев арабские стихи эзана - призыва к молитве: "Аллах велик! Иного бога нет! И возвестил об этом Магомет. Вставайте на молитву, спешите же к спасенью. Намаз полезней сна". Стихи повторяются несколько раз и заканчиваются словами: "Нет иного божества, кроме Аллаха".

Перед намазом обязательно омовение. Во дворе большой мечети стоит ша-дырван - шатровое сооружение, к которому подведена вода. "Когда встаете на молитву, мойте лица, обмывайте руки до локтей и ноги до щиколоток, обтирайте голову",- сказано в Коране. Ислам ратует за чистоту. "Чистота - половина веры",- эти слова приписывают Мухаммеду. Омовение необходимо не только после физического загрязнения. Оно требуется и после прикосновения к гяуру - "неверному", после пребывания в стране неверных. Намаз предписывается совершать на особом молитвенном коврике. Носить с собой такой коврик обременительно, и около мечетей можно видеть мальчишек, продающих большие листы оберточной бумаги - коврики "одноразового пользования". В настоящее время в Турции, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои исправления в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух - утреннего и вечернего.

Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж - паломничество в Мекку. Хадж совершают во время двенадцатого месяца мусульманского календаря - зильхидже. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1948 г. этот запрет был снят. Тем не менее не все турки одобряют такой расход государственных денег.

Раз в год Мусульманин должен поститься. Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни курить. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. В темное время суток пост прерывается: снова можно есть, пить, курить, пока не рассветет. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова "руч" (день), но иногда его называют рамазаном (рамадан). Вечером об окончании дневного воздержания оповещают по радио и телевидению: вечерний эзан транслируется по всем каналам. Иногда, по старой традиции, в провинциальных городках об этом возвещает выстрел пушки. Начинается вечернее разговение - ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют. Общий стол устраивают группы родственников, соседей, знакомых. В городах вечера рамазана чем-то похожи на новогоднюю ночь. С наступлением темноты вспыхивает иллюминация. Она тянется между минаретами над куполами мечетей, образует световые надписи. Последние дни рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Всюду идет стирка белья, моют полы, красят стены домов, убирают мусор с улиц и площадей. Собственно, это уже начинается подготовка к трехдневному празднику разговения, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника - обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекмезома (виноградный сок, вываренный до густоты меда).

По-турецки праздник разговения зовется шекер-байрам (сахарный, т.е. сладкий праздник). В дни шекер-байрама идет обмен поздравлениями и визитами. Домашняя прислуга, лифтеры, официанты рано утром поздравляют своих хозяев, подчиненные наносят визиты своим начальникам и обязательно дарят подарки. В последний день праздника семьями посещают кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим. А через два месяца и десять дней после начала рамазана наступает главный праздник мусульман - курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Он длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне курбан-байрама города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Их продают в специально отведенных местах. Дюжие хамалы-носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. В первый день праздника блестят острозаточенные ножи. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.

Как и другие мировые религии, ислам распался на несколько течений и около семидесяти сект при четвертом преемнике Мухаммеда - халифе Али, избрание которого не было единогласным. Против него выступил влиятельный наместник Сирии Муавия. Группировка Али потерпела поражение. Его последователи, получившие название "шиа" (сторонники), основали новое направление ислама - шиизм. Остальные мусульмане стали именоваться суннитами от слова "сунна", которым обозначают священные предания о Мухаммеде. Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в нюансах их толкования, а главное, были добавлены новые элементы в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, дань, когда, согласно одному ахбару, Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хюсейну), свои места паломничества.

В Турции подавляющее большинство мусульман составляют сунниты, шиизм исповедуют только 5-6 млн. человек, их в Турции называют "алеви", т.е. последователями Али - это отдельные группы турок на востоке страны, часть курдов некоторые племена юрюков и туркмен, еще не слившиеся с основной массой турецкого населения.

В Османской империи ислам играл решающую роль, поддерживая солидарность между различными мусульманскими элементами и определяя этическую и правовую структуру жизни ее подданных. Османское государство управлялось султаном, который стал "халифом", т. е. главой всего исламского мира, после турецкого завоевания Египта в XVI в. При Османах исламские ученые, известные под названием "улема", были обязаны соблюдать и распространять мусульманскую веру Они обеспечивали следование религиозным догмам, проводя в жизнь "шариат" - свод религиозных, бытовых правил и юридических норм, основанных на Коране. Они обучали религиозным дисциплинам, управляли мечетями и школами и контролировали суды. Исламское образование давалось в низших школах (мектебы) при мечетях, в медресе (духовное училище) и в высших институтах теологии. Главный вклад в ислам турки сделали в области суфизма, мистико-аскетического направления в исламе. Каждый суфийский "тарикат" (секта, или дервишский орден) пытался найти путь к мистическому единению человека с Богом. На ритуал этих их сект оказала влияние такая доисламская шаманская практика, как танцы и музыка, вызывавшие мощные вспышки экстаза у участников мистических церемоний айин. Ортодоксальные мусульмане такие обряды считали проявлениями ереси.

В османское время у суфийских сект были текке, или обители, соответствовавшие христианским монастырям. Каждый дервишский орден возглавлялся шейхом, религиозным наставником. Те, кто поступал в дервишские ордены, назывались мюридами и прикреплялись к полноправным дервишам.

Члены ордена были обязаны жить в набожности и бедности, воздерживаясь от материальных благ и существуя на зекат, милостыню, во время своих поисков достижения спасения. Главным центром поклонения была тюрбе - усыпальница основателя ордена, который считался эвлия - святым. Два важных суфийских ордена, которые появились на раннем этапе турецкой истории и до сих пор пользуются популярностью, - Мевлеви и Бекташи.

Орден крутящихся дервишей Мевлеви представляет собой мистическую группу, члены которой являются последователями великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми (1207- 73). Орден базировался в Центральной Турции, в городе Конья, в котором и погребен его основатель.

Последователи Мевлеви ежегодно в декабре проводят фестиваль, посвященный памяти основателя ордена, и это одно из главных туристических зрелищ. Во время религиозной церемонии крутящиеся дервиши одеты в развевающиеся белые платья и конические шляпы. Они вертятся под ровный ритм барабанов и звуки мистической музыки, представляя смерть и окончательное соединение Мевляны с Аллахом. Орден Мевлеви находит последователей среди городской интеллигенции и представителей правящих классов в отличие от сельского населения, которое предпочитает членство в других сектах.

Члены ордена Бекташи были последователями мусульманского мистика Хаджи Бекташи Вели (1209-71). Орден базировался в Центральной Турции, в вилайете Кыршехир, в городе Хаджибекташ, в котором похоронен его основатель. После того как тарикат объявил Али полноправным наследником Мухаммеда в качестве халифа, движение стало пользоваться большой Популярностью у турецких шиитов, или влавитов, считавших Хаджи Бекташи Вели одним из своих великих лидеров. Орден Векташи воспринял много немусульманских обрядов, включая крещение. Их дервиши были ответственны за обращение Христианского населения деревень Анатолии и Балкан в исламскую веру. Долгое Время орден был связан с корпусом янычар, элитной частью османской армии, воины которой ранее были христианами. Орден Прекратил существование на территории Турции в 1925 г., когда парламент принял закон о ликвидации дервишских орденов и закрытии дервишских обителей.

Ортодоксальные турецкие исламские богословы восприняли взгляды персидского богослова XI в. Мухаммеда аль-Газали, который писал преимущественно по-арабски и отвергал утверждения, будто научное знание не соответствует исламской доктрине. В результате этого многие турки обрели славу в науке, особенно в астрономии, медицине и математике.

Тypoк Кадизаде Муса-паша в XV в. основал обсерваторию в Самарканде и написал комментарии к Евклиду. Ученый-медик Ибн Сина, живший в Средней Азии и Иране (980-1037), открыл заразность туберкулеза и описал в своем медицинском трактате " Канон врачебной науки", переведенном на латинский язык, 670 лекарств. Турок аль-Фа-раби, живший в Багдаде, Алеппо, Дамаске, в своих сочинениях синтезировал идеи Аристотеля, Платона" и суфизма.

Следует отметить, что турки руководствуются при определении гражданства правом почвы и считают турками всех, кто жил на территориях, подвластных не только им, но и другим тюркоязычным народам, даже если завоевание произошло через много веков после смерти того или иного деятеля, как в случае с аль-Фараби.

Во время упадка империи улемов (мусульманские богословы) захватила широко распространившаяся коррупция. В то же время духовенство изолировалось от интеллектуальных и культурных перемен и оказалось полностью закрытым для прогресса. Научные и технологические достижения для мусульманскою духовенства стали нечистыми и чуждыми идеями. Иллюстрирует этот интеллектуальный застой закрытие в 1580 г. султаном Мурадом III обсерватории в Стамбуле, поскольку, по словам Шейх-уль ислама (высшее духовное лицо в Османской империи), астрономы "настолько дерзки, что пытались выведать секреты мироздания", и известные только Аллаху.

В то время, когда Европа пережила Реформацию и делала гигантские успехи в науках и промышленности, Османская империя погрязала в невежестве под предводительством косного духовенства, которое цеплялось за средневековые исламские идеи.

Когда Кемаль Ататюрк пришел к власти, он все это изменил. Он отменил султанат и халифат и заменил шариат гражданским, торговым и уголовным кодексами, скопированными со швейцарского, французского и итальянского.

В современной Турецкой республике, например, религиозные школы тщательно контролируются министерством образования. Религиозные лидеры, такие, как имамы, являются оплачиваемыми государственными служащими - мера, призванная ограничить их влияние.

А новые мечети все чаще строятся с минаретами без внутренней лесенки, по которой муэдзин поднимается на поясной балкончик, чтобы пропеть свой призыв. Прогресс берет свое, и муэдзина заменяет магнитофон с записью эзана. В былые времена строительство лесенки внутри минарета считалось особым искусством. В XVI в. турецкий зодчий Синан построил в стамбульской мечети Сулейманийе минарет с двумя внутренними лесенками, да так, что муэдзины, поднимаясь по ним, каждый на свой балкончик, никогда не встречались друг с другом.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

В Турции, на канонической территории Константинопольского Патриархата, остается совсем немного греческих прихожан. Православную общину отчасти пополнили русские, переехавшие в страну на постоянное место жительства. Но есть среди паствы Патриархата и турки, принявшие Православие. В последнее время их становится все больше. В Греции для них издают православную литературу на турецком языке и публикуют материалы о новообращенных. Ахмед и Неджла – двое из тысяч турок, которые за последние годы сменили веру, и они, в отличие от других, совсем не скрывают этого. Они рассказали болгарскому сайту «Двери на Православието» о своих духовных поисках, которые привели их в Православие, и о том, что это значит – быть христианином в Турции. Предлагаем эту беседу читателям сайта «Православие.Ру».

/p>

– Турецкая пресса объясняет современные многочисленные крещения в стране как «возвращение к своим корням» турецких граждан греческого или армянского происхождения. А в вашем случае играло ли национальное происхождение решающую роль в том, чтобы вы стали христианами?

Ахмед: Происхождение играет роль в каких-то случаях, но не в нашем. Лично я родился в Каппадокии, имею предков, которые пришли с Кавказа. Насколько я знаю, в моей семье не было христиан. Вхождение в Православную Церковь – это следствие моего личного выбора.

Неджла: Моя мать из Кавалы, а отец – понтиец. В моей семье некоторые говорят по-ромейски (местный диалект греческого языка, употребляемый исламизированным населением. – Ю.М.). Но решение оставить ислам и принять Православие было моим личным выбором, независимым от того, какое у меня происхождение.

– Исторически турецкая идентичность столь тесно связана с исламом, что многие турки совершенно не готовы принять мысль о возможности быть одновременно турком и немусульманином. Как вы на это смотрите?

Н.: Действительно, многие люди не считают тебя «турком», если исповедуешь другую религию, особенно если ты христианин или иудей. Они думают, что ты принадлежишь не просто к другой религии, но к другому народу.

А.: Это объясняется историческими причинами. Османский порядок создал этническое разделение на миллеты по религиозному принципу. Например, все православные образовывали «православный этнос», и администрация не придавала значение их национальному происхождению, были ли это болгары, сербы или греки. В Каппадокии, откуда я сам, религия была тем, что разделяло жителей на ромеев и турок. Православные в области Талас, моем родном крае, говорили на турецком как на родном языке и даже служили литургию по-турецки. Но именно принадлежность к Православной Церкви определяла их как часть «ромейского народа».

Однако турецкая история знает и другие, отличные примеры. В прошлом в разных частях турецкой диаспоры турецкие общины принимали христианство. Есть турки-христиане в Центральной Азии, православные гагаузы в Румынии, есть и тысячи турок, принявших христианство, в самой Турции. То, что они христиане, не значит, что они не турки. И я сейчас христианин, но вместе с тем стопроцентный турок, и турецкий – мой родной язык. Так что это разделение людей по религиозному признаку становится все более устаревшим. Люди все еще удивляются, когда слышат, что некий турок – христианин, но мало-помалу это начинает восприниматься нормально.

– Кто вы по профессии?

Н.: Я диетолог и участвую в волонтерской деятельности.

А.: Я был управляющим в крупной государственной компании и жил некоторое время в США. Затем имел бизнес в Бельгии.

– Ахмед, наверное, решение принять христианство возникло в то время, когда вы жили и работали в христианской стране?

А.: Нет, почва была подготовлена намного раньше. К сожалению, в Турции христианство представляют как нечто приходящее «извне». Это ошибка, потому что Православие – часть истории нашей земли. Это видно и из привилегий, которые Мехмет Завоеватель дал Константинопольскому Патриархату.

У меня с детства было некоторое представление о христианстве, хотя и через призму ислама. Многие мусульмане испытывают большое уважение к христианам, которое связано с тем, что Коран признает Иисуса как пророка. Вообще мусульмане уважают и Пресвятую Богородицу. Думаю, вы видели, как толпы верующих мусульман собираются в ромейские церкви Стамбула, чтобы поклониться святыням и попросить помощи. В Турции мы сызмальства готовы принять послание христианства.

Если есть проблемы, то они связаны с образованием, которое получают с обеих сторон, и с незнанием. Например, многие мусульмане не понимают смысла учения о Пресвятой Троице, и думают, что мы почитаем трех богов, что христианство – это политеистическая религия. Я говорю это не в плане критики ислама, а просто привожу данный факт как пример неосведомленности.

– А ваш, Неджла, поиск тоже начался в Турции?

Н.: Да, когда я училась в университете. Моя семья в целом была верующей, но без того, чтобы буквально следовать всем предписаниям ислама. Я считала себя мусульманкой, пока не начала отдаляться от ислама во время учебы в Анкаре. Мои родители оставляли мне свободу в том, что относится к религии. Пребывая в исламе, я чувствовала пустоту, которая требовала заполнения. Я читала, искала сама. Вступила на путь, который привел меня в Православие.

– Следовательно, ваш путь к Православию – это результат «местного» опыта, без влияния из-за рубежа.

А.: Всякое влияние американского или европейского христианства может только навредить. Я вообще не чувствовал себя хорошо с тамошними христианами. Они оттолкнули меня от христианства тем, что превратили его в психотерапию. Ходят в воскресенье в храм, чтобы разговаривать. Но религия имеет целью заполнение некой иной пустоты. В Европе христианство свелось к праздникам без какой-либо связи с религией. Возьмем, например, Рождество Христово. Многие люди поздравляют словами «Счастливого праздника» вместо «Счастливого Рождества». В Европе люди имеют поверхностную связь с христианством, без понимания его духовного смысла.

– А чем местные христиане отличаются от европейцев?

Н.: Тем, что гораздо ближе к сущности и преданию христианства.

А.: И тем, что более верующие.

Н.: Мы ходим в храм каждое воскресенье, вместе читаем Священное Писание каждый вечер, вместе молимся, стараемся исполнять все требования нашей религии.

– Поддерживаете связи с местной православной общиной?

Н.: Да, я читаю для тюркоязычных верующих (смеется).

– Наверное, вам трудно следить за службой, когда она вся идет на греческом?

А.: Перед всякой службой мы заранее готовимся еще дома. И еще у нас есть двуязычное издание Нового Завета, так что мы можем следить за службой и по турецкому тексту. Важно понимать, чтобы участвовать.

– Трагичный факт отступничества отца Евфимия от Константинопольского Патриархата в 20-е годы минувшего века и основание раскольнической «Турецкой православной церкви» сильно затруднило большее введение турецкого языка в греческих приходах Константинополя, хотя это давно сделали другие христианские вероисповедания.

А.: Да, это так. Мы надеемся, что с течением времени будет в Православной Церкви и литургия на турецком языке. Сегодня только Символ веры читается по-турецки. Требует решения и проблема с преемниками отца Евфимия – невозможно иметь враждебность между Церквями. Все православные в Турции должны подчиняться Вселенскому Патриархату.

– Сталкивались ли вы с негативной реакцией в обществе после того, как крестились? Притесняют ли вас?

А.: Никакого негатива не видел и не могу сказать, что испытываю притеснения.

Н.: Не встречала отрицательной реакции. Моя семья была удивлена, но уважает мой выбор.

– Считаете ли вы, что есть в Турции много других, которые последуют вашему примеру и обратятся в христианство?

А.: и Н.: Да, многие.

– Однако до настоящего времени мало кто крестился.

Н.: Факт в том, что реально крестившихся намного больше, чем тех, кто «показывает», что он крестился. Они боятся реакции окружающих людей. Это тайные христиане.
А.: Да, есть страх. Но это должно измениться, как и отношение общества к тем, кто поменял религию. Во всяком случае, Православная Церковь не занимается никаким прозелитизмом. Напротив, предъявляются высокие требования к тем, кто хочет прийти из других вер. Необходимо пройти долгую катехизацию и проверку искренности желания.

– Значит, нелегко было войти в Православную Церковь?

Н.: Да, в прошлые годы, но мы весьма добивались этого.

– Испытываете ли вы страх из-за нападений на христиан, таких как, например, убийство католического священника отца Санторо в Трабзоне и убийство христиан в Малатье? Как вы думаете, кто стоит за этими нападениями?

А.: Не думаю, что нечто подобное может случиться в столице. По мере переговоров Турции с Евросоюзом страна видимо меняется. Турки становятся все более открытыми и толерантными. Но на эти перемены, естественно, реагируют некоторые радикально настроенные круги. Это темные силы, которые не имеют ничего общего с государством и находятся на периферии общества.

Перевел с болгарского Юрий Максимов

    Религия в Великом княжестве Литовском совокупность исповедуемых религий в Великом княжестве Литовском с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии и Литвы, а также частично Украины, России и Польши. До Кревской унии … Википедия

    Координаты: 39°10′00″ с. ш. 35°40′00″ в. д. / 39.166667° с. ш. 35.666667° в. д. … Википедия

    Среди религий в Австрии, наиболее распространённой является католичество. Согласно переписи 2001 года, 73,6 % населения страны причисляли себя к католикам, 4,7 % к протестантам (лютеране). Число прихожан церквей составляло… … Википедия

    Среди религий в Австрии, наиболее распространённой является католичество. Согласно переписи 2001 года, 73,6 % населения страны причисляли себя к католикам, 4,7 % к протестантам (лютеране). Число прихожан церквей составляло около 11,5 %… … Википедия

    Религия и политика - (religion and politics), отношения между духовной и светской властью и распространение религ. принципов или убеждений на полит. жизнь. Эти отношения часто приводили к конфликтам. Вера признается осн. источником легитимности и полит, мобилизации… … Народы и культуры

    Мечеть Султанахмед, Стамбул Ислам в Турции первая по числу приверженцев и значению религия в Турции. Установление ислама … Википедия

    Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр … Википедия

    Несмотря на то, что сейчас христиане в Турции являются религиозным меньшинством (0,6% населения страны) христианство на территории Турции насчитывает долгую историю. Уроженцами территорий ныне занимаемых Турцией были такие почитаемые в… … Википедия


Перед тем, как отправиться в это де-юре светское государство, полезно все же выяснить, какая религия в Турции задает алгоритм поведения большинства местных жителей (особенно в аграрных и горных районах страны), еще даже не догадывающихся о том, что они, оказывается, европейцы. Ислам - основная религия в Турции. Большая часть жителей является мусульманами-суннитами - около 75%, еще 20% - шииты, остальные придерживаются христианства, иудаизма и прочих вероисповеданий.


По сравнению с остальными мировыми религиями ислам возник не так давно - в VII веке н.э. в западной части Аравийского полуострова. Догма, которую можно считать основой ислама, звучит так: «Нет иного Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк». Преобладающая религия в Турции ислам означает «покорность», в переводе с арабского. А мусульманин - «покорный». И действительно, все верующие трепетно относятся к этой религии и строго соблюдают правила.


«Документальной базой» религии в Турции является священная книга Коран, который, согласно преданию, был передан пророку Мухаммеду Аллахом через архангела Джебраила. Написан он на арабском языке в своеобразной стихотворной форме, исключающей рифму. Коран состоит из наставлений и проповедей, описаний праздников, манер поведения в обществе и семье.


Религия в Турции не позволяет верующим употреблять спиртные напитки, увлекаться азартными играми, есть свинину. Мусульмане должны молиться 5 раз в день и поститься в течение священного месяца Рамадан.


Религия в Турции особенно ярко проявляется в дни основных праздников, а это: Рамазан (10 января - 8 февраля), Шекер Байрам (9 февраля - 11 февраля) и Курбан Байрам (17 апреля - 21 апреля).

Вера турецкого народа

Правительство Турции строго следит за религиозным образованием, контролируя школы и институты. Религия в Турции отделена по закону от государства (с 1928 года ислам не считается государственной религией), каждый житель страны свободен в вероисповедании. Помимо мусульман, здесь есть армянские, греческие и сирийско-православные христиане и иудеи.


С изменением образа и ритма жизни современного мусульманина, изменилась и основная вера турецкого народа - ислам. Так, вместо 5-ти намазов (молитв), как правило, совершается только 2 (утром и вечером). Также женщин можно увидеть не только закутанных в паранджу, но и в достаточно открытом одеянии. Строго соблюдаются два правила: обряд обрезания (он осуществляется, когда ребенок достигает в 12-13 летнего возраста) и отсутствие свинины в рационе питания. Остальное каждый решает для себя сам.

Какое вероисповедание в Турции

Большая часть населения Турции (75%) - это мусульмане- сунниты, остальная часть принадлежит к шиитам и христианам. Таким образом, основное вероисповедание в Турции - это ислам. Практически весь народ является религиозным, и большинство сфер общественного бытия проникнуты этой религией. Священная книга Коран и сунна, которая дополняет его, составляют основное вероисповедание в Турции. Именно в Коране изложены основные вероучения, права, мораль и этика. Исламом сформированы повседневное поведение в быту и привычки. К религиозным праздникам Турции относятся - Рамазан, который длиться с 10 января по 8 февраля; Шекер Байрам 9-11 февраля; Курбан Байрам - 17-21 апреля.