Подборка наиболее важных документов по запросу Срок внесения изменений в ЕГРЮЛ (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты

5. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

Приказ Минфина России от 30.09.2016 N 169н
"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2016 N 44557) 16. Срок предоставления государственной услуги (за исключением предоставления государственной услуги при государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, внесении записи о начале процедуры реорганизации юридического лица) не должен превышать пять рабочих дней со дня представления документов в инспекцию.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Срок внесения изменений в ЕГРЮЛ

3. Начало течения срока исковой давности по делам о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в устав ООО и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с тем, что регистрация осуществлена на основании недействительного решения общества

Документ доступен:

3. Начало течения срока исковой давности по делам о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в устав акционерного общества и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с тем, что регистрация осуществлена на основании недействительного решения общества

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

С внесением изменений в УСТАВ (форма 13001)

БЕЗ внесений изменений в УСТАВ (форма 14001)

Выберите хотя бы один подпункт!

Отправить

В период осуществления деятельности компания подвергается многочисленным преобразованиям. Изменения в структуре, кадровом составе и в прочих сферах – признак развития и совершенствования фирмы, приспособления ее к новым условиям мира коммерции. Внесение корректив в сведения о компании в единый реестр является процедурой обязательной.

Преобразования, подлежащие регистрации в реестре

Юридические лица обязаны уведомлять налоговые органы о следующих изменениях:

  • открытие расчетных счетов и их закрытие;
  • смена директора или иного исполнительного органа и его состава;
  • внесение изменений в уставные документы;
  • перемена состава участников (передача акций осуществляется с обязательной регистрацией в специальных реестрах);
  • смена фамилии у ИП или руководителя предприятия;
  • перемена паспортных данных, места регистрационного учета и прочих сведений о личности предпринимателя или руководителя фирмы.

Внесение изменений осуществляется в уведомительном порядке. Разрешений и оценок представителей налогового органа не требуется. Однако для направления информации о внесении преобразований хозяйствующими субъектами в территориальные органы ФНС РФ установлены жесткие временные рамки. При неисполнении или просрочке передачи уведомления, налогоплательщики привлекаются к ответственности с наложением значительных финансовых санкций.

Часто задаваемые вопросы по внесению изменений

Какой максимальный срок подачи документов на смену директора после подписи решения?
Пакет документов в регистрирующий орган на смену директора ООО должен быть подан в 3-х дневный срок со дня принятия решения о смене директора ООО. Где я могу получить копию устава?
Копию можно получить в территориальной налоговой. Для этого необходимо заполнить запрос в свободной форме в двух экземплярах, приложить оплаченную госпошлину, доверенность от руководителя заверенную подписью и печатью организации.

Форма уведомлений

Извещения о внесении изменений составляются по соответствующим формам, установленными постановлениями Правительства России. Порядок их заполнения также строго регламентирован методическими рекомендациями и разъяснениями. При неверном внесении сведений, налогоплательщик не только теряет уплаченную пошлину, но и считается пропустившим установленный для направления уведомления срок.

Способы предоставления документов

Налогоплательщики могут предоставить заполненные заявления и уведомления лично, приложив подтверждающие изменения документы. В таких случаях обращение к нотариусу не требуется. С начала 2012 года сотрудники налоговых органов получили право самостоятельно заверять подлинность подписи заявителей.

При почтовом направлении документов в адрес инспекции, потребуется привлечь нотариуса для их удостоверения. Датой исполнения обязанности будет считаться день отправки.

Введение электронного документооборота с налоговыми органами сделало возможным предоставление извещений через Интернет. Однако направить уведомление смогут лишь те налогоплательщики, которые получили цифровую подпись.

Деятельность российских организаций предполагает периодические коммуникации с различными государственными органами. В числе самых частых - общение с ФНС РФ. Возможный предмет соответствующих коммуникаций - внесение корректировок в ЕГРЮЛ. Каковы нюансы данной процедуры?

Факторы изменений в ЕГРЮЛ

Внесение изменений в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) может потребоваться, если на предприятии осуществляется реорганизация, смена руководства, корректировка в учредительных документах и фиксируются иные обстоятельства, предопределяющие необходимость синхронизации сведений о них с государственными записями.

Предполагается, что ЕГРЮЛ - это база данных, которая содержит наиболее актуальную информацию об организациях, и потому предпринимателям нужно внимательно следить за тем, чтобы соответствующие данные заносились в данный реестр своевременно.

Изменение сведений в ЕГРЮЛ: требование закона

Да. Это обусловлено, прежде всего, требованиями законодательства. Фирме придется заплатить штраф в размере 5 тыс. руб., если ее учредители не уведомят государство о существенных изменениях в структуре организации, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ. Налог или иные сборы, которые уже уплачены в казну, не могут быть зачтены в уплату штрафа - это обязательство сохраняется за организацией. Сообщать государству об изменениях в структуре фирмы необходимо в течение трех дней после того, как соответствующие корректировки были произведены.

Изменение сведений в ЕГРЮЛ: практика деловых отношений

Актуальные сведения об организации нужны самим ее учредителям. Свежие сведения из ЕГРЮЛ могут понадобиться в самых разных случаях. Например, для того, чтобы контрагенты смогли удостовериться в том, что имеют дело с надежной компанией. Также сведения из ЕГРЮЛ обычно запрашивают банки - в случае если рассматривается вопрос о выдаче кредита для бизнеса. Кредитно-финансовая организация желает иметь дело с благонадежными бизнесменами.

Есть большое количество иных процедур, связанных с деловой активностью и требующих такого документа, как свежая выписка из ЕГРЮЛ. Например, данный источник нужен, если осуществляется продажа бизнеса в пользу третьих лиц. Выписка из ЕГРЮЛ также нужна для корректного оформления процедуры передачи доли в хозяйственном обществе в залог.

Рассмотрим специфику законодательного регулирования процедур взаимодействия предпринимателей и регистрационных ведомств.

Изменения в ЕГРЮЛ: законодательный аспект

Главный нормативно-правовой акт, регулирующий процедуры взаимодействия предприятий с государственным реестром, включая такой аспект, как внесение изменений в ЕГРЮЛ, - это ФЗ № 129 «О государственной регистрации юрлиц и ИП». Однако следует отметить, что ИП - это не юрлица. Для них существует отдельный реестр - ЕГРИП.


В соответствии с положениями указанного правового акта, необходимость синхронизации сведений о предприятии с реестрами властей возникает при следующих обстоятельствах:

  • организация переименовалась (это касается как полного, так и сокращенного названия фирмы как на русском, так и на других национальных языках России);
  • предприятие сменило организационно-правовую форму;
  • организация изменяла адрес своего исполнительного органа или же координаты структуры, которая имеет право осуществлять действия от имени фирмы;
  • компания поменяла состав участников, держателей реестров акционеров;
  • организация изменила величину уставного или складочного капитала, паевых взносов;
  • были изменены ФИО должностных лиц, которые обладают правом действия от имени фирмы без доверенности, их паспортные данные и сведения из иных документов, которые удостоверяют личность;
  • изменилась информация о филиалах либо представительствах организации;
  • были скорректированы коды ОКВЭД для предприятия.

Возможны и иные факторы, предопределяющие необходимость такой процедуры, как внесение изменений в ЕГРЮЛ. Например, это может быть открытие предприятием новых банковских счетов. Что же касается такого аспекта, как финансовые реквизиты ЕГРЮЛ, заметим, что это - один из ключевых источников информации о предприятии. Государству для проведения корректного налогового мониторинга необходимо знать, через какие счета проходят банковские операции фирмы.

Особенности процедур внесения корректив в реестры

Законодательством РФ предусмотрено два основных типа процедур, в рамках которых осуществляется внесение изменений в ЕГРЮЛ. Во-первых, это государственная регистрация корректировок, которые фиксируются в учредительных документах юрлиц. Во-вторых, это внесение изменений, которые содержатся непосредственно в ЕГРЮЛ. К корректировкам первого типа могут относиться сведения, касающиеся названия организации, ее адреса, положений Устава и иных учредительных документов. Во втором случае основные типы информации, с которой проводится работа, - это сведения об органах управления фирмы, её акционерах, типах экономических активностей.

Изменения в ЕГРЮЛ: документы

В соответствии с нормами, содержащимися в 17-й статье ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП», предприятие должно предоставить в госорганы, ответственные за внесение в соответствующий реестр корректив (сейчас этим занимается ФНС), ряд документов. Их сущность зависит от того, какого типа изменения предстоит вносить в ЕГРЮЛ: те, что связаны с учредительными документами, или те, что отражают записи, касающиеся сведений об организации.

Изменение учредительных документов

В первом случае необходимо предоставить в ФНС следующие источники:

  1. Заявление о госрегистрации по форме Р13001. В нем подтверждается, что коррективы, которые вносятся в учредительные документы компании, соответствуют законодательным критериям, достоверны, сведения изменяются в легальном порядке.
  2. Документально подтвержденное решение, одобряющее внесение соответствующих корректировок в учредительные источники фирмы.
  3. Перечень изменений, которые фиксируются в учредительных документах организации.
  4. Квитанция, подтверждающая, что госпошлина (ЕГРЮЛ - это реестр, который обслуживается государственными органами соотносительно с установленными тарифами) оплачена. Сумма платежа - 800 руб.

Если речь идет об использовании формы Р13001, то посредством нее в государственных реестрах могут фиксироваться изменения относительно следующего основного спектра сведений:

  • наименование организации;
  • местонахождение фирмы, ее юридический адрес (или же координаты исполнительного органа структуры либо субъекта, который имеет право осуществлять действия от имени организации без оформления доверенности);
  • величина уставного либо складочного капитала, а также паевого фонда;
  • изменение состава участников фирмы, сведения о подключении к бизнесу новых субъектов;
  • данные о филиалах или представительствах.

Изменение данных о фирме

Если речь идет о корректировке в ЕГРЮЛ сведений о фирме, то перечень документов может отличаться. В ряде случаев он предельно упрощен. Иногда в ФНС нужно предоставить только заявление. При этом оно составляется по другой форме - Р14001.

Структура обоих документов, указанных выше, определяется в ряде подзаконных правовых актов. Во-первых, это Постановление Правительства РФ № 439, в котором утверждены формы заявлений, касающихся процедур государственной регистрации юрлиц, а также требования к их оформлению. Во-вторых, это Приказ ФНС № САЭ-3-09/16, в котором содержатся методические рекомендации, касающиеся заполнения соответствующих форм.


Куда направлять документы

Если речь идет об изменениях, которые вносятся в учредительные источники, а также о корректировках, которые отражают информацию об организации, не связанную с обновлениями сведений в Уставе и сопутствующих документах, то их осуществляет территориальный орган ФНС по месту нахождения фирмы. Если необходима корректировка адреса организации, тот же орган направляет документы в структуру, ответственную за работу с юрлицами по новому адресу.

Документы для изменения сведений в ЕГРЮЛ можно принести лично в ФНС или направить по почте в виде посылки с объявленной ценностью. К источникам необходимо приложить опись. Также есть вариант с внесением изменений в ЕГРЮЛ через Интернет. Для этого можно воспользоваться онлайн-интерфейсом на сайте ФНС РФ. Если уполномоченное лицо фирмы относит документы в налоговую службу лично, то ему выдается расписка о получении соответствующих источников.

Подготовка документов: теория и практика

Практика работы с документами может потребовать расширенного комплекта источников. Рассмотрим сценарий, при котором необходимость в изменении данных в ЕГРЮЛ возникает в силу корректировки кодов ОКВЭД.

В этом случае предоставить в ФНС нужно будет следующие бумаги:

  • копию паспорта руководителя компании;
  • свидетельство о наличии ИНН;
  • коды статистики;
  • протокол с заседания общества;
  • информация о новых кодах.

Также понадобится заказать выписку из ЕГРЮЛ с текущими сведениями.

Важно, чтобы паспортные данные директора фирмы соответствовали тем, что уже присутствуют в реестре, иначе ФНС откажет в регистрации корректив. Предварительно можно сопоставить соответствующую информацию с текущей выпиской из ЕГРЮЛ. Как только сведения будут проверены, можно переходить к заполнению формы Р14001. Данный документ рекомендуется заверить у нотариуса.

Нотариальное заверение

Для этой процедуры также понадобится собрать ряд документов, а именно:

  • паспорт руководителя фирмы;
  • свидетельство о наличии ИНН;
  • свидетельство о регистрации ОГРН;
  • коды статистики;
  • учредительные документы;
  • приказ, подтверждающий назначение руководителя;
  • свежая выписка из ЕГРЮЛ;
  • протокол об одобрении корректировок в ЕГРЮЛ, касающихся фирмы.

Также могут понадобиться документы, свидетельствующие об изменениях, которые подлежат внесению в учредительные источники хозяйственного общества.


Сроки регистрации изменений

ФНС вносит необходимые изменения в реестр в течение 5 дней с момента, когда документы поступят в ведомство. Что касается корректировки ЕГРЮЛ, срочная процедура, гарантирующая, что соответствующие действия будут произведены органом быстрее, не предусмотрена.

Факт государственной регистрации изменений в реестре фиксируется в момент внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ. В течение одного рабочего дня с момента регистрации ФНС должна направить фирме документ, который подтверждает тот факт, что сведения об организации в государственных реестрах обновлены. После этого (если заказать выписку из ЕГРЮЛ) в ней будут содержаться актуальные сведения.

Нюансы взаимодействия с ФНС

Процедура внесения корректив в ЕГРЮЛ на практике может существенно отличаться от рассмотренной нами общей схемы. Особенно это касается предоставления документов - в изученном нами выше примере с подбором источников для регистрации изменения кодов ОКВЭД это особенно заметно. Также существует специфика интерпретации регулирующего законодательства в отдельных регионах и муниципалитетах. Возможны сценарии, при которых не будет взиматься государственная пошлина при подаче документов в ФНС.

В ряде случаев в ведомство необходимо предоставлять сведения о лицензиях, если деятельность фирмы предполагает их получение. Однако такое обязательство возлагается не на организацию, а на тот орган, который выдал соответствующий разрешительный документ. В ряде случаев в ФНС необходимо также предоставлять данные, касающиеся изменений в структуре управления организацией (например, если был назначен новый директор или управляющий).

Изменчивость правовых норм

К тому же правовые нормы, регулирующие те или иные процедуры, часто меняются. Поэтому, перед тем как взаимодействовать с органами власти на предмет корректировки сведений о фирме в ЕГРЮЛ, предпринимателю следует изучить релевантное законодательство - свежую версию ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» и связанные с ним подзаконные правовые акты. Полезно также обращаться за консультацией в ФНС, сформировав соответствующий запрос. ЕГРЮЛ - это важнейший источник информации о предприятиях для государства, и потому ведомства, ответственные за его ведение, обязаны быть наиболее компетентными структурами в вопросах регистрации корректив в соответствующем реестре.


Аналогично предоставление предпринимателям актуальных сведений о регистрационных процедурах - важнейшая функция ФНС. Данное ведомство ведет комплексную деятельность, работая с ЕГРЮЛ. Налог, сбор того или иного типа - предметы активностей, которыми не ограничиваются компетенции ФНС.

За время существования организации или предприятия могут произойти некоторые перемены. Это может быть смена места производства, состава участников предприятия или же видов осуществляемой деятельности.

Рассмотрим, какие же изменения требуют внесения поправок в ЕГРЮЛ, а какие – нет, а также многие другие возникающие вопросы и нюансы.

О каких изменениях нужно сообщать

Действующее налоговое законодательство регламентирует порядок уведомления налогового органа юрлицом в случае изменения данных.

Список данных, при изменении которых юрлицо обязано уведомить территориальную налоговую службу, представлен в Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Порядок изменения данных, которые внесены в ЕГРЮЛ, определяется главой 6 того же Федерального закона.

Согласно ФЗ все изменения делятся на две группы:

  • изменения, которые требуют поправок в учредительную документацию;
  • изменения, не требующие поправок в .

И те, и другие требуют обязательного уведомления налогового органа в установленные сроки. Рассмотрим, о каких же изменениях требуется сообщать представителям юридического лица.

Изменения с внесением поправок:

  • смена названия;
  • перемена адреса (если в Уставе есть полный адрес);
  • внесение поправок в текст Устава;
  • изменение уставного капитала;
  • исправление неточностей, которые были допущены при внесении данных в Устав.

Изменения без поправок:

  • продажа долей;
  • изменение адреса (если в Уставе нет полного адреса);
  • отказ от доли в пользу организации;
  • смена руководителя;
  • исправление ошибок и неточностей в ЕГРЮЛ, которые были допущены ранее;
  • добавление нового вида деятельности.

Необходимые документы

Предоставляемая в территориальный налоговый орган документация будет отличаться в зависимости от вида изменившихся сведений. Рассмотрим более подробно перечень документов, который требуется в обоих случаях.

Список необходимой документации при изменениях с поправками учредительных документов:

  • заявление ;
  • решение собрания участников;
  • учредительная документация с изменениями в новой редакции;
  • подтверждающий документ об уплате госпошлины — 800 рублей.

Список необходимой документации при внесении изменений без поправок учредительных документов:

  • заявление по форме ;
  • документы, которые удостоверяют основание для изменения данных.

Все предоставляемые документы должны быть верно заполнены и оформлены с соблюдением требований. От этого зависит успех всей процедуры.

Порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ

Действующим законодательством утвержден особый порядок внесения поправок в ЕГРЮЛ. Для успешного проведения процедуры необходимо четко соблюдать пошаговую инструкцию, приведенную ниже. Это позволит избежать различных проблем. Рассмотрим, как же правильно действовать в случае изменения сведений о юридическом лице.

Порядок действий при изменении данных, требующих внесения поправок в учредительную документацию

Этап 1. Подготовка необходимого пакета документов для налоговой инспекции. Перечень бумаг, которые запрашивает ФНС, мы рассмотрели в предыдущем подразделе.

Этап 2. Передача документов в территориальный налоговый орган. Федеральная налоговая служба предоставляет заявителям несколько способов передачи готовых документов. Учредители компании могут выбрать любой из них на свое усмотрение.

Документацию можно передать:

  • путем личного визита в налоговую инспекцию;
  • через доверенного представителя;
  • при помощи почтового отправления с описью вложения и объявленной ценностью;
  • в электронном виде посредством специального онлайн-сервиса.

Если заявитель лично подает заявление и сопутствующую документацию, заверять бумаги не требуется. В остальных случаях потребуется нотариальное свидетельствование.

Этап 3. Получение готовой документации о внесении изменений в ЕГРЮЛ. После предоставления учредителями организации готового пакета бумаг в налоговую инспекцию осуществляется проверка переданных сведений.

Если все документы в порядке, и не было выявлено каких-либо ошибок и неточностей, налоговый орган выдаст готовые документы в течение 5 рабочих дней.

Перечень бумаг, предоставляемых ФНС по окончании процедуры:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • экземпляр учредительного документа с пометкой ФНС.

Готовый пакет документации заявитель также может получить лично или через доверенное лицо.

Порядок действий при изменении данных, не требующих внесения правок в учредительную документацию

Этап 1. Подготовка требуемой документации. Учредителям необходимо подготовить перечень бумаг, который запрашивает налоговый орган в таком случае. Список можно посмотреть во втором подразделе.

Этап 2. Передача документов в регистрирующий орган.

После подготовки и оформления необходимой документации учредителям следует направить ее в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  • лично посетить отделение ФНС;
  • поручить передачу документов доверенному лицу;
  • отправить по почте ценным письмом с описью;
  • направить в электронном виде при помощи онлайн-сервиса.

Этап 3. Получение готовых документов об изменении сведений в налоговой инспекции. После проверки данных ФНС выдаст заявителю в течение 5 рабочих дней лист записи ЕГРЮЛ.

Если сотрудники налоговой обнаружат ошибки в предоставленных данных или заявлении, учредителям будет направлен отказ о внесении изменений в письменном виде.

Добавление ОКВЭД

При осуществлении деятельности в некоторых случаях возникает необходимость:

  • добавить новый вид деятельности без исключений другого/других;
  • добавить новый вид и исключить другой/другие;
  • просто исключить вид деятельности, не добавляя новый/новые.

Что же делать в таких случаях и какую документацию подавать? При добавлении ОКВЭД в территориальный налоговый орган следует подавать заявление по форме Р14001 и весь сопутствующий пакет документации, предусмотренный при изменении сведений, не связанных с изменением учредительной документации.

Более подробно порядок составления данного заявления мы рассмотрим чуть ниже в соответствующем подразделе.

При смене адреса

При смене юрадреса возможны два варианта действий, зависящих от обстоятельств:

  • изменения в ЕГРЮЛ и Устав организации или предприятия;
  • изменения в ЕГРЮЛ без поправок в учредительные документы.

Гражданского кодекса РФ регламентирует, что в Уставе организации может быть указан полный адрес ее местонахождения.

Если учредители укажут в Уставе полный адрес организации или предприятия (включая наименование улицы, номер дома или корпуса), при изменении местонахождения потребуется вносить изменения не только в ЕГРЮЛ, но и в Устав.

Таким образом, в налоговую подается пакет документации, необходимый при внесении изменений с поправками в учредительные документы.

Если в учредительных документах указано лишь муниципальное образование (например, город или другой населенный пункт), и изменение адреса производится в пределах этого населенного пункта, требуется подача документации согласно перечню, необходимому при внесении изменений, не связанных с поправками в Устав.

Госпошлина

Государственная пошлина зависит от того, изменяются ли учредительные документы или нет:

  • если требуются изменения в Устав, государственную пошлину нужно уплатить в размере 800 рублей;
  • если изменений не требуется, госпошлину уплачивать не нужно.

Осуществить оплату можно при помощи удобного онлайн-сервис.

Как составить заявление

Один из самых главных моментов при проведении процедуры уведомления налогового органа о произошедших изменениях – заполнение заявления.

Существует две формы данного документа. В зависимости от ситуации, придется заполнять какую-либо одну из представленных форм.

Важно внимательно отнестись к заполнению, ведь от этого будет зависеть успех всего мероприятия. При обнаружении ошибок или неточностей в заполнении налоговая инспекция вправе отказать заявителю в регистрации вносимых изменений в ЕГРЮЛ. Рассмотрим, как же правильно заполнить заявление по обеим формам – Р13001 и Р14001.

Форма Р13001

Заявление по форме Р13001 может понадобиться в случае, если требуется внести поправки в учредительную документацию. Рассмотрим три самых распространенных случая и приведем образцы документов.

При смене наименования

При смене наименования юридического лица необходимо заполнить заявление по форме Р13001. Заполнить нужно будет 5 страниц – первую страницу, лист А и лист М, состоящий из трех страниц.

Для того, чтобы правильно заполнить заявление, можно ознакомиться с нашим образцом, представленным ниже.

02 Сен 2010 14:38

Юридическое лицо на протяжении своего существования не остается неизменным: происходит смена учредителей, участников. Изменяются местонахождения, наименование, происходит смена директоров и т.д., кроме того, меняется законодательство, и юридическое лицо вынуждено приводить свои документы в соответствие с законом, что опять же приводит к необходимости .

Перечень сведений, содержащихся (подлежащих включению) в Едином государственном реестре юридических лиц , а также обязанность по их представлению (внесению изменений) указаны в ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также в п. 2.1 данного практического пособия.

Сведения, а точнее соответствующие записи реестра, вносятся на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации юридического лица, государственной регистрации вносимых изменений . Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (то есть до момента внесения регистрирующим органом изменений на основании представленных ему документов с присвоением записи об изменениях государственного регистрационного номера - ГРН).

Лицензирующими органами в ИФНС направляются сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом, не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения о выдаче юридическому лицу лицензии.

Органами государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней с момента регистрации юридических лиц в качестве страхователей представляются в ИФНС (регистрирующий орган) сведения о номере и дате регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ; в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ; в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Банками в порядке, установленном Правительством РФ, представляются в ИФНС (регистрирующий орган) сведения о банковских счетах юридического лица не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица.

Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в едином государственном реестре, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

Порядок изменения сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, установлен ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в гл. 6 "Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц".

Таким образом, изменение сведений о юридическом лице, внесенных в ЕГРЮЛ (и составляющих часть единого реестра), возможно:

С внесением изменений в учредительные документы юридического лица (из-за чего, собственно говоря, сведения в реестре и будут меняться),

Без внесения изменений в учредительные документы юридического лица.

Тот факт, вносятся ли изменения в учредительные документы юридического лица или нет, будет определять выбор заявителем соответствующей формы сообщения (заявления или уведомления), подаваемого в налоговую инспекцию (свой регистрирующий орган), необходимость оплаты регистрации вносимых изменений.

Для осуществления регистрирующим органом своих обязанностей по внесению изменений в сведения о юридическом лице, находящиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в регистрирующий орган необходимо представить соответствующие документы.

В соответствии с законом для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, заявление по форме N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица";

Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

Изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

Документ об уплате государственной пошлины.

Таким образом, в отношении регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, предусмотрена платность - размер госпошлины составляет в настоящее время (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) 20% от размера госпошлины, уплачиваемой при регистрации юридического лица, то есть 800 рублей.

Заявление подается по установленной форме в соответствии с теми изменениями, которые вносятся в учредительные документы. Заполнять разделы заявления лучше всего, вооружившись разъяснениями регистрирующего органа, изложенными в гл. 4 Приказа Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя", - порядок заполнения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001).

В соответствии с установленным порядком заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляется в регистрирующий орган: с приложениями листов Ж, З при изменении сведений о видах экономической деятельности унитарных предприятий, некоммерческих организаций; при внесении изменений в учредительные документы, в том числе в сведения о виде экономической деятельности, иных юридических лиц. При этом заполняются только те листы приложений к заявлению, которые содержат сведения, подлежащие изменению. Представление к заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, незаполненных листов не требуется.

В заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, как и во всех заявлениях, подаваемых юридическим лицом в налоговую инспекцию для осуществления ею регистрационных действий, указывается наименование регистрирующего органа, в который представляются документы, а также проставляется код данного регистрирующего органа.

Раздел 1, включающий в себя наименование юридического лица, его основной регистрационный номер и дату его присвоения, а также данные постановки юридического лица на налоговый учет (его ИНН и КПП) указываются в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре в соответствии с выданными юридическому лицу свидетельствами о государственной регистрации и учредительными документами юридического лица. В случае изменения наименования юридического лица в п. п. 1.1 и 1.2 заявления указывается его прежнее наименование.

В разделе 2 указывается, какие изменения вносятся в учредительные документы юридического лица, и, в соответствии с отмеченными разделами, заполняются соответствующие листы заявления.

В зависимости от того, в каком виде представляются изменения учредительных документов (документы в новой редакции либо в форме отдельного документа, содержащего изменения), выбирается и отмечается соответствующая графа в разделе 3 заявления. Сами документы представляются в регистрирующий орган вместе с заявлением о внесении изменений.

Представляются сами изменения (в двух экземплярах) - изменения должны соответствовать самому заявлению - в утвержденной форме заявления, подаваемого при внесении юридическим лицом изменений в учредительные документы, заполняются соответствующие вносимым изменениям графы и дополнительные листы. Заполнять все листы, если изменения касаются, к примеру, только изменения уставного капитала, нет необходимости.

Также юридическое лицо обязано представить для осуществления регистрации решение о внесении указанных изменений. Может оказаться, что внесение нескольких изменений оформлено одним решением и, соответственно, одним протоколом. Кроме того, может оказаться, что одно из изменений необходимо регистрировать непосредственно после принятия решения, а другое, - спустя некоторое время после принятия решения, оформленного тем же протоколом (что может произойти при принятии решения о регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, регистрация и оформление которых займут не один месяц). В таком случае для регистрации каждого из вносимых изменений, если эти события не происходят одновременно, можно вместо протокола предоставить выписку из протокола, оформленную соответствующим образом. При регистрации вносимых изменений регистрирующий орган выдает юридическому лицу свидетельство о произведенной государственной регистрации с присвоенным регистрационным номером (ГРН), этот же номер проставляется на решении (протоколе), на основании которого и были внесены и зарегистрированы изменения. Для регистрации изменений, вносимых в соответствии с тем же протоколом, необходим новый пакет документов. Однако, так как протокол переписан быть не может, таким документом может служить выписка из протокола.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и каждый лист приложения к заявлению подписываются заявителем.

В соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы".

Форма заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212.

Срок регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, составляет 5 дней.

Регистрация осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица. Однако согласно п. 4 ст. 18 Закона о регистрации в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

Есть случаи, когда необходимо одновременно предоставить в налоговый орган сразу две формы заявлений. Если налогоплательщику нужно внести изменения в ЕГРЮЛ при изменении учредителей, то в инспекцию подают заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о компании, не связанные с изменениями в учредительных документах. Для заявления изменения состава учредителей одновременно представляются формы N Р13001 и N Р14001, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Помимо заявлений заполняют только те листы приложений, которые содержат сведения, подлежащие изменению (незаполненные листы не представляются).

Согласно ст. 19 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения. Уведомлению о внесении изменений в учредительные документы юридического лица соответствует форма N Р13002.

Порядок заполнения такого уведомления (форма N Р13002) также установлен в Приказе Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".

По внесению юридическими обществами изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с изменениями, внесенными в ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральная налоговая служба разместила разъяснения от 9 октября 2009 г. "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ", призванные помочь заинтересованным лицам сориентироваться в новых требованиях законодательства, а также определиться со сроками, порядком и формой внесения изменений в собственные документы.

В том числе даны разъяснения по вопросу о том, какую форму заявления о государственной регистрации необходимо использовать при приведении устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ. Налоговая служба уточняет, что в рассматриваемой ситуации следует использовать форму N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица". Кроме того, обращено внимание заявителей на следующее обстоятельство: форма N Р13001, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, не содержит строки, позволяющей отметить, что в данном случае изменения вносятся в устав общества в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 N 312-ФЗ. Однако данное условие, учитывая положения п. 5 ст. 5 указанного Закона, является основанием для внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) одновременно с государственной регистрацией изменений устава сведений о размерах долей участников общества. При представлении в регистрирующий орган заявления по утвержденной форме N Р13001 к нему необходимо приложить отдельный лист, подписанный заявителем, в котором должно быть указано, что данные изменения вносятся в устав в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ. Данный лист является неотъемлемой частью подаваемого в регистрирующий орган заявления и должен быть прошит с заявлением. При отсутствии в заявлении о государственной регистрации указанного листа с соответствующим уточнением налоговый (регистрирующий) орган не будет проинформирован, что одновременно с регистрацией устава необходимо внести в ЕГРЮЛ сведения о размерах долей участников общества. Проверять же устав на соответствие Закону N 312-ФЗ регистрирующий орган не вправе в силу положений п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ. Заявитель может использовать также рекомендуемую форму N Р13001, размещенную на сайте ФНС России в рубрике "Государственная регистрация и учет налогоплательщиков", которая содержит специальную строку о приведении устава общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ.

Еще несколько интересных моментов, получивших разъяснения налогового органа в связи с новыми правилами в отношении обществ с ограниченной ответственностью и государственной регистрацией юридических лиц:

1) заявление о государственной регистрации изменений, связанных с отчуждением участником (участниками) доли или части доли в уставном капитале общества, может быть представлено в регистрирующий орган до представления документов, связанных с приведением устава данного общества в соответствие с нормами Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ;

2) неприведение устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с нормами Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации изменений сведений об обществе, в том числе и сведений о месте нахождения организации или ее руководителе;

3) с точки зрения законодательства о регистрации юридических лиц неприведение устава общества в соответствие с требованиями Закона N 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых или прекращающих деятельность в результате реорганизации, а также ликвидации юридического лица;

4) увеличение уставного капитала общества связано с необходимостью внесения изменений в его устав, поскольку на основании положений п. 2 ст. 12 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" сведения о размере уставного капитала общества должны содержаться в его уставе. В заявлении о государственной регистрации по форме N Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанный с увеличением уставного капитала.

Отметим, что увеличение уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью связано с изменением номинальной стоимости (в предусмотренных законом случаях - размера) долей участников общества (ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 8 февраля 1998 N 14-ФЗ). Указанные сведения должны быть представлены в регистрирующий орган для отражения в ЕГРЮЛ;

5) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о размерах и номинальной стоимости долей участников общества (изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения) в соответствии с заявлениями, подписанными всеми указанными в ЕГРЮЛ участниками общества, налоговый орган до утверждения форм заявлений о государственной регистрации в установленном законодательством порядке рекомендует использовать форму N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц", размещенную на сайте ФНС России в рубрике "Государственная регистрация и учет налогоплательщиков" по адресу: www.nalog.ru. В указанной рекомендуемой форме лист заявления, в котором проставляется подпись заявителя и предусмотрено место для свидетельствования подписи в нотариальном порядке, расположен в конце заявления, что позволяет заполнить его в отношении каждого участника отдельно и приложить к одному заявлению.