Киевляне гордятся музеем народной архитектуры Пирогово, львовяне – Шевченковским гаем. И там, и там можно увидеть старинные украинские хаты с расписными стенами и вышитыми рушниками. Правда, это все музеи под открытым небом, а вот польская деревня Залипье уникальна тем, что расписные дома здесь сохранились не в качестве экспонатов. Деревенские жители продолжают многолетнюю традицию, щедро декорируя дома и хозяйственные постройки.


Украшать дома женщины начали в конца 19 – начале 20 вв. Самобытный залипский орнамент привлекает искусствоведов, художницы-самоучки наносят яркие цветочные узоры на стены домов, двери, ставни и даже крышу. Все Залипье – сплошное буйство красок.


Точно неизвестно, как зародилась традиция украшения домов. Существует версия, что первоначально женщины пытались закрашивать пятна сажи на стенах. Разукрашивали и саму беленую печь. Зола, глина, известь, кирпич – из этих незатейливых материалов изготавливали краски, рисовали преимущественно цветы.


Сейчас рисунки приобрели исключительно декоративное значение, поскольку пятен от сажи на кухне у современной хозяйки уже не найдешь. Рисунки залипских мастериц стали более сложными и изощренными. Разукрашивают не только дома, но и хлева, собачьи будки, колодцы, даже до моста через местную речушку добрались.


В старые времена художницы сами изготавливали кисточки, нередко для этого использовали коровий волос. Как правило, рисунки на домах обновляли раз в год к Празднику Тела и Крови Христовых.


с 1948 года в Залипье проходит ежегодный праздник «Малевана хата». Местные художницы соревнуются в своих умениях, как правило, мастерицам удается создавать все новые и новые цветочные композиции, а также дорисовывать те, что были созданы в прошлые годы.


Говоря об этой многолетней традиции, нельзя не упомянуть имя Фелиции Цуриловой, которая жила здесь в начале 20 века. Она внесла огромный вклад в развитие залипского рисунка, в ее доме-музее до сих пор хранятся покрывала, подушки, чехлы для мебели, разрисованные цветами.


Несмотря на то, что Залипье – настоящий музей под открытым небом, туристам это место еще пока в новинку. Возможно, это и к лучшему, так как здесь все еще сохраняется атмосфера деревенской тишины и спокойствия.

Роспись стен дома в славянских традициях своими руками. Пошаговая инструкция с фото

Мастер-класс по росписи стен дома в славянских традициях (1 часть)

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: материал может быть полезен всем кто увлекается творчеством, можно использовать в семейном кругу для оформления дома, дачного участка, детям 10-12 лет и их родителям, воспитателям дошкольных учреждений для оформления групповых комнат.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением жилого пространства, создаст прекрасное настроение и хорошею атмосферу любого дома.
Цель: декоративное оформление стен дома в славянской традиции
Задачи:
-продолжать знакомство детей со славянскими традициями: оформление наличников, их роль и значение;
-научить рисовать декоративную композицию "терем расписной";
-развивать внимание, пространственное мышление, технику работы с кистью;
-воспитывать интерес к творчеству и украшению жилого пространства своими руками, славянской культуре и традициям.

Кружева, кружева, кружева деревянные,
Исчезаете вы у меня на глазах.
Навсегда исчезаете, уходите, таете,
Остаются обломки, дома, как в слезах.
Ходят люди по древнему деревянному городу,
Ходят, будто слепые, не подняв головы.
Кружева деревянные к ним взывают: Взгляните!
Мы уходим навеки, прощаемся мы!
Мы горим, осыпаемся, нас убивают,
Сносят вместе с домами, терзают, крушат!
Сотню лет нас ломают, ломают, ломают...
Сохранить не желают, как будто спешат.
Дом с резьбою изысканной заменят кирпичным
Новоделом уродливым с ухмылкой кривой,
И опять будут мимо ходить по привычке
Люди с сердцем без памяти, с душою пустой.
Мы не помним, как звали наших дедов и прадедов,
Что дома свои строили не на год - на века!
Украшали резьбою, чтобы внуки и правнуки
Жили лучше, счастливее, наверняка.
Ходим в собственном городе, странные гости,
Равнодушные роботы, на глазах - пелена.
И лежат за заборами перебитые кости
Деревянных сокровищ. И наша страна.
(Автор Мирошникова Ирина)
Здравствуйте, уважаемые гости! Очень меня тронули-эти восхитительные строки, столько в них печали, восхищения и любви к своей Родине! Наличники, казалось бы такая малость в нашем культурном наследии, но если углубится в их изучение-это огромный исторический источник, деревянные письмена-оставленные нам нашими предками.


Современная жизнь, её уклад и архитектура, если можно так назвать бетонные и кирпичные коробки, вытеснили и практически уничтожили-это великое культурное наследие. Тень давно минувших лет, исковерканной истории, устройства мироздания и веры наших славных предков. Но и сейчас в России осталось много деревянных домов, строятся новые, впечатляющие своими кружевными узорами на окнах. Может я чересчур мечтательна и сентиментальна, но уж очень хочется вернуть нашим городам и сёлам былую красоту, колорит русского национального стиля, традиции наших прадедов. Именно этой теме и повещена моя новая работа. Это всего лишь маленькая искра, порыв души, но без искры не разгорается пламя.
(Художник Всеволод Иванов)


Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь "огнём и мечом" приняла крещение, но эхо родной веры славян осталось в резных письменах, в кружевных узорах русской избы, наличниках на окнах. В них скрыта та самая символика, тайный смысл, дошедший до нас от наших пращуров, а более того-дивная красота, заставляющая подолгу любоваться делами рух человеческих.
Любой оставленный на дереве знак или зарубка несли свой смысл, постепенно превращаясь в особый знак-оберег от нечистой силы. В основу всей символики деревянной резьбы положены самые главные славянские божества наших предков-Бог неба Сварог и Бог солнца Дажьбог.
(Художник Виктор Корольков)


А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог-сын Сварога, то в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем (полусолнцем), как бы накрывают его сверху. Такой же принцип украшений использовали и для крыши (верха) дома. Верхний контур двускатного фронтона славянского дома представлял собой небосвод, по которому солнце совершает свой дневной путь от левого нижнего конца кровли вверх к щипцу кровли, к ее «коньку» и далее вниз к правому нижнему концу кровли.
Привлекают к себе внимание изображение коней, с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем, считались символом света, грома, молнии, ветра, воды. Как правило кони устремлены в разные стороны от солнца и символизируют движение из прошлого в будущее, подчеркивают неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с верованиями славян.
Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди), их как раз наоборот располагали в нижней части, ибо они уносили солнце на закате.
(Художник Андрей Клименко)


Мир наших славных предков состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны, именно это мироустройство нашло своё отражение в деревянных узорах, их композиционном построение.
Четыре компонента наличника-боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место. Одни символы были прямым обращением к богам, или силам природы, другие были способны стереть грань между мирами, третьи служили оберегами, отвращающими темные силы, все узоры на наличниках несли в себе магическую силу.
(Художник Виктор Корольков)


Магическая система защиты предусматривала изображение не только солнца и его пути по небу, но и самого неба как вместилища дождевой воды, необходимой для роста всего живого. Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней:
1. "Небесная твердь" (верхнее небо), в понимании наших пращуров она удерживала «хляби небесные» где-то в недосягаемой вышине над воздушным пространством обычного неба. Это раздвоение неба отразилось в русском языке в словах "небо" (единственное число) и "небеса" (множественное число).Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши;
2. "Хляби небесные" (запасы воды на небе), хранящихся на уровне "верхнего неба" находящегося над "средним небом", по которому движутся Луна и Солнце. Сильный дождь, ливень определялся фразой: «разверзлись хляби небесные», то есть открылась, получила свободу небесная вода и ринулась вниз, на землю. Изображаются как волнистые линии или отчетливые полукружья и могли "стекать" по краям окна, изображаясь в виде капелек.


Славяне представляли себе дождевые струи как поток молока Матери-богини, поэтому волнистые линии или полукруги символизировали грудь питающей землю богини плодородия.Груди изображались то в виде узора, где этот сюжет является повторяющимся, то в виде парных изображений двух грудей, тщательно обозначенных резчиком, но также образующих в своей повторяемости волнистый узор.
Самым важным событием в жизни наших предков было рождение, и женщина-мать так же являлась одной из основных фигур в украшение наличников. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - "Берегиня-Рожаница", дарующая жизнь, олицетворяющая женское начало, иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Берегиня-Рожаница-это Богиня Лада, жена Сварога, Богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница брака, хранительница домашнего очага, матушка, покровительница молодоженов и деток, радость стариков.
(Художник Виктор Корольков)


Но главным и центральным знаком в верхней части оформления наличников было Солнце-самое почитаемое божество у славян. В узорах оно представлено, как солярный знак-стилизованное символическое воплощение солнца, и воспринимается как выражение мощной силы, энергии и сияния жизни, несущего тепло. В советские времена его заменили цветочком или пятиконечной звездой.
Также солнце изображалось на наличниках как небольшой полудиск с лучами, и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника. Косой крест-символ солнца и огня (огонь земной), уходящий в далёкую первобытность, слово "окрест" означает "округу", пространство вокруг нас. Крест заключенный в круг обозначал гармонию огня: небесного и земного.
Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья.


Рядом с солнечными символами размещали символику грома, которая должна была защитить дом от удара молний. Громовым символом являлся круг, разделенный на 6 равномерных секторов (шести- или восьмилучевая звезда). Славяне называли этот символ Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак-символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.
Также для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи.


Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами», здесь располагали растительный и животный орнамент, символизирующий срединный мир, в котором обитают звери, люди и растения.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай-нижняя часть наличников символизировала земную твердь. Ромбики и кружочки с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы-всё это изображение земли, вспаханного и засеянного поля. Очень часто они располагались рядом с символом солнца обозначая единство небесного и земного, явного, и символизировали собой Мать Сыру Землю-Богиню Макошь.
Женщины древности учились быть Макошью в своем роду. Макошь-это та женщина, которая умеет трудиться в поле, в саду, на огороде, в лесу, знает лекарственные травы, умеет вырастить и правильно воспитать детей.
Здесь же изображалась и подземная часть мира, течение подземных вод. Ведь речная вода совсем другая, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли, из ключей, родников. А родник всегда считался священным местом.
Кроме этих, основных знаков, славянская символика включает изображение радуги, фигур богини на вершине строения, реалистичные изображения животных, ужей, ящеров, различные растительные орнаменты, подковы и многие другие. И каждое изображение, каждая деталь деревянного кружева несёт свой смысл, обереговое значение, скрытое послание потомкам.( )
Художник Виктор Корольков)


Добро пожаловать дорогие друзья и гости на мастер-класс по росписи стен в славянских традициях!
Перед началом росписи потребовалась небольшая предварительная работа. Дом очень старый, на своём веку я помню только один ремонт, поэтому вид дома ужасный. Всю штукатурку, которая обсыпается и крошится пришлось отбить молотком и с помощью цементного раствора привести в порядок. А том как работать с цементом можно посмотреть


Фундамент я решила декорировать под каменную кладку. Вся работа проводится руками, без мастерка, так словно мы как в детстве пекём пороги из мокрого песка, затем получившийся комочек прилепляем к смоченной стене. А далее дело за росписью.


Материалы и инструменты:
-краска водоэмульсионная влагостойкая белая, для наружных работ (4 килограмма)
-колеры разных цветов (зелёный, бежевый, оранжевый, красный), вместо них вполне подойдёт гуашь
-гуашь
-простой карандаш
-кисти
-тряпочка
-банка для воды
-стремянка
-лак акриловый
-трафареты
-бумага для трафаретов
-ножницы


Так как масштаб росписи очень большой, то нам понадобятся трафареты. Изготавливаем их используя симметричное рисование и вырезывание с помощью ножниц.
Хляби небесные.



Боковые столбы.


Берегиня и вода.


Кони.



Солнышко.


Лебедь.


Растительный орнамент.

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с окраски стен основным тоном. Для этого примерно 2 литра белой водоэмульсионной краски смешиваем с бежевым колером, и наносим цвет на стены с помощью большой кисти.



Далее делаем зелёный цвет, и окрашиваем область окон. Создаем силуэт наличников.


Рисуем силуэт верха наличников. Посередине размещаем коней, а по бокам будет располагаться орнамент "берегиня". Сначала рисуем набросок рисунка простым карандашом.


В самом верху дома рисуем орнамент "небесные хляби" и разукрашиваем их голубым цветом.


С помощью импровизированных столбов намечаем границы композиции.


В нижней части столбов рисуем силуэты перил с орнаментом "вода".



Возвращаемся на верх композиции. Тёмно-голубым рисуем шестилучевые звёзды "громовики". И окантовку по нижнему краю орнамента.



Белую краску смешиваем с оранжевым колером, этим цветом продолжаем оформление наличников.


Столбы украшаем тёмно-голубым цветом по обе стороны композиции. По бокам окон рисуем силуэты полусолнца.


Таким же полусолнцем соединяем окна в низу.


Центральное солнышко в форме круга рисуем под парой коней.

Пятая лекция из цикла "Родословная русского деревянного зодчества в фотографиях: от Лазаревской церкви до русского модерна" носит название "Расписные дома Русского Севера".

Традиция украшать жилище росписью уходит в седую древность. Сохранились рисунки первобытных людей на стенах пещер, удивительные живописные повествования о жизни богов и смертных в египетских пирамидах и на фресках в странах Средиземноморья. Однако в нашей северной лесной державе резко континентальный климат и ярко выраженная сезонность диктовали свои условия бытия. Крестьянские дома в России многие столетия отапливались по-чёрному, и никаких сведений об их росписи до середины ХIХ века нет.

К этому времени появляются дома, топившиеся по-белому. Крестьяне, занимавшиеся отхожим промыслом, возвращаясь домой, старались привнести элементы городской архитектуры в облик своих домов. Выше становятся потолки, больше окна, шире отвесы крыши. Однако, в отличие от горожан, деревня была более консервативна и оставалась верной хранительницей народных традиций. Красота окружающего мира, остатки языческих сказаний и верований, образы христианского рая тесно сплелись в представлении крестьян о прекрасном и мощно выплеснулись на стены похорошевших домов - как снаружи, так и внутри.

Расписывали самые защищенные от солнца и непогоды места фронтона - пространство вокруг слухового окошка и подшивку выноса кровли. При этом слуховые окна приобрели самую замысловатую форму, они украшались причудливыми балкончиками с богатой росписью. Мотивы росписи традиционны: всевозможные цветы и травы, вазоны, звезды, птицы, мифологические звери, которые принимают то ангельский, то бесовский облик... Особенно интересны изображения львов, которых не видевшие их никогда художники изображали похожими то на собак, то на котов, то наделяли их человеческими лицами.

Так появился новый отхожий промысел мастеров живописи, которые обычно называли себя не художниками, а малярами, - так и подписывались. Просуществовал этот яркий промысел очень недолго - после революции украшение домов стало невостребованным. А уникальная галерея дивных образов под открытом небом пока ещё жива. Пока...

О лекторе

Александр Лыскин окончил факультет журналистики МГУ. Работал в агентстве печати "Новости", издательстве "Планета", журнале "Россия" администрации президента РФ и правительства РФ, других изданиях и организациях. В начале 90-х приглашён к сотрудничеству с британским новостным агентством Camera Press и к членству в Королевском фотографическом обществе Великобритании.

Имеет ряд высших наград международных профессиональных фотоконкурсов – золотую медаль и "Золотой глаз" World Press Photo, золотую медаль Inter Press Photo, приз международного фотоконкурса UNESCO по окружающей среде и другие награды. Автор ряда собственных масштабных проектов. Создатель авторского фотобанка Phorus. Фотограф Международного фонда защиты животных (IFAW).

А. Лыскин - член Союза фотохудожников СССР, член Союза журналистов СССР и России, член Русского географического общества, преподаватель ИПЛФ (Института профессиональной и любительской фотографии).

Для посещения лектория обязательна предварительная запись . Записаться можно любым из следующих способов (записывайтесь ОДИН раз, дублировать не нужно!!) :

1) Регистрация на странице анонса (укажите фамилию и имя).

В этой статье хотелось бы ответить на вопрос тех, кто делает первые шаги в изобразительном искусстве - как нарисовать дом.

Детям очень нравится изображать дома. Большие и маленькие, с крышей, окнами, дверьми и даже без них, и обязательно сказочные домики, разной формы.

Как нарисовать дом карандашом поэтапно для начинающих и детей?

Начинаем первые навыки с самого простого домика.
Чтобы дом получился ровным, будем рисовать с помощью линейки.

Итак, приступаем.

  • На чистом листе бумаги чертим прямоугольник
  • Делим его пополам, как показано на рисунке
Начинаем с основы
  • Оформляем боковые стороны крыши из верхней части фигуры, немного делая их под наклоном
  • Чуть ниже полученного прямоугольника рисуем декоративную линию , соединяем ее с крышей
  • Для придания объема, чертим дублирующие линии , немного отступая от стен и пола внутри нижнего квадрата


Формируем крышу
  • Ластиком удаляем лишние линии
  • Аккуратно чертим оконные проемы и дверь
  • Дублируем форму оконных и дверных проемов внутренней линией


Переходим к окнам и двери
  • Добавляем оконную решетку
  • На крыше рисуем чердак


Добавляем дополнительные элементы
  • Оживляем чердак при помощи окна
  • Натуральный вид крыше придадут параллельные линии в виде досок
  • Домик готов


Строение готово

Если есть желание продолжить, украшаем домик.

  • Добавляем на крышу черепицу

Для этого:

  1. Делим дом пополам, чертим горизонтальную линию в нижней части крыши
  2. Рисуем в левой стороне, делая наклон чертой вправо, затем - в правой, формируя линии с уклоном влево.
    И так пока не заполним всю крышу.
  3. При этом, каждую линию следующего ряда располагаем на середине каждого прямоугольника предыдущего ряда.
  4. Не забываем делать наклоны линий в противоположную сторону, по мере продвижения к боковой части.
  • Дополнительно украшаем строение узорами


Придаем оригинальности фасаду
  • Оформляем жирным карандашом четкие линии


Окончательные штрихи
  • Раскрашиваем дом


Красивая усадьба готова

Видео: Как рисовать дом? Урок рисования для детей от 3 лет

Как нарисовать Кошкин дом ребенку?

Преимущество сказочных домиков заключается в том, что у них нет строгой формы.
Они выглядят веселыми, яркими и необычными. Могут быть кривыми, круглыми, с ножками и мордочкой, а иногда сердитыми или уставшими.

Приступая к обучению ребенка рисования сказочного домика, необходимо вместе с ним просмотреть картинки к любимой сказке. Это поможет малышу определиться с тем какой домик он хочет нарисовать.

Главный мотив сказки «Кошкин дом» пожар.
Поэтому чаще всего дети рисуют домик в огне.



Мотив пожара в сказке

Кошкин дом горит

Рисуем Кошкин дом

Можно использовать раскраску , чтобы изобразить оригинальный домик с расписными ставнями и резьбой .



Красивый сказочный Кошкин домик

Как нарисовать зимний дом?

  • Для работы подготавливаем простые и цветные карандаши
  • Начинаем рисунок с двух прямоугольников образующих фасад и стену
  • Добавляем крышу: со стороны фасада рисуем треугольник, над стеной - прямоугольник
  • «Прорезаем» карандашом окна и дверь


Набрасываем основные детали
  • Прорисовываем параллельные линии во всему основанию, на конце которых делаем круги - наш домик состоит из бревен
  • Оформляем крышу трубой
  • Дополнительными деталями оживляем окна


Оформляем окна, дверь, бревна
  • Придаем натуральности бревнам красивыми штрихами
  • Фасадную часть крыши разлиновываем


Акцентируем штрихами и линиями бревна и чердак
  • Наш домик должен быть зимним.
    С этой целью укутаем его снегом : на крыше, двери, трубе, окнах, вдоль фундамента


Схема расположения снега
  • Доводим до совершенства с помощью цветных карандашей


Снежная изба

Как нарисовать дом объемный?

Построение на бумаге жилого объекта начинаем с общего чертежа дома, и только после этого наполняем его остальными деталями.
Нарисовать дом можно по-разному, например, с крышей из шифера, узорными ставнями, кирпичным дымоходом. Эти детали добавляем на свое усмотрение, но любое строение должно иметь крышу, фундамент, стены, дверь и окна.

  • Создания плана начинаем с чертежа прямоугольника
  • Затем разделяем его линией на гостиную и прихожую
  • В этом уроке наша задача научиться рисовать дом в проекции
  • В центре левой части отмечаем верхнюю точку для крыши
  • Проводим от нее 2 черты, образуя треугольную крышу
  • От края правой полосы, в правом прямоугольнике формируем горизонтальную полосу, которая разделяет его на стену и потолок. В нем же намечаем проем двери
  • Добавляем окна в гостиной
  • Отделяем фундамент в низу рисунка
  • Прочерчиваем форму крыши дополнительными линиями


План строения
  • Окантовываем проекцию крыши с двух сторон, с маленьким уклоном
  • Дублируем второй линией окна, дверь и фундамент
  • В верхней, правой части добавляем дымоход, в форме двух соединенных прямоугольников разных размеров
  • Делаем черту под треугольной крышей, соединяя ее таким образом со стеной


Добавляем основные контуры деталей
  • На крыше фасада рисуем параллельные линии для имитации выложенных плашек
  • Добавляем в окнах перегородки
  • Дверь делим линией на две половинки
  • В нижней части входа рисуем порог
  • Кирпичный фундамент и трубу изображаем при помощи клетки
  • Крышу украшаем черепицей, используя вышеописанный прием


Оживляем дополнительными элементами
  • Остается только раскрасить дом, на свое усмотрение
  • Объемный домик готов


Делаем дом красочным

Как нарисовать многоэтажный дом ребенку?

  • В первую очередь для изображения дома в несколько этажей нужно определить его параметры:
  1. Высоту
  2. Этажность
  3. Количество окон и дверей
  • Далее делаем общие наброски формы фасада
  • Отмечаем высоту, длину строения
  • Наносим окна и дверь
  • Так как мы рисуем многоэтажный дом, делаем наметки окон четко по горизонтальным линиям
  • Если выбран 3-х этажный дом, то делаем три такие линии, на расстоянии выбранной высоты окон, оставляя запас на промежуток между ними
  • Лучше воспользоваться линейкой и отмерять одинаковые прямоугольники с ее помощью. При этом, необходимо следить, чтобы линии фасада крыши и окон находились параллельно друг к другу.
    Сначала это может показать сложным, но немного потренировавшись придет определенный навык
  • Пройдя этот самый сложный этап, добавляем дополнительные детали на строение
  • Делаем контуры ярче, убираем лишние линии


Начиная рисунок, размещаем дом в зависимости от выбранного размера в длину или ширину листа

Рисунки домов карандашом для детей

Самый простой вариант нарисовать карандашом дом при помощи раскраски.



Вариант изображения домика с помощью раскрасок

Простые схемы для рисования могут послужить отличным подспорьем для маленьких художников. Рисуют дом дети Сложный, но очень интересный вариант для срисовывания

Рисунки карандашом могут стать для ребенка настоящей развивающей игрой. Для этого, каждый последующий урок необходимо делать с нарастающей сложностью, добавляя любые игровые элементы. Например, сегодня рисуем дом для собачки, завтра избушку на курьих ножках, а далее роскошный замок для принцессы.
Изобразительное искусство хороший стимул не только для развития творческой фантазии ребенка, но и для выработки навыков усидчивости, ответственности, терпения и многих других положительных качеств.

Видео: Как нарисовать дом?

М.И.Мильчик ,
кандидат искусствоведения, профессор,
зам. ген. директора НИИ «Спецпроектреставрация», Санкт-Петербург
Е.В. Шевелева, Санкт-Петербург

РАСПИСНЫЕ ДОМА КАРГОПОЛЬЯ

Традиция домовой росписи во многом еще остается непрочитанной страницей культуры Русского Севера, хотя росписи жилых построек иных регионов России - Сибири, Алтая, Урала и Прикамья, отчасти средней Волги (бывших Костромской и Вятской губерний) в той или иной степени исследованы. Так или иначе, но пока существует всего несколько работ на интересующую нас тему, если не считать относительно изученного района Поважья. Среди них особое значение имеет небольшая работа Н.В.Тарановской 1970-х гг., в которой сформулированы задачи для будущих исследований: «требуется специальное изучение местных художественных особенностей росписи по отдельным районам, состава их орнаментации, связей с росписями на бытовых предметах, выявления мастеров и т.д., то есть всех тех моментов, которые бы позволили нам показать живую картину существования искусства, не менее значительного, чем домовая резьба».

Домовые росписи - явление общенациональное в народном искусстве России. Основываясь на изучении своеобразия росписей, на территории нынешней Архангельской области можно выделить следующие относительно обособленные районы, лишь условно называемые школами: северодвинская, пинежско-мезенская, важская и каргопольско-поонежская.

Последняя пока остается белым пятном на карте Русского Севера. Правда, предыдущие экспедиции в интересующем нас ареале отмечали наличие домовой росписи по р. Онеге и в бассейне р. Кены, ее притока. Однако до сих пор опубликовано (статья 2006 г.-М.З.) всего два памятника: дом Ушакова в д. Ширяихе, без какого бы то ни было анализа и филенка заборки из д. Заовражной Кенозерской волости.

Во второй половине 1970-х гг. удалось найти более десятка расписных домов в селениях по Онеге и Кене. Вышеназванными обстоятельствами был продиктован выбор маршрута нашей экспедиции, которая состоялась летом 2003 г. и была продолжена в 2004-2005 гг. Ее главная цель - выявление, фиксация памятников монументальной живописи в бассейне реки Онеги и, как следствие, решение вопроса о правомерности выделения этого ареала домовой росписи со своими, присущими только ему чертами.

Экспедиция обследовала 31 деревню в трех районах - Каргопольском, Плесецком и Няндомском и выявила 64 дома, в той или иной мере сохранивших экстерьерную, а в редких случаях и интерьерную росписи. Это количество превзошло самые оптимистические ожидания. В результате открылась, с одной стороны цельная, а с другой - фрагментарная картина: сегодня получить достаточно полное представление о развитии домовой росписи ни по одному региону уже невозможно. Многие важные памятники давно исчезли, никем не зафиксированные, а для существующих часто не удается выяснить время их создания, имена и происхождение мастеров. И, тем не менее, даже эта заведомо неполная картина позволяет сделать некоторые важные, хотя и предварительные выводы.

В Каргопольский уезд в ХVI в. входило все Поонежье. В ХIХ - начале ХХ в. он числился в составе Олонецкой губернии, но культурно и экономически более тяготел не к Онежскому озеру, а к реке Онеге и Белому морю. Такая ориентированность лишь усилилась после открытия в 1897 г. Северной железной дороги, соединившей Москву и Архангельск. До этого основным трактом Каргополья был Петербургско-Архангельский. Главным занятием крестьян края было земледелие, рубка и сплав леса. Из промыслов следует отметить смоло- и дегтекурение, кожевенное производство, ткачество и другие женские рукоделия, гончарное производство, красильное и набивное дело. По данным статистической комиссии 1902 г., в уезде зарегистрировано всего 11 маляров в восьми из 23-х волостей (в то время как бондарей насчитывалось 151, корзинщиков 108, а плотников 496 человек).

Основным местом сбыта продукции служила дальняя Благовещенская на Ваге и Крещенская (Богоявленская) ярмарки в Шуньгском погосте Заонежья, куда съезжалось до трех тысяч человек. Вторым местом торга была ближняя Никольская ярмарка, происходившая в начале декабря на территории Ошевенского погоста. Здесь же находились лавки, склады и каменный дом крупного местного купца В.А.Дружинина, имевшего также меховую мастерскую в Нижнем Новгороде. Напротив дома В.А.Дружинина еще стоит двухэтажный деревянный дом его родственника промышленника А.А.Ушакова, который владел лесными разработками в округе и снабжал строительными материалами железную дорогу от Вологды до Архангельска.

Третьим центром являлся Архангельский погост, расположенный в 60 км от Каргополя на пересечении Архангельского тракта с рекой Онегой. Четвертым - Конево, вытянувшееся вдоль Онеги на 4 км и,наконец, пятым - Заднедубровский погост, особенно быстро развивавшийся на рубеже ХIХ-ХХ вв., так как находился на сухопутной дороге, кратчайшим образом связывавшей Кенозеро и Поонежье с только что открытой железной дорогой.

Постройки обследованных селений бывшего Каргопольского уезда в своем большинстве относятся к типу северо-великорусского дома- усадьбы или большого северного дома, у которого хозяйственный двор вместе с жилой частью составляют комплекс, соединяясь брусом - по продольной оси или же глаголем - с выступающим двором. В отличие от Поважья, здесь главный тип жилья - четырехстенок на высоком подклете или дом в два жилья, т.е. двухэтажный (двужирный). Балконы встречались редко. Их в какой-то мере заменяли галереи («галдареи»), располагавшиеся на продольном фасаде над крыльцом, с которым они составляли единое целое.
Вплоть до середины прошлого столетия на Каргополье нередко встречались курные (рудные) избы, топившиеся по-черному. Они обычно строились в комплексе с белыми избами и летними (холодными) горницами.
«перед» представлял собой четырехстенок. На лицевой фасад выходило окно вышки (светелки) - летней комнаты на чердаке. Экстерьерная роспись размещалась на плоскости фронтона, если он был обшит, и непременно на подшивке выноса кровли, реже - на наличниках и ставнях.

Состоятельные хозяева все чаще стали обшивать свои дома. Появились гладкие поверхности фронтонов, подшивки свесов (выносов) кровель, на которых стало удобно размещать живописные композиции. Почти обязательная арка (нередко тройная) в венчающей части фронтона возникла под влиянием ампирной архитектуры города, наверное, не ранее середины ХIХ в. Здесь сосредоточивалась основная резьба, главным образом накладная и пропильная. Среди рельефного декора теперь можно было увидеть сухарики, ромбы, шашечки. Окон по лицевому фасаду дома - четыре, редко - три или пять. Декоративный пояс на уровне самого домового сруба образовывали резные наличники и распашные ставни - обоконки, которые стали служить украшением, ибо не предназначались для закрывания, а филенки их раскрашивались или же покрывались росписью. Однако главным проявлением нового вкуса в убранстве фасада стали расписные подшивки свесов (выносов) кровли, о чем еще будет сказано далее.

Последующее развитие фасадного декора связано с появлением резных карнизов, фиксирующих границу собственно сруба и фронтона. Не удивительно, что так называемый «крестьянский ампир» и пропильная резьба наибольшее распространение получили вдоль двух самых оживленных трактов - Архангельского и Пудожско-каргопольского - основных путей проникновения городских влияний. Следующим шагом в этом направлении стала покраска резьбы, а затем и роспись подшивки свесов кровли.

Как уже было сказано, время возникновения росписи крестьянского дома большинство исследователей связывают с распространением белых изб и косящатых остекленных окон, относят его к середине ХIХ в., что соответствует датам наиболее ранних из зафиксированных, раскрашенных простейшим образом домов: на Урале и Северной Двине это 1853 г. (полное совпадение дат, конечно, момент случайный), в Поважье - это дом в Долматове приблизительно середины ХIХ в. и точно датированный 1856 г. дом в Усть-Паденьге. В Каргопольско-поонежском регионе - это дома Емельяновой 1867 г. в д. Пачепельде (Онежский район) и А.В.Дмитриева - Н.И.Старицына на Кенозере в д. Першлахта, срубленный в 1860 г. Самый же поздний из достоверно датированных
-дом Макаровых в д. Бабинской - был расписан в 1929 г. Кстати, дом Макаровых вообще является последним по времени из всех выявленных расписных домов Архангельской области и знаменует собой конец, а точнее насильственный обрыв этой традиции.

Из 64-х выявленных нами расписных домов 31 имеет даты постройки и/или росписи, отмеченные краской или вырезанные на кронштейнах, а также владельческие надписи. Чаще всего они встречаются на домах четырех деревень Задней Дубровы (из девяти сохранившихся в этом кусте расписных домов на восьми можно прочесть имена владельцев!). По хронологии расписные датированные дома распределяются следующим образом: 1860-1899 гг. - 6 домов; 1900-1910 гг. - 14; 1911-1916 гг. - 8; 1928-1929 гг. – З дома. При всей относительности приведенных данных можно утверждать, что расцвет домовой росписи в Каргополье пришелся на начало прошлого века, т.е. на время, когда в Поважье эта традиция шла на спад.

Каким образом в крестьянских домах середины ХIХ в. произошло возрождение традиций росписей, корни которых уходят в глубокую древность? Откуда мастера черпали мотивы? Ответ на этот вопрос пока можт быть дан лишь в общей и приблизительный форме. Прямыми источниками, прежде всего, служила резьба и роспись бытовых предметов и мебели, традиция которых оставалась непрерывной, а опосредованными - миниатюры и заставки рукописей ХVII-ХVIII вв., иконы «северных писем», некоторые приемы и образы заимствовались из арсенала «комнатных живописцев», которые, в свою очередь, «пересказывали» композиции классицизма; не забудем ярмарочные товары и, в частности, лубки, наконец, - росписи деревянных церквей: на дверях, свечных ларях, клиросах, «тощих свечах» часто изображались «травы», вазоны с пышными цветочными кустами, на тяблах иконостасов - мотивы вьющейся виноградной лозы.

В отличие от Сибири, в северных росписях почти полное отсутствие сюжетно-повествовательных композиций возмещалось разнообразием травного и цветочного орнамента, интересом к изображению животных и птиц, попытками изобразить архитектурные элементы классицизма. Пышность кустов и садов, их многоцветье на фоне глухих бревенчатых стен, на фоне пасмурного неба или белоснежной зимы явились неосознанным стремлением преодолеть колористическую сдержанность окружающего пейзажа, напоминанием о щедрости цветущей природы. И.Я.Билибин после путешествия по Северу в 1903 г. отмечал: «...любовь к узору чувствуется и по сие время. Я видел избы, где узорами, хотя и позднейшими, было размалевано буквально все: шкафчики, двери, полки, лежанка, - все, где только можно было красить».

Итак, деление изб на летние и зимние, членение их внутреннего пространства, повсеместная замена курных изб белыми, улучшение освещенности интерьера с помощью красных окон, вытеснивших волоковые, усиление городских влияний, выразившихся в появлении «чистых половин» наподобие «зал», применение филенчатых опечков, дверей и мебели. Это главное, что обусловило быстрое распространение в последней четверти ХIХ в. домовой росписи на всем Русском Севере.

Иконографические типы фасадных росписей Каргополья

В росписях на подшивке свесов можно выделить пять основных групп:

1. Разноцветные полосы (чаще белые, розовые, зеленые, синие или голубые), гладкокрашеные или иногда с орнаментом в виде небольших розеток или побегов. Этот тип декора встречается на фасадах домов в кусте Волосово и с. Конево на Онеге, в деревнях Враниковская, Корякино по р. Кене, в с. Грехнева Горка (Село) на реке Лимь.

Фото Ю.Огурцова
- 2. Звезды на синем фоне, изображающем небо, располагаются преимущественно на сводах арок в завершении фронтона и лишь в двух случаях - в д. Майлахта (Кенозеро) и в д. Зимницы (Волосово) на р. Чучексе - на всей подшивке свесов. Иногда они правильной формы, с шестью, пятью или четырьмя лучами, в некоторых же случаях они написаны очень грубо. Подобный мотив перекликается с росписью, встречающейся в церквах - крыльца Лядинской церкви Богоявления в Лядинах и неба Сретенско-Михайловской в Красной Ляге.
Фото Ю.Ревича
- 3. Крупные розетки с разноцветными сегментами. Остальное же поле свеса заполнено цветными вертикальными полосами, окрашенными по доскам. Внутри последних - орнамент в виде гирлянд из мелких цветов и листьев. Композиции такого рода встречаются в селениях Климовская (Архангело), Култа (перевезен из д. Харево на Онеге), Першлахта, Филипповская. Как вариант геометрической композиции, встречающейся намного реже - членение подшивки на крупные квадраты, разбитые диагоналями на четыре разноцветных треугольных поля (дома в Бережной Дуброве (не сохранился) и в с. Грехнева Горка (Село) на р. Лимь.
Фото Ю.Ревича
- 4. Живописные филенки, в прямоугольном, реже фигурном поле которых расположен цветочный куст в вазоне или без него. Количество филенок в зависимости от длины свесов, формы и размеров арки колеблется между тремя (в 16 случаях), двумя (в 11-ти) и одной (в 2-х).

- 5. Фигуры львов, чаще на подшивках сводов трехлопастных арок (например, дом М.Буянова в Малом Самкове или дом П.А.Перепелкина в д. Лисицыно (Задняя Дуброва), в четырех случаях на самих свесах: 2 дома в д. Култа, 2- в Большом Самкове.

Скажем чуть подробнее о четвертой группе изображений. Среди цветочных композиций в филенках, помимо сугубо индивидуальных решений, можно проследить три основных манеры.

Во-первых, это куст с длинными зелеными листьями, на котором небольшие полихромные цветы розового, голубого и охристого цвета, с лепестками овальной формы или в виде «сердечка», а также со стилизованными тюльпанами или колокольчиками. Поверх листьев на тонких стеблях бывают прописаны весьма характерные листики, черного цвета, напоминающие по форме запятую. Вазон здесь трактован объемно, со светотеневой моделировкой... В другом варианте этой же манеры добавляются нижние фигурные листья голубого цвета, а длинные зеленые листья приобретают тонкий графический контур. Часто филенки в росписи этого типа отводятся изящными линейными виньетками голубого цвета.

Во-вторых, это куст с тонко проработанными небольшими шестилепестковыми цветами и колокольчиками, извивающимися стеблями черного цвета, а вазон имеет две ручки и ножку, причем решен он либо плоскостно, либо в виде горшка с заполнением, похожим на сетку (росписи на домах по р. Онеге в с. Архангело и Конево или перевезенных туда из других деревень по Онеге).

В-третьих, в деревнях Задней Дубровы отмечен примитивный вариант росписи в виде куста из крупных листьев, растущих на длинных стеблях с условно трактованными цветами, составленными из круга-«сердцевины» и точек-«лепестков». Характерной особенностью изображений являются заостренные голубые листья на длинных стеблях в изображении куста - последние можно воспринимать как подражание ставшей, по-видимому, «классической» схеме Ванюкова-младшего.

Росписи фронтонов делятся на три группы:
1. полосы по бревнам или доскам фронтона (горизонтальные или же «в ёлочку»);
2. цветы в вазоне, чаще под аркой, над окном, иногда по сторонам от окна (д. Першлахта и с. Конево);
3. львы по сторонам от окна, а над ним - цветы, львенок или надпись (дома Загоскиных во Враниковской, Ушакова в д. Ширяиха, Н.И.Шулепова в Ломакино и дом Р.П.Епифановой в д. Грехнева Горка (последний дом - в Няндомском районе).

Львы в каргопольских домовых росписях близки к орнаментальным формам «барсов» в местной вышивке: они стоят на задних лапах, морда изображается в профиль или анфас, в некоторых случаях у зверя пишут длинный «процветающий» хвост с кистью, подчеркивается широко открытый глаз, когти. В двух случаях львов обрамляет дугой цветущая ветвь: на заборке дома А.Н.Дмитриева- Н.И.Старицына в Першлахте, построенного в Майлахте в 1860 г., а в Першлахту перевезенного в 1885 г., и на свесах уже упомянутого дома Н.И.Гринева в Коневе, роспись которого датирована 1894 г. Она представляет интерес по очень многим причинам, поскольку точно датирована и имеет, кроме владельческой надписи, подпись мастера. Очень выразительны и сами фигуры сказочных очеловеченных львов, изображенных на боковых сводах трехчастной арки на коричневом фоне, а над ними в голубом звездном «небе» парят толстощекие херувимы с носами «картошкой» и рыжими кудрявыми волосами. Это единственный известный нам случай изображения херувимов в домовых росписях Поонежья.

О мастерах фасадных росписей Каргополья

К сожалению, о них известно очень немногое. Пока что предварительно можно сказать следующее. Два дома - в деревнях Враниковской и Култе - имеют на фасаде подпись Ванюкова… По-видимому, мы имеем дело с двумя мастерами, а если судить поинициалам, то с отцом и сыном.
Подписной дом в д. Враниковской - эталон росписи Ванюкова-старшего. На его голубом фасаде охрой с контурной обводкой черным цветом написаны два льва с длинным туловищем, тонкой талией и внушительных размеров гривой, стоящие на задних лапах, они прикованы цепями к окну. Морды их с маленькими округлыми ушами характерной формы обращены к львенку, изображенному над окном. Он же, судя по всему, смотрел прямо на зрителя (роспись находится на южной стороне, поэтому сильно выгорела, и детали уже, к сожалению, не читаются). Колорит росписи построен на сочетаниях голубого, охры, розового, зеленого и черного. Свесы выкрашены полосами, на них нарисованы условные розетки из зеленых кругов с белильными и черными точками. Схожую по композиции и колориту роспись пока еще можно увидеть на фасаде «двужирного» дома Дружининых-Ушакова в д. Ширяихе. Там пара львов прикована к цветущему розовому кусту, расположенному над окном. На ветвях его, как это заметно лишь на фотографиях при сильном увеличении, помещена пара синих птиц (подобные птицы с намеченным штриховкой оперением, с поднятыми крыльями, как бы взлетающие или приземляющиеся, встречаются и в росписях интерьеров, и на прялках). Над окном имелась и подпись, но ныне можно разобрать только первые два слова «СЕИ ДОМЪ...». Третья роспись, возможно, также принадлежащая кисти С.Я.Ванюкова, находится на берегу Кены, в соседней с Враниковской деревне Бол. Самково. На его свесах, выкрашенных светло-зеленой краской (такой же, как и фронтона дома в Ширяихе) - два белых льва, над которым и синей и розовой краской нарисованы круги, разделенные на четыре сегмента.

Н.С.Ванюков, по всей видимости, кроме росписи на свесах упомянутого подписного дома в Култе, был автором еще нескольких композиций. Особого внимания заслуживают замечательные росписи фронтонов и свесов двух домов Н.И.Шулепова в Ломакине, 1910 г., и В.С.Назарова (в прошлом Буянова) в Шумилово, 1912 г. Первый дом ориентирован лицевым фасадом на северную сторону, стоит на высоком берегу живописной р. Волошки, впадающей в Онегу. В ряду деревенских домов он выделяется обшивкой, по-видимому, первоначальной, и росписью, в том числе и на наличниках, прекрасно сохранившейся благодаря северо-восточной ориентации. Роспись на фронтоне выполнена по белому фону. В отличие от цветных фонов Ванюкова-старшего: над окном написан цветочный куст с длинными листьями в объемном, моделированном светотенью вазоне, по сторонам от окна - подобные кусты, перед которыми - крупные парные львы. На подшивке свесов по белому фону - две филенки с синей отводкой и темно-зелеными сегментами с розовой отводкой по углам. В филенках - такой же цветущий куст с длинными массивными листьями, как и на фронтоне.

Роспись дома Буянова, расположенного также на северной стороне, но на берегу р. Кены, не менее интересна. Здесь преобладает сдержанная холодная цветовая гамма, напоминающая об излюбленном приглушенном колорите модерна: прозрачный изумрудно-зеленый, голубой, охры и розовый. Контуры и светотеневая моделировка выполняются черным цветом. Филенок на с весе также две, исчезают сегменты по углам, появляется голубая виньетка, перекликающаяся с листьями и цветами. Особую роль в этой композиции играют львы. Они размещены на подшивке арок, изображаются стоящими на задних лапах, в прыжке. Голова у них намного крупнее, нежели у зверей Ванюкова-старшего, на ней заостренные собачьи уши, крупные, широко открытые человечьи глаза. Объем моделирован живописной широкой линией, как и грива (С.Я. Ванюков использовал, напротив, графическую, жесткую линию). У правого льва, как и на филенке култинского дома, хвост поджат, направлен вниз и между лапами с тщательно прорисованными круглыми подушечками и острыми когтями, левый распускаеi хвогощеголеватой заостренной кисточкой над изогнутой спиной.

В Кенозере работал Федор Яковлевич Никифоров. Сохранилась сделанная им в 1916 г. роспись свесов дома Нифантовых в д. Майлахта (на подшивке фронтона надпись «1916 Г [...]К.М. ФЕОДОРЪ ЯКО НИКИФОРОВЪ». По сведениям В.Д.Шевелева, последний мастер исполнил и роспись заборки и шкафа в д. Горбачиха на Кенозере, где на верхней части ныне не сохранившейся заборки была такая же надпись, только датированная 3 июня того же 1916 г.

В д. Халуй (Ошевенск) есть дом с росписью на свесах в виде кустов с симметричными ветвями, на которых красно-коричневые плоды-«яблоки» и четырехлепестковые охристые цветы. Стилизованные растения довольно тщательно детализированы, заключены в фигурные филенки синего цвета. Свесы имеют одноарочное завершение, подшивка свода арки выкрашена горизонтальными полосами синего и белого цвета. Хозяйка дома... Возможно, этот же мастер выполнил роспись свесов на доме Черепановых в Большом Халуе: в голубых фигурных филенках куст, построенный строго симметрично, с графической трактовкой тонких ветвей и разноцветных листьев. В соседней д.Низ нами зафиксирован дом Черепановых с похожей расписной композицией.

В некоторых случаях дома расписывали явно не профессиональные мастера. Тогда образ льва приобретал почти неузнаваемые черты. Так, в деревне Култа рядом с домом, расписанным мастером Ванюковым, можно увидеть подражание профессиональной росписи и тут же сравнить ее с прототипом. Львы на свесах дома Сидоровой-Супаковых написаны профессиональным мастером Н.С.Ванюковым. Аналогичные звери на доме А.А.Мальцева выполнены, возможно, самим хозяином, прадедом нынешнего владельца, П.Ф.Мальцевым. Под его кистью лев, скопированный в соответствии с понятиями и умением автора с филенки соседнего дома, превращается в зеленого «лягушонка», обвитого хвостом.

Во втором случае, в д. Большое Самково, пара грубовато написанных коричневых львов размещена друг напротив друга на свесах дома Н.Ворониной, один из львов изображен в профиль, другой анфас, оба с цветущей ветвью и с цепями. На свесах же соседнего дома В.С.Балдиной - Осиповых расположились под большими кругами, разделенными на четыре цветных сегмента, схожие по иконографии, но совершенно иные по стилистике забавные белые львы розовощекие, изящные, с кисточкой в виде трех петель на тонком извивающемся хвосте. Возле передних лап обоих животных- цветущая ветвь, написанная уверенными мазками темно-коричневой краски с розовыми цветами и плодами-яблоками (одно из них напоминает скипетр под львиной лапой). Совершенно аналогичные цветочные мотивы обнаружены на свесах дома А.Супакова-В.Мальцева в д. Култа, перевезенном из д. Харево на р. Онеге. Здесь извивающиеся побеги расположены на вертикальных полосах, окрашенных по доскам подшивки между кругами, разделенными на восемь цветных сегментов (композиция относится к третьему типу)...

Анализ живописного декора более полусотни домов Каргополья позволяет со всей уверенностью говорить о быстро сложившейся здесь своеобразной традиции монументальной росписи крестьянских домов, получившей широкое распространение в конце ХIХ- первой четверти ХХ в. и прерванной в годыколлективизации. Выявленные нами особенности этой росписи и имена мастеров ставят перед исследователями вопрос об их связях с живописью на бытовых предметах.

К сожалению, большая часть таких домов уже погибла, а оставшиеся находятся в критическом состоянии. Нередко домовые росписи закрашиваются «за ненадобностью», как «старые», либо «поновляются», что равнозначно их гибели, Причем нередко это делается руками самих хозяев, не осознающих их ценности.

Таким образом, самой неотложной задачей является постановка выявленных памятников на государственную охрану, разработка программы их спасения и дальнейшего изучения.

Примечания:
1. Из сборника "Историко-культурное наследие Русского Севера" (Материалы IX научной конференции. Каргополь, 2006 г.)
2. С сокращениями.
3. Иллюстрации - из архива сайта.
4. Материал на эту же тему -