Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому выражению Ф.А.Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А.Сохин).

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:

Умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);

Умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

Умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

Владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);

Умение использовать мимику и жесты;

Умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

Монологическая речь - более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.

Пересказ - это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.

Рассказ - это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события.

Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу. Существуют разные виды пересказа :

Подробный или близкий к тексту;

Краткий или сжатый;

Выборочный;

С перестройкой текста;

С творческими дополнениями.

Требования к пересказам детей

1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста.

2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа

1. Вводная часть. Ее цель заключается в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, что может достигаться путем вступительной беседы, показа картинки, напоминания наблюдения, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, жанр, автор.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, плоскостного, пальчикового театров, игр-драматизаций детей.

Обучение детей рассказыванию в процессе организованной образовательной деятельности осуществляется со средней группы.

У детей формируют умения создавать рассказы различные по форме и по содержанию:

по форме - описательные и сюжетные;

по содержанию - фактические и придуманные (творческие).

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) по игрушкам и предметам;

2) по картине;

3) из опыта;

4) творческие рассказы.

1 Приемы обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам

В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы обучения детей рассказыванию:

- совместное рассказывание . Он может быть использован в средней группе. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила была девочка. Однажды она… а на встречу ей…»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям;

- образец рассказа - это краткое, живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец используется во всех возрастных группах, на разных этапах занятия (в начале занятия и по ходу для коррекции детских рассказов);

- анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа;

- план рассказа - это 2-5 вопросов, определяющие его содержание и последовательность. Чем младше дети, тем вопросов в плане должно быть меньше;

- коллективный разбор плана . Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства;

- моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Структура ООД:

1 часть. Рассматривание игрушек (предметов), их сенсорное обследование:

Что это?

Как узнали? (вычленение характерных особенностей);

Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);

Вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

Повторное целостное восприятие предмета.

2 часть. Образец рассказа воспитателя или план рассказа.

3 часть. Рассказы детей и их оценка.

4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия: чему научились.

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:

1. Мотивация , которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов . Например, описания на тему «У кого какой зверь?»

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков (цыплёнок и утёнок). Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

3. Игры-соревнования , в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).

5. Коллективное составление рассказа : один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий - предмет, находящийся у него в руках.

6. Использование схем, моделей.

7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.

2 Методика обучения описанию картин

Рассказ по картине - это разновидность рассказа по восприятию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает зрительно отраженный образ предмета или сюжета. Образ этот в известной мере может быть условным (не ощущается объем предмета, величина его условна и может быть более или менее реальной, не ощущается материал, из которого сделан предмет и т.п.).

Рассматривание детьми картины - сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.

В целях обучения дошкольников описательным рассказам рекомендуется проводить следующие виды занятий с картинками:

1.составление рассказов по предметной картине;

2.составление рассказов по сюжетной картине;

3.составление рассказов по серии сюжетных картинок;

4.составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.

3 Обучение детей рассказыванию по памяти (из опыта)

Различают два вида рассказов из опыта:

Рассказы из личного опыта («Как я помогаю маме дома», «Как я учился кататься на велосипеде» и т. п.;

Рассказы из коллективного опыта («Как мы веселились у Новогодней елки», «О нашей экскурсии в детскую библиотеку», «О нашем кролике Яшке», «О смешном случае» и др.).

4 Обучение рассказыванию по воображению.

Особенностью творческого рассказывания является преобразование имеющегося опыта на материале воображения.

При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений.

1. Придумывание рассказов по игрушкам. Воспитатель подбирает несколько хорошо знакомых детям игрушек, объединяя их в отдельные группы. Например, заяц сидит в кузове грузовой машины, кукла стоит рядом с ежиком, кот сидит с перевязанной лапой…

2. Придумывание рассказов по картинам. Вначале картина рассматривается по вопросам, чтобы выяснить, как дети понимают ее содержание, а также помочь им увидеть в картине главное и второстепенное. Затем воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, каким может быть продолжение истории, представленной на картине?». Выслушав ответы, воспитатель предлагает каждому придумать свое продолжение и окончание рассказа.

3. Рассказывание по аналогии. Начинается с чтения детям рассказа или сказки. Например, воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Бишка». После чтения детям задают вопросы для выяснения того, как они запомнили и поняли рассказ: как звали собаку в рассказе, который прочитали? Что предложили сделать Бишке? Что на это ответила собака?

Затем воспитатель ставит перед детьми задачу - составить свой рассказ, похожий на тот, который только что услышали, но заменив в нем главного героя. Дается образец такого рассказа. Например, «Говорят кошке Мурке

4. Придумывание конца рассказа к предложенному началу. Специфика данного вида творческого рассказывания состоит в том, что начало рассказа, который предлагается воспитателем, определяет героев, завязку событий.

5. Придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем. Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме»,

6. Придумывание сказок. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

7. Придумывание рассказов по пословицам.

Вначале детям предлагают послушать рассказ К.Д.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». После беседы по содержанию рассказа уточняют его название и обращают внимание, что названием служит пословица. Затем спрашивают, в каких еще случаях можно использовать эту пословицу и предлагают придумать свой рассказ.

Характеристика связной речи у детей в соответствии с возрастными особенностями.

3 года развивается понимание речи. Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений, использует диалогическую речь. В игре возникают новые виды речи: речь сообщение; речь инструкция; речь монологическая, речь контекстная. Беседу со взрослым дети начинают с удовольствием, но после 2-3-х вопросов, начинают отворачиваться, ерзать на стуле, заявляют, что так не могут говорить и значит не хотят в это играть.

Характеристика диалога в данном возрасте: как правило, общаются 2 человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит, это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками. Отсутствуют параллельные высказывания, то есть диалог абсолютно последовательный вопрос-ответ и на одну тему. Если один из детей отвлекается на новую тему, то либо диалог распадается, либо начинают говорить на новую тему, забывая про предыдущую. Вопросы и ответы очень конкретные без дополнительной информации, все точно - про что спросили, про то и получили ответ.

Характеристика пересказа детей данного возраста - способны заканчивать предложения начатые воспитателем. Сказка должна быть хорошо знакома детям. (Посадил дед … Что? … Репку. И т.д.)

4 -5 лет - переход от ситуативной к контекстной речи. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, могут пересказать сказку. Составляют рассказ по игрушкам, картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы. Свободно вступают в беседу со взрослым, смущения не испытывают, общение идет достаточно оживленно.

Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она), используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.

5-6 лет (старший дошкольный возраст) - активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений. В беседе со взрослым чувствуют себя совершенно свободно, даже получают удовольствие, проявляют инициативу, предлагают свои темы для разговора. Темы - сложные, может даже сокровенные.

Характеристика диалога в данном возрасте: неумение правильно строить предложения, слушать собеседника, формулировать вопросы, отвлечение от поставленного вопроса, неумелое использование обращения, дополнения, согласия, отказа.

Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов.

Характеристика повествовательных рассказов: затрудняются в определении темы рассказа - составляют рассказ, а если спросить на какую он тему, начинают все рассказывать с начала. Рассказы не последовательны, теряются целые смысловые части. Мало описаний героев и природы, присутствуют только события. Используют простые предложения.

Характеристика детских рассуждений: носят вынужденный характер, то есть появляются только если взрослый сомневается в верности высказывания ребенка и требует доказательства, то есть спрашивает «Почему?». Доказательства краткие всего 1-2 аргумента, могут быть не реальными - сказочными, не логичными, очень категоричными.

В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

. Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

. Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

. Игровые :

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

. Косвенные :

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Презентация на тему: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста





















1 из 20

Презентация на тему: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Актуализация. Теоретическая часть (лекционный материал); Знакомство с новыми формами работ по рассказыванию; Практическое знакомство с различными видами приветствий; Практическая часть (составление различных рассказов, педагогами); Презентация деятельности (педагоги презентуют свой рассказ); Рефлексия. Этапы проведения мастер – класса:

№ слайда 5

Описание слайда:

Актуализация Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь Связная речь уровень словообразования уровень развития автоматизированной речи кругозор, эмоциональность и т. д. уровень грамматического строя речи фонематические представления фонематический анализ и синтез общее звучание речи; воспроизведение слоговой структуры слов их звуконаполняемость

№ слайда 6

Описание слайда:

Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 1997 г. Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 2008 г. В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, неизбежно страдает связная речь, и по статистике последних лет уровень развития связной речи снизился на 15%. Низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.

№ слайда 7

Описание слайда:

Рассказы описания. Описание предмета по предметной картинке. Рассказы по сюжетной картинке Рассказы по серии сюжетных картинок Пересказ художественных текстов Выборочный пересказ Краткий пересказ. Творческое рассказывание. Обучение пересказу и составлению рассказа детей младшего дошкольного возраста Первые небольшие самостоятельные рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.

№ слайда 8

Описание слайда:

Обучение рассказыванию 1. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям. Ребенку дается инструкция, (Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч)остальные дети смотрят, что он делает и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются. дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение. 2. Рассказы описания. А) Описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности. - Что это? - Форма, размер, цвет. - Добавляются (материал, вкус, ощупь) - Составляющие части. - Применение. Б) Рассказы по сюжетной картинке рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (ответ вопрос). Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности: - Время, место. -Действующие лица. - Окружающие предметы. Действия, взаимоотношения. Затем составляется рассказ по вопросам: - Когда это было? Где? - Кто находится на горке (справа, слева, в центре)? - Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около детей? Какое настроение у детей?

№ слайда 9

Описание слайда:

3. Рассказы по серии сюжетных картинок. Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа. Виды работ: По разложенным сюжетным картинкам. - Рассматривание -Чтение рассказа -Придумывание рассказа к серии картинок. Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту. Иллюстрация рассказа выполненная детьми Работа по каждой картинке. 4. Пересказ художественных текстов Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения. До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет. На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа: - Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет - Рассказывание по плану или с использованием схем. - Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Для детей у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно проводить и другие виды работ: Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное. Творческое рассказывание. - пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев. - составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему. - составление рассказа с продолжением. - составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.

№ слайда 10

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Пересказ по схематичным сюжетным картинкам Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки. Многие предметы и их количество изображаются схематично). 1. Жил-был чайник 2. У него был ….. . 3.У чайника были 4. У чайника были 5. Люди чайник любили он был важный, друзья посуда: … родственники:… они в нем воду кипятили как начальник 1. Это лес в нем много 2. Лес дом для: …………. 3. Лес дает человеку: … 4. Лес живой организм разных деревьев: ….. Берегите лес.

№ слайда 13

Описание слайда:

2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением схематической зарисовки. 1. Я нарисовала 2. Там такие красные 3. Там трава желтеет 4. Дождик поливает яблоневый сад. яблоки висят солнышко блестит и забор стоит Жила-была посуда: Чайник, чашка, блюдо, Ножик, вилка, ложка, Кастрюля и поварешка. Посуда дружила с едой. Посуда дружила с водой. И с человеком дружила, Его она вкусно кормила.

Описание слайда:

2. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания. В маленьком домике жили девочка Маша и мальчик Саша. у маши была кошка Сима, а у Саши пес Шарик. Кошка любила спать на диване. А шарик спал в коридоре на коврике. (картинки переставляют и получается другой рассказ, который1 предлагается детям рассказать. Можно составить несколько различных комбинаций) 3. Составление линейного рассказа с различными видами его прочтения. Однажды цветы стали между собой хвастаться: Кактус сказал: - Я могу обходиться без воды очень долго. Фикус: - А я могу за раз выпить целое ведро, как верблюд. Фиалка: - А у меня самые нарядные цветочки, полюбуйтесь! Кактус: - А у меня вместо листочков колючки. Фикус: - А мои листья похожи на большие ладошки. Фиалка: - А мои листья мягкие и пушистые. Кактус: - Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать. Фиалка: - А вот меня поливают под самый корешок. Фикус: - А меня можно поливать редко, но по целому ведру. Но вот пришла девочка Маша и помирила цветочки. (После пересказа, схему можно разбить и рассказать о каждом цветке отдельно)

Описание слайда:

Составление комбинированных рассказов. «Охотники» «Ходит по лесу олень целый день А за волком старый дед прямо вслед А за дедом людоед У людоеда: ………………………….» «Маша по полю гуляла и цветочки собирала ……………………………………………….. А один вот так, так, красный, красный, красный ………». «Маша по полю гуляла»

№ слайда 18

Описание слайда:

Различные формы приветствий «Приветствие частей тела» Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под руководством логопеда выполняя упражнение («Здравствуйте пальчики», - говорит логопед и производит касательное движение пальцев одной руки с пальцами другой. Аналогично приветствуются и другие части тела). «Наша лисонька проснулась» Методика проведения: Дети стоят возле стульчиков, выполняя упражнение под комментарий педагога, которое сопровождается показом. «Наша лисонька проснулась. Лапкой в право потянулась, Лапкой в лево потянулась……..». «Умные головки» Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под словесный комментарий педагога выполняя упражнение: «Как у наших деточек круглые головушки Ротики - клюковки зевают, Носики - пуговки пыхтят, Глазки – луковки мигают Умные головушки кивают…» (Цель данных упражнений: создать положительный эмоциональный настрой, вывести детей на позитивный лад, при этом атмосфера проведения приветствия, рабочая, которая мягко подводит ребенка к самому занятию, дает возможность перестроится с одного вида деятельности на другой.)

№ слайда 19

Описание слайда:

Практическая часть Педагоги делятся на команды по цвету жетонов Выполнение задания, которое дано на карточке Задания: - Составить рассказ с использованием круговой диаграммы «Космос» - Составить рассказ с применением символики «Охотник» - Составить рассказ в динамике «Путешествие» - Составить рассказ по простой схематиче6ской зарисовке «Медведь» - Составить шуточный рассказ и показать его модернизацию «Как я маме помогал» (раздается материал для выполнения практической части по составлению и изображению рассказов.) Презентация педагогами результатов своей деятельности.

№ слайда 20

Описание слайда:

Спасибо за внимание! Проведению мастер-класса способствовало: накопление достаточной базы знаний, умений, навыков и материала по обучению детей рассказу и пересказу не только используемыми традиционными формами, но и интересными более эффективными; желание передать накопленный опыт другим специалистам, тем самым повысить качество образования в ДОУ. Приятно было видеть живой интерес воспитателей к новому материалу, на занятии прозвучало много вопросов (А всегда ли использовать данные формы работы или можно их сочетать с традиционными? Что можно применять в группе ежедневно? Оптимальное количество детей с применением данных форм работы? и т. д.). Отрадно наблюдать, что некоторые из приемов прижились в работе с детьми на группе. Презентация собственного опыта работы позволила самоутвердиться, повысить педагогическое мастерство, выйти на более высокий уровень творческой активности.

План: 1. Связная речь. 2. Значение связной речи. 3. Показатели связного высказывания. 4. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. 5. Линии развития связной речи. 6. Средства развития связной речи. 7. Соблюдение принципа интеграции образовательных областей в развитии связной речи. 8. Работа с родителями. 9. Индивидуальная работа.




1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин). 2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность). 3 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка. 4 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.






Младший дошкольный возраст: 1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи 2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. 3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). 4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает. 5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.




1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто. 2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. 3- Используют все типы предложений. 4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми). 5 – Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.








Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят; - Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; Последовательность; - Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.; - Правильный ритм, отсутствие длительных пауз; - Культура изложения в широком смысле слова: - правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям, - интонационная выразительность речи, - достаточная громкость, отчетливость произношения.


Разговор (преднамеренный и непреднамеренный), - беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог), - занятия по обучению рассказыванию, - пересказ литературных произведений, - рассказывание по игрушке, - рассказывание по картине, - рассказывание их опыта, - творческое рассказывание, рассуждение.


Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как: Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру; Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно- образное мышление, как основу развития творческой личности; Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства. Преимущества интегрированных занятий: способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, такие занятия снимают перенапряжение, перегрузку организма малыша. углубляются представления детей о различных понятиях и закономерностях, расширяется кругозор;


Основные формы развития связной речи:* 1. Организация образовательных ситуаций. 2. Ситуации общения. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей; предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка); предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент; использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов. 3. Занятия.


Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу, уже со 2 младшей группы на занятиях педагогам необходимо активно использовать различные игровые методы и приемы. *(подгруппы)


Индивидуальная работа: Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.


Работа с родителями: (в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Н.Е.Веракса) Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье. Рекомендации родителям, использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния. Показать родителям ценность диалогического общения с ребенком. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничуству.


Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

1 слайд

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Начальный этап Диалог – разговор между двумя или несколькими собеседниками. Обучение умению отвечать на вопросы (Репродуктивные(кто? Что?), поисковые (где? куда? Откуда?), проблемные Беседа – диалог на определённую тему. По содержанию рассказа По картине

5 слайд

Основной этап Формирование монологической речи: Повествование Описание Рассуждение

6 слайд

Направления работы по формированию монологической речи Обучение пересказу Обучение составлению рассказов по картине по предложенному сюжету по теме - по данному началу

7 слайд

Критерии отбора текста для пересказа Небольшой объём текста Доступность содержания для данного возраста Чёткость композиции Простота сюжета (одна сюжетная линия) Доступность языка Нравственность содержания Художественность текста

8 слайд

Значение пересказа в формировании монологической речи Качественное и количественное обогащение словаря Употребление обобщений в активной речи. Формирование грамматического строя Усвоение структуры связных высказываний Развитие способности к речевому самоконтролю Усвоение художественных приёмов и средств. Активизация познавательных процессов6внимания, памяти, мышления, воображения, представления. Закрепление правильного произношения.

9 слайд

Содержание подготовительной работы Знакомство с материалом, связанным с темой пересказа и его содержанием(логопед) Рассматривание книг, картин, иллюстраций Наблюдение в природе, в жизни Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию пересказа Лексико-грамматические упражненияна материале пересказа Материальное обеспечение Заучивание наизусть потешек, скороговорок, стихов, способствующих пониманию текста.

10 слайд

Обучение пересказу Первичное чтение текста без установки на пересказ Второе чтение текста с установкой на запоминание Беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются) Работа над текстом Рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности Выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста Лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений) Третье чтение произведения (расставление смысловых акцентов, деление текста на части) Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на занятии) Пересказ.

11 слайд

Формы оформления плана пересказа Цитатный план –ключевой, значимые фразы из текста. Вопросительный план – вопросительные предложения, подсказывающий пересказ Повествовательный план –простые повествовательные предложения Назывной план – односоставные назывные предложения Пересказ по плану с опорой (зрительной и вербальной)

12 слайд

Виды зрительных опор для пересказа Иллюстрации Сюжетные серии Набор предметных картинок к тексту Символы и пиктограммы

13 слайд

Виды вербальных опор Деформированный текст Подсказка первой фразы Опорные слова Опорные фразы

14 слайд

Виды пересказа Коллективный с с обсуждением вариантов фраз Выборочный –пересказ фрагментов По цепочке С элементами драматизации С изменением повествующего лица

15 слайд

По характеру литературного жанра рассказы бывают Описательные Повествовательные Рассуждения (в дошкольном возрасте не используются)

16 слайд

Рассказы по восприятию Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок Повествовательные рассказы по сюжетной картине Описательные рассказы по предметной картинке или предмету Рассказы по представлению Рассказы по воображению

Хорошо развитая связная речь помогает ребенку лучше и качественнее подготовиться к школе, быть успешным в школьном обучении, а также способствует формированию навыков полноценного взаимодействия с окружающими. Поэтому говорить об успешной коммуникации малыша можно в том случае, если он:

  • освоил всю звуковую культуру речи;
  • пополнил свой словарный запас;
  • овладел грамматическим строем речи, ее связанностью при построении высказывания;
  • а также, развил в себе все психические процессы (внимание, память, воображение, мышление и т.д.).

Для овладения речью необходимо включить ее в жизнь и деятельность малыша. Очень полезно и эффективно к каждому режимному моменту иметь небольшое стихотворение. Например, в ванной, умываясь, проговариваем: «Водичка, водичка умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели». Обуваясь на улицу можно повторять: «Башмачок-то, башмачок не сидел на ножке, башмачок-то как волчок бегал по дорожке и т.д.»

Для того чтобы ребенок заговорил родители должны прикладывать усилия и старания. Основной акцент в развитии малыша надо сделать в период от рождения до 3 лет. Благоприятная развивающая среда в этом возрасте - залог овладения полноценной речью, а также идеальная основа для формирования активной и развитой личности. Цель данной презентации состоит не в коррекционной логопедической помощи, а в предупреждении и профилактики речевых нарушений. При нормальном речевом развитии логопедические занятия ребенку не потребуются.

В данной презентации рассмотрены типичные заблуждения о законах речи, а также приведены советы логопеда которые помогут и научат вас весело и с удовольствием развивать речь ваших детей по ходу обычной жизни семьи.