Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Куединская средняя общеобразовательная школа №2-БШ»

Педагогический проект

Нуртдинова Т. А.,

педагог-психолог

Куеда 2016-2017 г.г.

1.Паспорт проекта

Название проекта

"Коррекция и развитие детей с ОВЗ"

Тип проекта

Педагогический

Целевая группа

Обучающиеся начальных классов с ОВЗ

Обоснование проекта

В настоящее время в начальной школе обучаются 7 детей с ОВЗ, которым нужна специальная помощь.

Проблема

Отсутствие специальных программ, стимульного, диагностического материала для работы с детьми данной категории.

Цель и задачи

Цель проекта: создание условий для коррекции и развития детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам инклюзивного образования.

    создать психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

    социально-психологическая поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

    разработать программу коррекции;

    подбор диагностических методик, проведение мониторинга;

    разработать систему коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;

    апробировать коррекционно-развивающие упражнения в процессе занятий;

Этапы работы над проектом

Организационно-подготовительный

Этап реализации проекта

Рефлексивный

Прогнозируемый результат

Повышение интеллектуального и эмоционального уровня у детей с проблемами в развитии.

Масштаб проекта

Риски

Безрезультативность данной программы.

2. Описание проекта

С каждым годом количество детей с ОВЗ увеличивается.

Поэтому одним из актуальных вопросов является обеспечение равных возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках проекта детям с ОВЗ и особыми образовательными потребностями нужна специальная помощь и поддержка. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Таким образом, актуальность темы проекта определяется ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей школы.

На момент создания данного проекта: в школе 7 детей имеют особые образовательные потребности.

В процессе работы был выявлен ряд конкретных проблем: задержка в развитии, слабая учебная мотивация, нарушение эмоционально-волевой сферы, трудность в учебе, слабая социализация в образовательном пространстве школы, трудность в общении со сверстниками.

С ведением ФГОС для детей с ОВЗ и наличием таких детей в нашем образовательном учреждении появилась необходимость создания АОП НОО и коррекционной программы, а также разработка стимульного, диагностического, раздаточного материала.

Новизна проекта:

Новизна заключается в выстраивании модели психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в которую входят следующие позиции:

    подбор диагностических методик, разработка коррекционных программ, стимульного материала;

    формирование познавательных компетентностей детей с ОВЗ (учебно-познавательные, ценностно – смысловые, информационные, коммуникативные);

    включение родителей.

3. Механизмы реализации проекта

Этап

Сроки

Результат

1.Организационно-подготови

1. Диагностика детей с ОВЗ

Сентябрь 2016

Распределение по группам, в зависимости от выявленных проблем.

2. Изучение психологической литературы по инклюзивному образованию, проблемам у детей с ЗПР.

Октябрь-2016

Овладение теоретическими основами в данной области

3. Разработка коррекционных программ.

Октябрь 2016

Коррекционные программы

4. Оснащение кабинета необходимым оборудованием

Ноябрь-январь

Стимульный материал, игровая зона.

2. Этап реализации

1.Организация занятий

Октябрь -апрель 2016-2017

Апробация занятий.

2. Работа с родителями.

Просвещение родителей.

3.Рефлексив

1.Повторная диагностика на предмет выявления эффективности коррекционных занятий для детей с ОВЗ.

2.Анализ проведенных занятий

Развитие и коррекция познавательной, эмоциональной, личностной сферы.

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями стала наиболее острой. В 90-х годах инвалидность при рождении определялась у 3-4-го ребенка, сейчас – у каждого второго. Если 10-15 лет назад, по нашим наблюдениям, рождалось много детей с ДЦП, то сейчас мы наблюдаем рост рождаемости детей с эмоциональными расстройствами, в том числе с РДА, с нарушением поведения и деятельности, а также с сочетанными нарушениями развития.

Дети «с особыми нуждами» составляют неоднородную группу. Специальная психология выделяет следующие категории детей с нарушениями развития :

  • Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость различной степени). Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности и поведения, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
  • Дети с отклонениями в познавательном развитии (задержка психического развития). ЗПР выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
  • Дети с нарушениями слуха (НСТ разной степени).
  • Дети с нарушениями зрения (слепота, слабовидение, косоглазие, недоразвитие сетчатки или других органов глаза).
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.1. Заболевания нервной системы: ДЦП, нейроинфекции.2. Врожденная патология ОДА: врожденная дисплозия тазобедренного сустава, кривошея, косолапость, недоразвитие и аномалии развития конечностей, позвоночника и пр.3. Приобретенные заболевания и повреждения ОДА.
  • Дети с нарушениями речи (алалия, дизартрия, дисграфия, заикание, мутизм).
  • Дети с эмоциональными расстройствами, в т.ч. с РДА, аутоподобное нарушение поведения, страхи, фобии.
  • Дети с нарушениями поведения и деятельности.
  • Дети с тяжелыми множественными нарушениями (умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм, эпилепсия и пр.).

Структура дефекта развития у данных категорий детей различна, но обусловлена следующими нарушениями:

  • ​ двигательными;
  • речевыми;
  • сенсорными;
  • эмоциональными;
  • поведенческими.

Клиническая картина нарушений в каждом отдельном случае разная, однако, можно выделить ряд проявлений, характерных для всех перечисленных категорий:

  • социальная дезадаптированность ребенка;
  • низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления);
  • нарушения сенсорно-перцептивных функций (трудности пространственного анализа и синтеза, понимания схемы тела, пространственно-временных отношений, зрительного, слухового, тактильного восприятия);
  • нарушение речевых функций (дизартрия, нарушение фонематического восприятия, анализа слов, трудности усвоения лексической и понятийной стороны языка, полное отсутствие речи);
  • задержка или нарушение развития мышления (снижение, уплощение интеллекта, недоразвитие мыслительных операций, таких как классификация, сравнение, анализ-синтез и пр.);
  • заторможенность, ригидность, стереотипность и однообразие мыслительной деятельности, повышенная истощаемость, неустойчивая динамика ее продуктивности;
  • недостаточность или грубые нарушения психомоторных функций (крупная и мелкая моторика, зрительно-моторная координация, моторная неловкость):
  • несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;
  • нестабильность эмоционального состояния, возбудимость, страхи, фобии, повышенная тревожность, невротизация;
  • снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения;
  • стереотипия поведенческих реакций, «застревание» на определенных поведенческих реакциях и фразах, склонность к аутоподобному поведению;
  • несформированность предметно- практических умений и навыков;

Кроме того, у детей с нарушениями в развитии часто наблюдаются психологические особенности, которые могут препятствовать их успешной интеграции в общество:

  • некритичность, неадекватная самооценка и уровень притязаний;
  • недостаточное развитие коммуникативных навыков;
  • избирательное принятие социальных норм и правил поведения, неосознанность и отрицание многих из них;
  • узость круга интересов, отсутствие мотивов к продуктивной деятельности;
  • ​ социальный и личностный инфантилизм.

Поэтому детям «с особыми нуждами» требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально-личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ре6бенок неспособен усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы

Наиболее распространенная категория детей, нуждающихся в коррекции, - дети с тяжелыми множественными нарушениями. Сложная структура дефекта предполагает дифференцированный подход к психологической коррекции, т.е. учет в каждом конкретном случае формы, степени тяжести, специфики и сочетанности нарушения психических функций.

Чаще всего приходится работать с детьми, у которых основной дефект, например ДЦП, осложнен интеллектуальным недоразвитием тяжелой степени, нарушением зрения, слуха, отсутствием речи, чертами аутичного поведения, иногда с эписиндромом, т.е., с так называемым сложным нарушением. Это требует специфических, нестандартных методов коррекционной работы.

Для детей с сохранным интеллектом, с легкой степенью ЗПР или олигофрении используется метод арт-терапии , который включает в себя различные приемы,такие как:

  • ​ конструирование;
  • лепка;
  • ​ бумагопластика;
  • ​ рисование на различных поверхностях;
  • ​ куклотерапия, а также изготовление кукол для занятия из различных материалов;
  • ​ сказкотерапия по изготовленным аппликациям, рисункам, коллажам;
  • коллаж;
  • двигательная терапия;
  • музыкотерапия.

Для данного метода применяются различные материалы: бумага, ткани, нитки, пластилин, краски, мелки, наклейки, бисер, пайетки, старые журналы, бросовые, разрозненные пуговицы, бусы и пр. Использование данного метода позволяет решать следующие задачи: а) развить сенсорные эталоны и обогатить сенсорно-перцептивный опыт, б) расширять знания об окружающем мире, в) сформировать целостную картину мира, г) стабилизировать эмоциональное состояние, помочь ребенку в символической форме отреагировать переживания, д) формировать произвольность деятельности и поведения.

Игровая терапия – универсальный метод, который включает в себя:

  • игровую терапию реальной жизни (проигрывание проблемных ситуаций семейных отношений, взаимодействия со сверстниками, соперничество, кризисные и подростковые конфликты и др.). В данном случае чаще всего используется техники ролевых игр, драматизации, театрализованной игры, сказкотерапии, элементы тренинговых упражнений;
  • игровую терапию отреагирования (проигрывание стрессогенных ситуаций, прошлого травмирующего опыта). Наиболее эффективной в этом случае показала себя сказкотерапия, символдрамма, рисование и проигрывание «виртуальной действительности»;
  • игровую терапию построения отношений (проигрывание возникающих эмоций и ситуаций «здесь и сейчас», эмоциональная поддержка друг друга в сложных ситуациях). Наибольший эффект в данном случае проявился при использовании символдраммы, визуализации (упр. «Волшебный магазин», «Айсберг» и пр.) в сочетании с арт-терапией.
  • игровую терапию творческого самовыражения (игры «творческого беспорядка»).

В ходе игровой терапии создается такой психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом а) взаимодействуют друг с другом, моделируют систему социальных отношений и социального опыта, б) приобретают новые знания о себе и о мире, в) формируют реальные отношения партнерства и сотрудничества, интериоризируют и усваивают адекватные способы ориентировки в проблемных ситуациях, социально-бытовые навыки и умения адаптироваться в мире, г) формируют способность к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе норм и правил игры, д) тренируют память, внимание, мышление, е) развивают воображение, речь, моторные навыки.

Сенсотерапия - уникальный метод, соединяющий в себе приемы других методов:

  • арт-терапию (музыка, рисование);
  • сказкотерапию (сочинение сказок, историй, например, «Сказка по кругу», «Сказки у костра», «Сказочные истории с предметами», «Семья животных»);
  • игровую терапию (подвижные игры: «Поимки сокровищ», «Путешествие по морю», «Полет в космос»);
  • цветотерапию;
  • двигательную терапию (танцы, свободные движения под музыку);
  • тренинговые упражнения («Свеча», «Слепой и поводырь»);
  • релаксацию.

На занятиях в сенсорной комнате решается комплекс задач по развитию познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, стабилизации эмоционального состояния и поведения.

Во время занятий создается комплексное психотерапевтическое воздействие на все анализаторы ребенка, включая эмоциональную и двигательную память. Мозг активизируется через стимуляцию базовых анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный опыт и обрести уверенность в себе. Занятия в условиях сенсорной комнаты помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению знаниями схемы тела, развитию зрительно-моторной координации.

Сенсотерапия проводится по показаниям в двух видах:

  • релаксация, снятие эмоциональной возбудимости
  • стимуляция познавательной и двигательной активности.

Релаксация достигается через воздействие специальной музыки, звуков, терапевтических сказок, цвета, световых ламп, интерактивного пола, сухого бассейна.

Стимуляция познавательной и двигательной активности производится через световые панели, панно «Звездное небо», игры с интерактивным полом, интерактивную панель «Геометрические фигуры», подвижные игры «Прятки», «Жмурки», «День-ночь», «Найди, что спрятано» и пр. Данные приспособления и развивающие игры активно привлекают внимание ребенка, возбуждают его познавательный интерес, стимулируют деятельность и ориентировочно-поисковые действия. Для стимуляции мелкой и крупной моторики, развития речи и воображения проводится « Гимнастика Гномиков», соединяющая в себе массаж и пальчиковую гимнастику:

  • Гномики спят;
  • Гномики просыпаются, потягиваются;
  • Гномики умываются;
  • Гномики готовят завтрак (пекут пирожки), завтракают;
  • Гномики моют посуду;
  • Гномики идут играть.

В этот сказочный сюжет можно включать не только различные игры, но и предметную деятельность, рисование, лепку, аппликации, элементы игрового тренинга, танцевальную терапию и др. терапевтические приемы.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение миропознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои руки, повествование «от 3-его лица», «обезличенность» главного героя, расширение позитивного опыта, решение трудных ситуаций и проблем безопасным способом.

Основные приемы работы со сказкой:

  • Рассказывание сказок;
  • Сочинение авторских сказок;
  • Сочинение сказок по рисункам, аппликациям, коллажам;
  • Переделывание существующих народных или авторских сказок (изменение деталей, конца, элементов сюжета, введение новых героев);
  • Постановка сказок с помощью изготовленных самостоятельно персонажей, пальчиковых и перчаточных кукол;
  • Сочинение сказочных историй «от 1-го лица» с использованием подручных предметов.

Водно-песочная терапия, песочная анимация - наиболее эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими грубое нарушение интеллектуального, психомоторного и психоречевого развития. Водная терапия способствует расслаблению спастики рук, улучшению хватательных движений, моторной ловкости и развитию зрительно-моторной координации. Песочная терапия коррегирует память, внимание, логическое мышление, стимулирует развитие воображения, речи, способствует снижению страхов, тревожности через выполнение специфических заданий: песочной анимации (рисование на песке картин, сказок, «мультиков»), поисков «клада», создания «песочных картин» из мелких игрушек. Занятия с водой и песком создают релаксационный эффект, что способствует снижению спастики рук, коррекции страхов, тревожных состояний, снятию гиперактивных и гипервозбудимых реакций.

Одним из инновационных методов, применяемых в коррекционно-развивающей работе, является аудио-визуальный компьютерный комплекс «Возьми и сделай» (Тимокко).

Комплекс предназначен для работы с детьми младшего и среднего возраста для обучения детей с ДЦП двигательным навыкам, при гипотонии, нарушении тонуса мышц плечевого пояса, нарушениях координации движений, на начальных этапах работы при посттравматических моторных расстройствах, при генетических синдромах, при чертах аутичного и аутоподобного поведения. В комплекс входят пять игр:

  • «Воздушные шары»;
  • «Что под зонтиком»;
  • «Звездный путь»;
  • «Рисование»;
  • «Волейбол»;

С помощью перечисленных интерактивных игр решаются следующие задачи:

  • Повышение концентрации внимания и способности понимать правила игры.
  • Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений.
  • Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.
  • Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.
  • Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.
  • Обучение целенаправленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие произвольности деятельности и поведения.
  • Повышение мотивации детей к двигательной и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры носят безопасный, бесконкурентный характер.

Невозможно охватить все многообразие методов и приемов, которые используются для коррекционно-развивающей работы с «особыми» детьми. Но именно индивидуальный подход к каждому ребенку, упорный систематический труд, сотрудничество специалистов, родителей и ребенка помогут преодолеть трудности и дадут ребенку шанс успешно адаптироваться в обществе.

Разделы: Коррекционная педагогика

Перед педагогом, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ОВЗ приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности.

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Отмечается нарушение формирования избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Ребёнок застревает на отдельных элементах. Отмечаются трудности формирования произвольного внимания.

Нарушается процесс активного восприятия окружающего мира. В силу двигательного дефекта затрудняется перцептивная активность, которая в свою очередь ведёт к задержке развития свойств восприятия, таких как активность, предметность, целостность, структурность и др. Всё это негативно сказывается на формировании образа восприятия и развитии зрительно-предметного восприятия в целом. Нарушен целостный образ предметов, стратегия восприятия фрагментарна. Ребенок плохо узнает предметы окружающего мира, не может соотнести эти предметы с их изображением. Затрудняется в узнавании усложненных вариантов предметных изображений. Многие не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти важную деталь на картинке.

Недостаточность сенсорно-перцептивного развития связана с низким уровнем кинестетического, зрительного и слухового восприятия. Дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Отмечаются нарушения пространственного восприятия, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть трудности в пространственно-временной ориентировке. Выражены нарушения схемы тела, с запозданием формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела, затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).

Нарушение восприятия приводит к задержке психического развития и сказывается на овладении учебными предметами, поскольку именно оно составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Воспитанники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое.

Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и рзвитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения.

В связи с тем, что эти дети с низким уровнем сформированности общеучебных знаний и умений, программа коррекции должна быть составлена с учетом познавательной деятельности. Она должна предусматривать повторяемость в изучении материала, замедленность темпа прохождения курса, опору на чувственный опыт дошкольников с постепенным переходом от общей информации к обобщенным знаниям.

Необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые ребенком, соответствовали характеру материала и, чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.

Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих (дидактических) задач и напрвленных на коррекцию недостатков познавательной деятельности детей:

  • Комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий;
  • Комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность;
  • Комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов);
  • Комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческую саморегуляцию.

Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами ребенка, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др., затрудняющих процессы обучения и адаптации.

В целом система коррекционных мер, реализуемая в образовательных учреждениях, напрвлена:

  • на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию детей с ОВЗ;
  • повышение уровня умственного развития детей;
  • формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.);
  • овладение детьми знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
  • коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Педагоги-психологи отмечают следующие индивидуальные различия воспитанников в интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферах:

  • темп усвоения знаний, умений, навыков;
  • предрасположенность к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе с материалом;
  • уровень выделения и обобщения способов оперирования знаниями;
  • экономичность мышления;
  • особенности самооценки и уровень развития самокритики;
  • уровень развития саморегуляции поведения, готовности к совершению волевого акта и др..

При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов.

Принципы коррекционно-развивающей деятельности:

  1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
  2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
  3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляется поэтапно).
  4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).
  5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала, применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
  6. Индивидуальный подход к детям.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат№ 1 города Томска

Программа

Нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья

Азангулова Наталия Игоревна

педагог-психолог

Программа предназначена для коррекции и развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста с помощью нейропсихологических методов коррекции.

Пояснительная записка

В настоящее время обозначилась тенденция рассматривать образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья детей. Это связано с тем, что наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии среди обучающихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии, но уровень развития ниже возрастного.

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела . Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Программа предназначена для коррекции и развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста с помощью нейропсихологических методов коррекции .

Методологической основой программы является методика А.В.Семенович «Нейропсихологическая коррекция и абилитация в детском возрасте».

Технология нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией психических процессов. Нейропсихологическая коррекция включает когнитивные и двигательные методы, которые применяют ся в комплексе с учетом их взаимодополняю­щего влияния, а опирается на современное представление о закономерностях развития и строение мозговой организации ВПФ в онтогенезе. Формирование мозговой организации психических процессов происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу-вверх); от правого полушария к левому (справа - налево); от задних отделов мозга к передним. Все эти процессы возможны при условии потенциальной готовности определенных мозговых образований к его обеспечиванию, а также от востребования извне.. Коррекция с применением нейропсихологических методов всегда должна начинаться с двигательных методов, так как закрепление телесных навыков предполагает извне таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции

Эти методы являются базальными для развития ВПФ и создают базовые предпосылки для полноценного участия этих психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

В основу нейропсихологических методов легли научные данные А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л. С. Цветковой, Б.А.Архипова и других. Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы с детьми является принцип замещающего онтогенеза. Основной принцип этого метода – соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов.

Задачи программы:

    Развитие высших психических функций.

    Стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

    Функциональная активация подкорковых образований мозга.

    Регуляция и нормализация мышечного тонуса с помощью растяжек, реципрокных упражнений.

    Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков.

Коррекционно-развивающая программа состоит из 20 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, время проведения – 25- 30минут. Занятия можно проводить как в группе, так и индивидуально. Каждое занятие может отрабатываться по 2-3раза. Предполагаемый результат: - предупреждение, ослабление или снятие выявленных нарушений, -создание базовых предпосылок для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями - развитие высших психических функций; - стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов; - функциональная активация подкорковых образований мозга;

Техники, используемые в работе

1. Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала. Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох-задержка-выдох-задержка». Вначале каждый их них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.

Взрослый должен вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком. Правильное дыхание - это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов:

1-й - вдох: распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2-й - пауза.

3-й - выдох:

приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4-й - пауза.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3 - 5 раз.

2. Массаж и самомассаж. Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем – руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже? ».

Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: психолог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, психолог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения.

3. Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Когда психолог, помогая ребенку, делает ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно и плавно.


4. Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Релаксация – это расслабление. Релаксационные упражнения направлены на расслабление различных групп мышц.

Во время релаксации сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и активизируется работа головного мозга, восстанавливается нервно-психическое равновесие и человек чувствует себя отдохнувшим и полным сил.

Эту реакцию можно вызвать разными способами, но мы предлагаем использовать метод мышечной релаксации и метод расслабления по представлению (игры – этюды).

При использовании метода мышечной релаксации (напряжение и расслабление мышц тела) ребенок должен чувствовать и осознавать этапы релаксации: напряжение мышц должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.

Для выхода из длительной (более 10 мин), глубокой релаксации, чтобы вернуться в состояние «здесь и сейчас» и подготовиться, мобилизоваться для даль­нейшей работы рекомендуется, выполнить последовательно несколько упражнений, каждое из которых занимает около 30 с:

    сделать 3 - 5 циклов глубокого дыхания;

    потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя;

    поднять одно колено, перекинуть его через другую ногу и постараться им достать до пола. Плечи при этом должны оставаться на полу. Повторить движения несколько раз в каждую сторону;

    потереть ладонь о ладонь и подошву о подошву;

    подтянуть колени к груди и обхватить их руками (упражнение по типу «качалка», или перекатываясь, как «бревнышко»). Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.

5. Глазодвигательные упражнения. При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным

    на расстоянии вытянутой руки,

    на расстоянии локтя и, наконец

    около переносицы, последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания

игрушки, схемы, зрительные метки и так далее. Вначале он следит за предметом, перемещаемым психологом, затем - за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой, а потом обеими руками вместе.

В случаях несформированности глазодвигательных функций необходимо выполнять описываемые упражнения с сопротивлением движению рук ребенка со стороны взрослого.

Психолог обязательно следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их до тех пор, пока движение и удержание взгляда на предмете не станет устойчивым.


6. Упражнения для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции I уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может оказаться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем его развитии.

В ходе занятий психолог должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, показать, как можно их «сбросить». Необходимо, например, показать на его собственном теле разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «руки сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае).

После выполнения каждого упражнения проводится совместное обсуждение кругу детей с получением обратной связи от каждого ребенка по принципу «Мое тело может быть...».

Своевременность образования и полноценность функцио­ нальных систем являются психофизиологической осно­ вой высших психических функций, психических форм дея­ тельности и успешности обучения ребенка .

Значительная часть упражнений нейропсихологической коррекции посвящена развитию именно взаимодействия полушарий. Педагогу важно иметь элементарные представления о функциональном статусе головного мозга:

- функция лобных долей связана с произвольным движением, двигательными механизмами речи, регуляцией сложных форм поведения, процессов мышления;

- функция теменной доли связана с восприятием и анализом чувствительных раздражителей, пространственной ориентацией, регуляцией целенаправленных движений;

- функции височной доли связана с восприятием вкусовых, слуховых, обонятельных ощущений анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти;

- функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительной информации.

Тематическое планирование занятий

п/п

Цикл коррекционных занятий

Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи:

    Развитие высших психических функций;

    Стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов;

    Функциональная активация подкорковых образований мозга;

    Формирование волевой и поведенческой регуляции.

Занятие 1. Тема: «Делаем вместе»

Тема: «От частного к общему»

Ход занятия:

I . Вводная часть: Упражнение- знакомство «Здравствуйте, меня зовут...».

II. Основная часть:

1. Дыхательное упражнение. Объяснение техники правильного четырехфазного дыхания «вдох – задержка – выдох - задержка».

2. Самомассаж с помощью массажного валика.

3. Упражнение- растяжка «Качалка». (Обхватить колени руками, качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу).

Еле, еле, еле, еле,

Раскачали мы качели, раскачали, раскрутили

И тихонько опустили.

4. Глазодвигательное упражнение. (С использованием схем «Зрительные горизонты»).

5. Упражнение «Повтори и добавь» (на развитие памяти); называется слово, ребенок повторяет слово, называет свое и т.д.

6. Упражнение «От частного к общему» (на обобщение); психолог по очереди бросает мяч и называет слово «Помидор», ребенок ловит мяч, бросает его обратно и говорит «Овощ» и т.п.

7. Подвижная игра «Акула»

III . Рефлексия «Что вам понравилось, что не понравилось на занятии?».

Занятие 2 Тема: « Активизация процессов познавательной деятельности»

Ход занятия:

I . Вводная часть: упражнение-приветствие.

Игра «Паровозик».

II. Основная часть:

1. Дыхательное упражнение «Шарик».

И.п. лежа. Детям предлагается представить, что у них в животе находится желтый или оранжевый шарик, который то надувается, то сдувается в ритме дыхания.

2. Самомассаж. Упражнение «Мытье головы».

Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба к затылку, 3) от ушей к шее.

Можно усложнить - массаж производится двумя руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

Упражнение «Ушки». Сначала растираем ладони и прикладываем их к ушам, дети должны почувствовать тепло от ладоней рук. Затем уши растираются ладонями, как будто они замерзли (три раза по вертикали, три раза по горизонтали).

3. Упражнение-растяжка «Качалка». (Усложнение - кататься, перекатываясь)

4. Упражнение на стабилизацию общего тонуса тела.

И.п. лежа на спине. Закрыть глаза, сосредоточиться на своем теле, выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания. Затем напрячь все тело как можно сильнее, сбросить напряжение, расслабиться.

5. Глазодвигательное упражнение «Пол, нос, потолок».

6. Упражнение на взаимодействие правого и левого полушария. (Одновременно правой рукой гладить себя по животу по кругу, левой - гладить по голове, затем руки меняем).

«Ухо-нос», «кулак-ребро-ладонь»

7. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям предлагается запомнить 6-10 слов: дом, мяч, дерево, цветок, стол, бабочка. Затем повторить их.

III . Рефлексия.

Занятие 3 Тема: « Развитие видов и свойств внимания»

Ход занятия:

I . Вводная часть: упражнение-приветствие «Здравствуй, солнышко!»

II.Основная часть:

1 . Дыхательное упражнение «Цветок и свеча ».

Детям предлагается представить в правой руке - цветок, в левой руке - свеча. Через нос вдыхаем «аромат» цветка, через рот выдыхаем и задуваем свечу.

2. Самомассаж «Мытье головы», «Ушки».

Усложнение - уши закрыты ладонями, пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз.

3. Глазодвигательные упражнения(схема Базарного)

4. Упражнение - растяжки «Качалка», «Бревнышко».

И.п. лежа. Руки и ноги вытянуты вдоль тела. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться направо, затем налево, как «бревнышко» .

5. Упражнение «Муха» (на развитие внимания).

На листе бумаги нарисовано четыре квадрата, они пронумерованы. «Муха» всегда вначале сидит в 1-м квадрате. На каждый хлопок она перелетает из одного квадрата в другой по часовой стрелке. По количеству хлопков психолога дети должны определить, в какой квадрате сейчас находится муха.

6. Подвижная игра «Пустыня» (имитация движений животных).

Змея - ползание по полу без помощи рук (на животе, на спине). Скорпион - переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Суслик - перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, срываясь с места и замирая. 10

7. Упражнение на развитие слухового гнозиса «Угадай по голосу»

8. Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Зеркало».

Дети разбиваются на пары и становятся лицом к друг другу. Один выполняет замедленные движения, а другой должен их в точности повторять, как зеркальное отражение.

III . Рефлексия.

Занятие 4 Тема: «Развитие внимания и памяти»

Ход занятия:

I . Вводная часть: упражнение - приветствие «Ласковое имя».

II.Основная часть:

1. Игра-разминка «Давайте похлопаем». Психолог задает различные вопросы, например, «Кто был на море,…?». Дети, которые отвечают утвердительно, встают, остальные им хлопают.

2. Дыхательное упражнение «Шарик». Упражнение усложняется на выдохе вокализировать звуки. Например, предлагается детям пропеть любые звуки. Упражнение на развитие слухового гнозиса. Послушать свой пульс, прислушаться к своему дыханию.

3 . Самомассаж «Мытье головы», «Ушки», «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Помассировать брови от переносицы к векам.

4. Упражнение-растяжка «Росток».

Дети сидят на корточках по кругу, голову нагнули к коленям и обхватили их руками. «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; росток растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Психолог называет части тела, и «росточек» постепенно оживает и тянется к солнышку. Упражнение усложняется, добавляются различные этапы «роста» .

5. Упражнение на стабилизацию общего тонуса тела «Насос и надувная кукла» . Ребенок - надувная кукла, из которой выкачен воздух, лежит расслаблено на полу. Психолог накачивает куклу воздухом с помощью насоса, кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются -кукла надута, напряглась. После этого вынимается насос, кукла «опадает».

6. Глазодвигательные упражнения; упражнение «Муха».

7. Упражнение на развитие памяти «Цепочка слов». Один придумывает слово, следующий придумывает слово, которое начинается на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово и т.д.

8. Змейка» Скрестить руки ладонями цы обеих рук.

«Колечко» Поочередно и как можно

9. Упражнение на развитие речи «Назови все одним словом».

III . Рефлексия.

Занятие 5. Тема: «Развитие тактильной и двигательной памяти»

Ход занятия:

I . Вводная часть: упражнение «Подарок».

Предложите детям подарить друг другу воображаемые подарки «Я хочу подарить тебе...».

II.Основная часть:

1. Дыхательное упражнение «Ветер». На медленном выдохе пальцем или леей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

2. Самомассаж с помощью массажного мяча. Упражнения: «Глазки отдыхают», «Веселые носики». (Потереть область носа пальцем, затем ладонью до появления чувства теплоты. Повращать кончик носа вправо, влево. После этого проделать 3-5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон)

3. Упражнение-растяжка. «Росток». Дети сидят на корточках по кругу, голову нагнули к коленям и обхватили их руками. «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; росток растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Психолог называет части тела, и «росточек» постепенно оживает и тянется к солнышку. Упражнение усложняется, добавляются различные этапы «роста»).

4. Глазодвигательные упражнения (схемы «зрительные горизонты»)

5. Упражнение на стабилизация общего тонуса тела.

6. Упражнение на развитие памяти «Цепочка слов ».

7. Упражнение на взаимодействие правого и левого полушария.

8. Упражнение на развитие тактильного и двигательной памяти «Замри». (Психолог придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Дети перемещаются по комнате свободно, затем по сигналу «замри» воспроизводят позу).

III . Рефлексия .

Занятие 6 Тема: «Развитие волевой и поведенческой

II.Основная часть:

1. Дыхательные упражнения (с движениями). Дыхательные упражнения согласуются с движениями. Ребенок медленно поднимает одну руку (ногу) на вдохе, удерживает неподвижно во время паузы, на выдохе медленно опускает.

2. Самомассаж «Веселые носики». Покусывание и «почесывание» губ зубами.

3. Глазодвигательные упражнения (стоя).

4. Упражнение-растяжка «Тянемся к солнышку»

(Предлагается детям встать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, плечами и затылком. Сделать вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание и представить, что кончиками пальцев дотрагиваемся до солнышка. И тянемся всем телом вверх).

5. Упражнение на стабилизацию общего тонуса тела «Силач».

Выполняется контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, при этом дети представляют, что вы держат на плечах, в руках, на ногах тяжелую гирю, штангу.

6. Упражнение на развитие зрительной памяти.

Построить детей друг за другом в колонну. Ведущий смотрит и запоминает порядок, затем выходит, дети меняются местами, ведущий должен восстановить порядок.

7. Упражнение на развитие соматогностических процессов «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотронуться до какой-нибудь части тела ребенка (локтевой сустав), предложить вслепую показать ее на себе, назвать ее.

8. Упражнение на взаимодействие правого и левого полушария «Ленивая восьмерка» (Рисование в воздухе двумя руками восьмерок в горизонтальном положении).

9. Упражнение на развитие слухового внимания.

Послушать звуки в комнате, за пределами комнаты, за окном.

III. Рефлексия.

Занятие 7 Тема: «Развитие пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов»

Ход занятия:

I .Вводная часть: упражнение на мышечное расслабление.

II. Основная часть:

1. Дыхательные упражнения. (Дыхание: только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую - мизинцем правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных оздоровительных практик, в первом случае активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая познавательный потенциал).

2. Самомассаж «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных правлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.

Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.

3. Упражнение - растяжка «Лодочка». (Вытянуться всем телом. По команде поднять прямые правые руку и ногу, опустить. Поднять прямые левые руку и ногу …).

4. «Глазодвигательные упражнения.

5. Упражнение на стабилизацию общего тонуса тела «Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдох). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (вдох, потянуться вверх).

6. Упражнение на развитие зрительного гнозиса. «Разрезные картинки» (от 6-12 фрагментов).

7. Упражнение на взаимодействие правого и левого полушария «Фигурки из палочек» . (Фигурки строятся поочередно: правой, левой и обеими руками).

8. Упражнение на развитие тактильной и зрительной памяти «Волшебный мешочек».

III . Рефлексия.

Занятие 8 Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия»

Ход занятия:

I . Вводная часть: Упражнение –комплимент.

II. Основная часть:

1. Дыхательные упражнения. (Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз. С выдохом - левая кисть вниз, правая вверх).

2. Самомассаж (Закрепление изученных видов: «Мытье головы», «Ушки», «Глазки отдыхают», «Веселые носики», покусывание и почесывание зубами губ и языка.)

3. Упражнение-растяжка «Росток» И.п. - на корточках по кругу; голову нагнуть к коленях, обхватив их руками. Психолог: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» - медленно выпрямляются ноги; «два» - ноги продолжают «расти», постепенно оживают руки, но пока висят, как «тряпочки»; «три» - осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» - выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» - руки поднимаются вверх, ребенок смотрит на солнышко, тянется к нему. Усложняя задачу, психолог может увеличивать этапы «роста» до 10 - 20.

4. Глазодвигательные упражнения (схемы зрительных траекторий)

5. Упражнение на стабилизацию общего тонуса тела «Раскачивающееся дерево » (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова).

И.п. - стоя. Каждый ребенок представляет себя «своим» деревом, т.к. ель, береза и ива по-разному реагируют на ветерок, начало бури, ураган.

6. Упражнение на внимание «Разрезные картинки» (складывание из 8 фрагментов).

7. Упражнения на взаимодействие правого и левого полушария: «Змейка» Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вы­ вернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в уп­ ражнении должны участвовать все паль­ цы обеих рук.

«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последова­тельно указательный, средний и т.д. Уп­ ражнение выполняется в прямом (от ука­ зательного пальца к мизинцу) и в обрат­ ном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняет­ ся каждой рукой отдельно, затем вместе

8. Упражнение на развитие зрительной памяти «Волшебный мешочек». (В течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные в мешочке, а затем перечислить их; узнать их на ощупь).

III . Рефлексия.

Занятие 9 Тема: « Стабилизация общего тонуса тела».

Ход занятия:

I . Вводная часть: Упражнение-комплимент, расширение диапазона вариантов ответов.

II. Основная часть:

1. Дыхательные упражнения.

Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 секунд задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.

2 . Самомассаж «Рыбки». (Рот немного приоткрыт. Пальцами правой руки держать верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед).

3. Упражнение-растяжки «Качалка» (Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу).

4. Глазодвигательные упражнения. Скрещенные руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука - по правому колену. Одновременно с ударом выполняется дви­жение глаз в одноименную, а затем в противоположную от руки сторону.

5. Упражнение на стабилизацию общего тонуса тела «Парусник ». Встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки разведены. Сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной. Подул ветер - вдох, грудь вперед, голова - назад. Ветер утих - выдох, голова как можно ниже.

6.

7. Упражнение-релаксация «Пляж».

Исходное положение - лежа на спи­не. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть пред­ставит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

III . Рефлексия.

Занятие 10 Тема: « Повышение уровня психической активности»

Ход занятия:

I . Вводная часть: упражнение- приветствие (с мячом).

II. Основная часть:

1. Дыхательное упражнение «Ветер».

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

2. Самомассаж «Расслабленное лицо».

Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

3. Упражнение-растяжка «Гусеница».

И.п. - упор лежа. Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, выгнуть туловище вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперед, снова ноги шагают к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрывать от пола.

4. Упражнение на стабилизацию общего тонуса тела «Огонь и лед».

И.п. - стоя в кругу. По команде: «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и интенсивность движения каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» деть застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Команды несколько раз чередуются, меняется время выполнения той и другой.

5. Упражнение на развитие пространственных представлений. Графический рисунок.

6. Упражнение - релаксация «Небо»

    Сядь в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны

касаться пола (можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза.

    Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чем-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на себе. Человек, смотрящий на облака – внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за . мыслями.

    Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь тишину и радость.

Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно. Затем медленно встань.

III . Рефлексия.

Список литературы:

    Вассерман Л.И. , Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. «Методы нейропсихологической диагностики». С-Петербург, 1997 г. Забрамная С.Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе», М., 1995г. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии», М.,1973г. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», М.,2002г. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.,2001г. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза », М.,2001г.
    Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождения обучения», М.,2003г. Скворцов И.А. «Детство нервной системы», М.,1995г. Скворцов И.А.. Адашинский Г.А., Нефедова И.В. «Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей», М.,2000г Хомская Е.Д. «Нейропсихология», М.,1987 г. Цветкова Л.С. «Методы нейропсихологической диагностики детей», М., 1998г.

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа № 000

Выборгского района Санкт-Петербурга


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

психологических занятий « Коррекция поведения и эмоционального состояния у детей с ОВЗ »

2-12 классов

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Составитель: педагог-психолог

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

В жизни любого ребенка бывают моменты, когда ему нужна коррекционная помощь. Это проявляется во всем его поведении – он плачет, капризничает, становится неуправляемым, а возможно и агрессивным. Подобные явления объясняются свойствами человеческой психики и чаще не являются патологией. Такое поведение бывает обусловлено тем, что в организме накопился уровень напряжения и негативных эмоций, возникает необходимость избавиться от него, не дать ему копиться дальше. Доброжелательное отношение, внимание окружающих и их попытки успокоить ребенка не помогают, состояние остается напряженным. А самостоятельно преодолеть это напряжение ребенок не умеет. Поэтому такие явления в поведении, как агрессивные и негативные всплески, протестные реакции, плач и т. п. возникают спонтанно и являются способом эмоциональной разрядки и не всегда имеют социально приемлемую форму выражения. Подобные проявления эмоциональных состояний приносят кратковременное облегчение, так как их причина остается неосознанной. Основной задачей с детьми с ОВЗ является их максимально возможная социальная адаптация, для которой необходимо научить ребенка преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять своими чувствами (). В коррекционной педагогике и психологии существует много авторских программ по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и школьного возраста. Но в отличие от своих сверстников с адекватным умственным с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над своим эмоциональным состоянием (). Однако, по сравнению с другими психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей более сохранна ().


Для решения поставленной задачи необходима организация специальных условий, одним из которых является проведение групповых коррекционных занятий, направленных на коррекцию поведения и эмоционального состояния детей с ОВЗ. Используемые в работе с этой группой детей распространенные методы и приемы коррекции требуют специальной адаптации к их возможностям с учетом их психологического возраста и особенностей эмоционально-волевой и познавательной сфер. Для работы с такими детьми необходимо соблюдение принципа максимальной наглядности, использование предметной деятельности, конкретизации обсуждаемых с детьми явлений и понятий. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Программа предполагает, что с младших лет обучения у детей с умственной отсталостью должно вырабатываться эмоциональное отношение к окружению путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми. Участие детей в данных занятиях оказывает коррекционно-профилактическое воздействие на их эмоциональное состояние, позволяет отреагировать свои эмоции и выразить актуальное на данный момент эмоциональное состояние социально приемлемым способом, стимулирует мотивацию к эмоциональному общению и побуждает их к речевому контакту. Дети обучаются конструктивным способам снятия эмоционального напряжения через игру, использование элементов арттерапии (рисунок, лепка, работа с природными материалами и т. д.), элементов музыкотерапии (рисование и игры под музыку, релаксационные паузы), просмотр отрывков из мультфильмов (которые могут быть использованы как наглядный материал для обсуждения понятий радость-грусть, зло-добро, смелость-трусость, обида и т. д.) Таким образом, актуальность занятий по коррекции поведения и эмоционального состояния расширяется до понятия "социальная адаптация". Рабочая программа «Коррекция поведения и эмоционального состояния детей с ОВЗ» составлена на основе авторской программы и «Программа формирования произвольной регуляции» и программы формирования психологического здоровья у младших школьников «Тропинка к своему Я» .

Адресатами программы по коррекции поведения и эмоционального состояния являются учащихся 2-12 классов. Занятия проводятся 1 раза в неделю, форма работы групповая, индивидуальная.

Концептуальные компаненты

Цель и задачи программы:

Цель программы: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний и нежелательных поведенческих реакций у учащихся с ОВЗ.

Задачи программы можно выделить следующие:

    Создать в рамках занятия безопасные условия для выражения ребенком своего актуального эмоционального состояния;
    Создать условия для конструктивного снятия психического напряжения; Формировать навыки конструктивного поведения в процессе взаимодействия.

При реализации данной программы необходимо соблюдение следующих принципов:

Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 2-12 классов умениям выполнять основные предметные действия.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.


Деятельностный принцип. Занятия проходят на сотрудничества, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к . При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Методические средства, используемые в программе

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В основном это либо авторские разработки, либо авторские модификации отдельных психологических приемов и полифункциональные упражнения, дающие возможность решать несколько задач. В их состав входят:

Психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная тренировка).

Игры и задания направленные на развитие произвольности.

Использование эмоционально - символических методов (рисование, лепка)

Релаксационные методы.

Коммуникативные игры.

Ролевые игры.

Инструментарий учителя:

Рабочая программа.

Предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал, презентации).

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные занятия, занятия – игры.

Формы работы на уроке: фронтальная, с индивидуальным и подходом, групповая работа, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровье сберегающие, информационно-коммуникационные, интеграционные.

Диагностика и параметры эффективности

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговая (в конце года). На диагностическом этапе применялась “Психолого-педагогическая диагностика “Карта – наблюдений” -Евстигнеевой, (модификация)”. Для диагностики были выбраны подшкалы: Импульсивность-рефлексивность, Тревожность-спокойствие, Агрессивность-миролюбие. Результаты отражены в карте наблюдений за индивидуальным психологическим развитием учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, музыкальные инструменты, аудиозаписи и т. д.

Срок реализации программы 2 месяца.

Ожидаемые результаты:

    Снижение частоты проявлений и степени выраженности негативных эмоциональных состояний. Формирование позитивного эмоционального отношения к себе и другим.

Учебно-тематический план

Программа состоит из 2 блоков, дополняющих и расширяющих друг - друга.

Первый блок «Мир внутри меня: такие разные чувства» направлен на выражение своего эмоционального состояния вербальными и невербальными способами, создание условий для безопасного выражения отрицательных эмоций и снижения эмоционального напряжения.

Второй блок программы «Я и мир вокруг меня» направлен на расширение положительного эмоционального опыта в общении, поддержку и стимуляцию взаимодействия учащихся с окружающими.

Структура занятий

Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

    Ритуал входа в занятие. Создание настроя на совместную работу. Релаксация - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Упражнения и игры, носящие полифункциональный характер, направленные на решение актуальных проблем и доступные возможностям конкретной группы детей. Ритуал выхода из занятия. Подведение итогов.

Материально-техническое обеспечение: графические средства для альтернативной коммуникации (карточки с изображениями объектов, людей, действий, сюжетные картинки с различной тематикой, средства ТСО, аудио и видеоматериалы), объемный и плоскастной раздаточный материал, природный материал.

Календарно тематическое планирование (1 занятия в неделю, всего 16 занятий за курс)

Коррекция поведения и эмоционального состояния

Формирование знаний, навыков и умений

Примечание

Мир внутри меня, такие разные чувства.

Игра «Ласковое солнышко»

Установление контакта

Игра «Цветик семицветик»

Игра «Радуга настроений»

Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии для коррекции эмоционального состояния детей. Игры и упражнения на выражение эмоций с использованием цвета.

Игра «Волшебный светофор»

Снятие эмоционального напряжения в вербальной и невербальной форме, предметной и творческой деятельности. Игры и упражнения на выражение эмоций с помощью рисования и лепки.

Игра «Остров сокровищ»

Игры и упражнение на снижение тревоги, агрессии с использованием природных материалов. Создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Погода в доме»

Коррекции эмоционального состояния детей. Игры и упражнения на снижение тревоги, агрессии с помощью рисования, лепки.

Игра «Такие разные чувства –

что меня радует, что меня огорчает»

Организация условий для безопасного выражения детьми своих эмоций и переживаний.

Игра «В мире эмоций»

Психотехнические, коррекционные игры и упражнения, элементы психогимнастики. Игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя.

III. Я и мир вокруг меня (всего 8 часов).

Упражнения «Как я справляюсь со своей обидой?».


Предоставление детям возможности выразить свои чувства, отреагировать свои переживания.

Релаксационные упражнения направленные на создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «Кае я справляюсь со своей злостью».

Упражнение «Как я справляюсь со своим гневом»

Сглаживание деструктивных поведенческих реакций (протесты, негативизм, агрессия).

Упражнения «Как я справляюсь со своей тревогой».

Снятие эмоционального напряжения через вербальную и невербальную формы, предметную и творческую деятельность.

Упражнение «Как я справляюсь со своими страхами».

Коррекция страхов с помощью рисования, лепки, работы с различными материалами.

Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии, психогимнастики для коррекции эмоционального состояния детей.

Задание «Я и мир вокруг меня»

Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии, психогимнастики для коррекции эмоционального состояния детей. Выражение своего эмоционального состояния через создание продукта свободного творчества.

Игра «Я и мои друзья».

Стимулирование мотивации к общению.

Формирование навыков общения.

Изготовление продукта свободного творчества

Выражение своего эмоционального состояния


Список используемой литературы.


, Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М: Аркти, 2010. – 208 с. , Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2011. —175 с. . «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011. Хухлаева радости. — М.: Изд-во «Совершенство», 2012. — 80 с. Янушко с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Академия, 2011. – 248 с.