Многие из тех, кто решает открыть свое дело, точно не знают, с чего именно следует начать. Безусловно, самое главное – это иметь на вооружении хорошую идею, развивая которую можно начать получать хорошую прибыль. Съем или покупка помещения, подбор персонала и обучение его профессиональным особенностям вашего дела, и еще очень много вопросов придется решить для того чтоб начать работать. Одним из важнейших этапов открытия бизнеса является официальное оформление субъекта предпринимательства. Это может быть ИП или юрлицо. Поговорим подробнее о создании организаций и о том, какой орган осуществляет государственную регистрацию юридических лиц.

  • Что нужно учесть перед ;
  • Выбор организационно-правовой формы;
  • Какие документы необходимы для регистрации;
  • Подача пакета документов в электронном виде;
  • Процесс регистрации юрлица.

Подготовка к регистрации

Не разобравшись с таким делом, как регистрация нового дела в государственных учреждениях, вы просто не сможете приступить к производственному процессу. В первую очередь нужно узнать какой государственный орган осуществляет регистрацию юридических лиц. После чего потребуется собрать необходимые документы, перечень которых можно уточнить в государственных организациях либо найти список в интернете.

Будьте внимательны, информация во Всемирной паутине часто бывает не совсем точной. Самую достоверную информацию о процессе регистрации, необходимых документах и видах налогов, которые вам придется выплачивать каждый месяц, вы сможете узнать только в организациях, регистрирующих юр лица.

Эта статья поможет разобраться в тонкостях регистрационного процесса и сложностях, которые предстоит преодолеть. Также вы узнаете, как правильно подобрать организационно-правовую форму для вашей фирмы.

Определяемся с организационно-правовой формой

До подачи документов в центр регистрации юр лиц, вам стоит определиться с организационно-правовой формой для вашей фирмы. Чаще всего используются следующие: ООО, ЗАО и ОАО. Вы можете сделать любой выбор, но учтите, что малые предприятия удобнее всего оформлять как общество с ограниченной ответственностью.


Общество с ограниченной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью называют организацию, которая может быть создана как одним, так и группой людей. Как правило, уставной фонд поделен на несколько частей, если общество несет убытки каждый из участников несет ответственность только в рамках принадлежавшей ему доли.

Закон Российской Федерации предусматривает, что заниматься некоторыми видами деятельности организация может, только заранее купив лицензию. Регистрация ООО происходит на неограниченное количество времени, если при создании общества не предусмотрен какой-то другой вариант. С момента регистрации в государственных органах фирма будет считаться юридическим лицом.

Полное описание прав и обязанностей ООО можно узнать из закона РФ № 14-ФЗ.

Закрытое и открытое общество, созданное акционерами

Акционерными обществами являются организации, занимающиеся коммерческой деятельностью. Их уставный фонд обычно поделен на акции, купив которые вы будете считаться совладельцем компании.

Акционеры не несут ответственности по кредитам фирмы, и не терпят убытки, в рамках действия своих акций. Также если вы имеете акции, без проблем можете их передать или продать, для этого не потребуется разрешение других держателей акций этого предприятия.

Еще, открывая акционерное общество, вы должны знать, что у вашей фирмы обязательно должна быть круглая печать, на которой будет указано название и юридический адрес организации на русском языке. Также федеральный закон не запрещает иметь штампы и бланки с логотипами вашей фирмы.

Полное описание прав и обязанностей владельцев ЗАО и ОАО можно узнать из федерального закона №208-ФЗ.

Подготовка документов для юридической регистрации

Перед обращением в регистрирующий орган юридических лиц, которым на данный момент является ФНС, вам нужно подготовить заявление. Его можно написать от руки на распечатанном бланке или при помощи специальной программы оформить его в электронном виде.

Заявителем может выступать как сам учредитель, так и доверенное лицо при наличии нотариально заверенной доверенности. Также вам потребуется решение о назначении единственного учредителя или протокол собрания учредителей (если их несколько). Для регистрации обязательно необходимо иметь квитанцию об уплате государственной пошлины.

Собрав все документы можно обращаться вместо регистрации юридического лица. Но не стоит забывать, что регистрирующий орган имеет право отказать вам на основании федерального закона №129-ФЗ.

Подача документов в электронном виде

В наше время можно воспользоваться услугой, которая не так давно была внедрена в налоговые службы РФ. Уже многие начинающие предприниматели подали документы для регистрации юридического лица в электронном виде с помощью сети интернет. Это во многом облегчает процесс подачи документов в орган регистрации юридических лиц, и экономит массу времени.

Для того чтоб оформить и отправить все правильно необходимо тщательно ознакомиться с определенным порядком для отправки электронных документов. С помощью специальной программы вы сможете составить заявление, а также создать транспортный контейнер, в котором отправятся ваши документы в электронном виде в налоговую службу.

Регистрационный процесс

После подачи всех документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, на протяжении 5-ти трудовых дней вы получите ответ.

Если вы получили отказ, убедитесь, что вы подали все необходимые документы, которые предусматриваются законами РФ. Если же причина отказа иная, вы должны знать, что уплаченные вами деньги и документы регистрирующий орган не вернет. В любом случае на бланке решения будет указана причина отказа.

Если причина отказа в регистрации вас не устраивает, вы всегда сможете в законном порядке обжаловать решение. В случае если суд примет решение в вашу пользу вы сможете начать процедуру оформления заново.

Если ваш регистрационный процесс прошел успешно, то, как подтверждение, вы получите свидетельство о государственной регистрации.

Если вы решили зарегистрировать свое предприятие, отнеситесь к этому серьезно, так как даже при неправильно заполненном заявлении вы можете получить отказ, что влечет за собой убытки материально плана. При четком следовании правил указанных в федеральном законе вы без труда зарегистрируете свою фирму, что позволит незамедлительно приступить к работе.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Решение об учреждении юридического лица

Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

В решении об учреждении юридич. лица указываются следующие сведения :

– об учреждении юридического лица,

– об утверждении его устава,

– о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридич. лица,

– об избрании (назначении) органов юридического лица.

В решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган .

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

До государственной регистрации юридического лица , изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр .

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законодательством, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны РФ.

Юридическое лицо считается созданным , а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр .

Документы для регистрации юридического лица

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме (если заявление о государственной регистрации предоставляется не заявителем, то оно должно быть нотариально заверено).

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или направляется по почте.

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины (6000 руб., изм. 2015г).

Порядок представления документов при государственной регистрации

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица :

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом .

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня , следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных законодательно.

Документы принимаются и соответствующие сведения вносятся в Книгу государственной регистрации. Оба экземпляра Расписки оформляются подписью и печатью уполномоченного на государственную регистрацию лица. Один экземпляр Расписки подшивается в регистрационное дело, второй экземпляр выдается на руки, либо на следующий день отправляется по почте по адресу, указанному в Заявлении заявителем.

В течение 5 рабочих дней осуществляется регистрация и подготавливается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма Р51001) либо Решение об отказе в государственной регистрации.

Основания для отказа в государственной регистрации:

а) непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов;

б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также иных записей в связи с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц;

г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с законодательством;

д) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) несоответствие наименования юридического лица требованиям законодательства;

ж) несоответствие сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

з) получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

и) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

к) если физическое лицо – учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

л) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

м) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

н) наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом.

Решение об отказе принимается регистрирующим органом в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

Один экземпляр решения в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия выдается лично либо отсылается по почте. Второй экземпляр решения подшивается в регистрационное дело.

Свидетельство о государственной регистрации (либо решение об отказе) выдается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи документов. В свидетельстве о государственной регистрации наименование юридического лица указывается в точном соответствии с учредительными документами.

Документы для регистрации индивидуального предпринимателя

– заявление о государственной регистрации;

– копия паспортафизического лица;

– оригинал документа об уплате государственной пошлины (800 руб.);

– свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (законом не предусмотрено, тем не менее, во многих налоговых органах без него документы не принимают).

Учредительные документы юридических лиц

Юридические лица , за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов , которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора , который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила Гражданского Кодекса об уставе юридического лица.

Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Устав юридического лица должен содержать следующие сведения:

– о наименовании юридического лица,

– его организационно-правовой форме,

– месте его нахождения,

– порядке управления деятельностью юридического лица,

– другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В уставах некоммерческих организаций , уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах некоторых коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц . Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом, даже если по закону это не является обязательным.

Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу с момента государственной регистрации учредительных документов.

Органы юридического лица

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).

Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством (ГК РФ).

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются Гражданским кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII Гражданского кодекса.

Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.

Представительства и филиалы юридического лица

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Ответственность юридического лица

Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Государственная регистрация - это заключительный этап создания юридического лица. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и ведении Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц...". Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, уклонение от ее проведения могут быть обжалованы в суд.

Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих деятельность различных организационно-правовых форм юридических лиц: Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29.12.2004), от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.12.2004), от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. от 21.03.2002), от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 23.12.2003).

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в отсутствие такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Исходя из п. 2 ст. 54 ГК РФ юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией в соответствии с утвержденным учредителями уставом). Поэтому обязывать заявителей представлять в регистрирующий орган только подлинник учредительных документов, что зачастую происходит на практике, неправомерно.

ГК РФ предусматривает возможность представления вместо подлинников учредительных документов их нотариально удостоверенных копий (ст. 54).

Что касается иностранных юридических лиц, при регистрации они обязаны доказать, что существуют как таковые в стране своего учреждения, и представить в связи с этим выписку из соответствующего реестра своего государства. С выпиской из такого реестра возникают определенные сложности, так как законодательства целого ряда стран разрешают существование компаний "де-факто", которые подлежат определенному учету или регистрации лишь в случае возникновения такой необходимости.

На основании ст. 54 ГК РФ за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Согласно Закону о государственной пошлине (в ред. от 21.03.2002 N 31-ФЗ):

регистрация юридических лиц, в том числе регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, отнесена к объектам взимания государственной пошлины (ст. 3);

установлена единая ставка государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 2000 руб.;

п. 7 ст. 5 Закона определен исчерпывающий перечень субъектов, освобожденных от уплаты пошлины за регистрацию юридических лиц, в который входят:

органы государственной власти,

органы местного самоуправления,

профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы;

установлено, что пошлина за регистрацию юридических лиц уплачивается до подачи соответствующего заявления (пп. 10 п. 2 ст. 6) и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 6).

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, торгово-промышленные палаты должны представить (Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2003)):

заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;

устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;

протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;

решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;

документ об уплате государственной пошлины.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись. Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

С указанной в расписке даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона N 129-ФЗ 5-дневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

При получении документов для регистрации работник регистрирующего органа вносит в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об оплате государственной пошлины.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц (п. 3 ст. 13 Закона N 129-ФЗ), а также юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется в 5-дневный срок (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган.

Решение о государственной регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таким документом является соответствующее свидетельство, форма которого и требования к содержанию установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439. В свидетельстве указаны: наименование регистрирующего органа, выдавшего документ, наименование юридического лица, дата выдачи. Обязательными реквизитами являются дата и государственный регистрационный номер, а также указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа.

На практике проведение государственной регистрации удостоверяется специальной регистрационной надписью и штампом установленной формы, проставляемыми на оригиналах учредительных документов. При подписании сторонами нескольких экземпляров, например, учредительного договора (договора о создании) штамп о регистрации должен ставиться на всех этих экземплярах.

Регистрирующий орган обязан в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган. Кроме того, юридические лица обязаны обратиться в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Большинство предпринимателей в про­цессе предпринимательской деятельности заключают гражданско-правовые договоры с физическими или юридическими лицами с целью выполнения тех или иных обусловленных договором работ, услуг и других действий. Юридически пра­вильное, грамотное составление договора во многом предоп­ределяет качественное, своевременное его выполнение.

Основные правила составления договора изложены в Письме Комитета Российской Федерации по торговле от 9 ноября 1995 г. № 1-1492/32-21.

1.При намерении заключить контракт следует четко знать, какие цели необходимо достичь при его реализации, и уточ­нить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением. Необходимо предусмотреть главные вопросы предстоящей работы, а затем, переходя от общего к частному, составить примерную поэтапную схему работы и продумать, что и как должно быть сделано на каждом этапе, какие для этого потре­буются конкретные действия, прикинуть возможность риска.

2. Проект предстоящего договора желательно разработать самой заинтересованной стороной, а не получать проект от контрагента. При составлении формулировок условий договора лучше всего привлечь специалистов соответствующего профиля. Если же составляется договор партнером, не исключено, что в нем должным образом не будут учтены все ваши интересы и придется подгонять их под «чужой» договор и, таким образом, ваша инициатива может быть упущена. Кроме того, при этом можно избежать всяких неожидан­ностей, которые могут исходить от вашего контрагента и по его замечаниям можно проследить, в чем именно состоят его интересы, и предотвратить включение в договор нежелатель­ных условий.

3. Если предложение о заключении договора поступает от неизвестного партнера, необходимо как можно больше по­лучить о нем информации. За рубежом предприниматели крайне настороженно отно­сятся к предложениям новых партнеров. И это несмотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и даже есть фирмы, которые специализируются на сборе и обработке све­дений о компаниях и отдельных коммерсантах и по запросу могут дать подробности о фирме как таковой (уставный фонд, специализация, годовой оборот, квалификация персонала, об­служивающий банк и т. д.) и даже о биографиях совладельцев предприятия и его руководителей, оценку их деловой репута­ции. дать сведения о судебных процессах и конфликтах, в которых они участвовали, сообщить подробности о поставщи­ках. покупателях, клиентах и др. Необходимо убедиться, что организация, с которой вы собираетесь работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (ус­тавом. учредительным договором) и свидетельством о регист­рации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформи­рован ли он, где располагается офис (а не просто так называемый юридический адрес», в каком банке организация обслуживает­ся. ее финансовое положение и коммерческая репутация. Через партнеров, контрагентов, банкиров следует собрать о ней и ее руководителях как можно больше информации.

4. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и пол­номочия на подписание документа. Поэтому, вступая в пе­реговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить полномочия представителя. Отсутствие соответствующих полномочий и подписание договора таким представителем может повлечь впоследствии невозможность получить оплату за поставленные товары или добиться возврата выплаченных сумм за товары, либо товары будут поставлены не в полном объеме или с существенными недостатками. Как показывает практика, нередко недобросовестные контрагенты, не желая исполнять свои обязательства по дого­вору и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, подписавшее договор, соответствующих полномочий не имело (это один из самых распространенных способов мошенничест­ва). Для того чтобы такого не случилось, необходимо удосто­вериться в личности представителя, для чего корректно попро­сить его представить соответствующие документы. Если представителем контрагента выступает директор пред­приятия, который действует без доверенности, необходимо ознакомиться с приказом о его назначении либо (это в основ­ном касается государственных предприятий) ознакомиться с протоколом собрания учредителей предприятия (для коммер­ческих организаций). В отношении последних следует обра­тить внимание на следующее. В последнее время зачастую на некоторых предприятиях, особенно там, где директор работает по найму, учредители в той или иной степени ограничивают его полномочия и предоставляют ему их только с согласия правления, Совета директоров, собрания учредителей и т. д. Например, в уставе организации, в разделе «Компетенция ди­ректора» может быть указано, что директор вправе совершать сделки на сумму свыше 10 тыс. руб. только с согласия Совета директоров предприятия. Поэтому следует ознакомиться с со­ответствующим разделом устава организации-контрагента и убедиться, что полномочия директора не ограничены. В том случае, если представитель действует по довереннос­ти, следует проверить, есть ли на доверенности подпись руко­водителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность вообще недействитель­на). срок ее действия, объем полномочий по доверенности.

5. Приступая к работе по формулированию условий дого­вора. нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз. В договоре имеет значение каждое слово. Если непонятно, что означает тот или иной термин, какой смысл несет то или иное словосочетание, фраза и т. д., надо выяснить это с привлече­нием специалистов. Следует иметь в виду. что впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в договоре интерпретировать в свою пользу. Более того, партнер может специально включить в договор неясные (но хорошо понятные ему самому) формулировки и положения, в которых ваши интересы могут быть ущемлены. Весьма часто допускаются неточности при применении в договорах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки. При отсутствии в договоре положений, разъясняющих, что стороны имели в виду, могут возникнуть трудности при разре­шении споров, в частности, по вопросу о моменте, в который товар считается поставленным, и о моменте перехода риска с продавца на покупателя.

6. При формулировании условий об обстоятельствах, осво­бождающих от ответственности (так называемых «форс-мажорных оговорок»), следует учитывать последствия той или иной формулировки, что может привести к снижению или повышению имущественной ответственности стороны договора. При включении в договор оговорки, предусматривающей конкретный перечень обстоятельств, наступление которых освобождает от ответственности при нарушении обязатель­ства, арбитражные суды, как правило, принимают решения о взыскании со стороны убытков, явившихся следствием обстоя­тельств, находившихся вне контроля, если они не предусмот­рены перечнем, содержавшимся в договоре.

7. Когда проект договора будет готов, его необходимо еще раз просмотреть для того, чтобы уловить двойной смысл какой-либо фразы или увидеть какое-нибудь упущение и т. д. Любой договор - правовой документ, и нельзя составлять его без участия компетентных специалистов. А юрист должен разъяснить правовые последствия тех или иных его условий, предложить новые варианты какого-либо пункта и т. д. Поэтому до подписания договора необходимо, чтобы его просмотрел и завизировал юрист.

8. Многие предпринимательские структуры широко ис­пользуют различные формы договоров, образцы которых предлагаются в настоящее время в различных сомнительных сборниках и рекомендациях. Наряду с очень краткими договорами, содержащими мини­мум условий (предмет договора, включающий наименование и количество товара, цена с указанием базиса поставки, требо­вания к качеству, срок поставки, условия платежа), нередко заключаются многостраничные очень подробные договоры, предусматривающие значительное число дополнительных ус­ловий. Заключение кратких договоров требует от организации четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы договора.

Арбитражная практика показывает, что об этом, к сожалению, часто забывают и это приводит к нанесению ущерба. В то же время анализ многостраничных подробных договоров не всегда приводит к положительным результатам. Во-первых, нередко такие договоры составляются по тра­фарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося Предметом купли-продажи или другого вида сделки. Практи­чески одинаковые условия предусматриваются как в отноше­нии всех видов массы продовольственных и промышленных товаров, так и в отношении машин и оборудования. Во-вторых, договоры примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с каким партнером они заключаются. В-третьих, стремление предусмотреть в договоре условия на все случаи, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняет, с одной стороны, переговоры при заключении до­говора, а с другой - приводит к отягощению договора боль­шим числом общих и порой не лучших положений. К тому же, как показывает практика, все предусмотреть в контракте не­возможно. Надо учитывать, что универсальной формы, спо­собной надежно обезопасить вас и ваш бизнес, не существует. Договор - акт строго индивидуальный, и составлять его над­лежит для каждого случая отдельно.

СТРУКТУРА ДОГОВОРА

Любой договор условно можно разделить на четыре части: I. Преамбулу (или вводную часть). 2. Предмет договора. 3. Дополнительные условия договора. 4. Прочие условия договора.

1.Преамбула (или вводная часть)

1. Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, совместной деятельности и пр.). Точное название договора дает понять, какие он определя­ет правоотношения. Однако необходимо помнить, что сущ­ность договора вытекает не из названия, а из его содержания. Но, если название отсутствует, договор сначала следует прочи­тать, чтобы понять, о чем он, а уж затем разбираться с ним по существу. 2. Дата подписания договора. Она включает число, месяц и год подписания. Со всеми этими реквизитами связано пра­вильное установление момента заключения договора и окон­чания срока его действия, а значит, и определенные юридичес­кие последствия. 3. Место подписания договора (город или населенный пункт). Указание на место совершения сделки - не простая фор­мальность, оно имеет иногда большое юридическое значение. По законодательству того места, где совершается сделка, опре­деляются: а) правоспособность и дееспособность лиц, заклю­чивших сделку, б) форма сделки, в) обязательства, возникшие из сделки. 4. Полное фирменное наименование контрагента, под ко­торым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по догово­ру («Заказчик», «Покупатель», «Арендатор» и пр.). 5. Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписы­вающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.

2. Предмет договора

Данная часть договора содержит его существенные условия: 1. Предмет договора, т. е. о чем конкретно договариваются стороны. 2. Обязанности и права стороны по договору. 3. Обязанности и права второй стороны по договору. 4. Цена договора и порядок расчетов и др. 5 Срок выполнения сторонами своих обязательств. Конкретное содержание этих условий зависит от вида дого­вора и от конкретной ситуации его заключения

3.Дополнительные условия договора

Настоящий раздел включает в себя условия, которые не обязательно предусматривать в каждом договоре, но которые тем не менее существенно влияют на реализацию прав и обя­занностей сторон. 1 Срок действия договора. Его необходимо указать, даже если названы сроки выпол­нения сторонами обязательств. Это обусловлено тем, что надлежит знать. когда договор прекращает свое действие и когда можно будет предъявить соответствующие требования к конт­рагенту. 2. Ответственность сторон. Она обеспечивает исполнение обязанностей сторонами в случае нарушения условий договора одной из них. Обычно здесь определены различного рода санкции в виде пени, не­устойки штрафа, уплачиваемых контрагентом, не выполнив­шим своих обязательств в отношении одного из согласован­ных условий. При составлении договора можно предложить следующую методику определения ответственности: против каждой обя­занности стороны должна быть предусмотрена соответствующая ответственность, в основном в виде штрафной неустойки. Это означает, что убытки при ненадлежащем исполнении обя­зательств контрагента могут быть взысканы с него сверх не­устойки. Помните, что если такой вид ответственности отсут­ствует, неустойка является зачетной и убытки с контрагента можно будет взыскать в части, не покрытой неустойкой. 3 Способы обеспечения обязательств. Российское гражданское законодательство предусматрива­ет следующие основные способы обеспечения обязательств: неустойка, залог, удержание имущества должника, поручи­тельство, банковская гарантия, задаток. Кроме этого, могут быть предусмотрены и другие способы, предусмотренные за­коном или договором. 4. Основания изменения или расторжения договора в од­ностороннем порядке. 5. Условия о конфиденциальности информации по дого­вору. 6. Порядок разрешения споров между сторонами по дого­вору. Все споры между сторонами разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде. Однако стороны могут установить и иное положение, в частности, предусмотреть разбирательство споров не в арбит­ражном, а в третейском суде, создаваемом либо самими сторо­нами, либо в соответствии с регламентом какого-либо посто­янно действующего третейского суда. 7. Особенности перемены лиц по договору. В этом пункте можно предусмотреть, что уступка права требования по договору может быть осуществлена только с согласия должника.

4. Прочие условия договора

Эти условия могут включать следующие вопросы: 1. Законодательство, регулирующее отношения сторон (особенно это важно для внешнеторговых контрактов). 2. Особенности согласовании связи между сторонами. Здесь для каждой стороны указываются: а) лица, полномочные давать информацию и решать воп­росы, относящиеся к исполнению договора. 3. Судьба преддоговорной работы и ее результатов после подписания договора. Данный пункт содержит положение, в соответствии с кото­рым стороны устанавливают, что после подписания настоящего договора все предварительные переговоры по нему, перепис­ка, предварительные соглашения и протоколы о намерениях теряют силу. 4. Реквизиты сторон: а) почтовые реквизиты; б) местонахождение (адрес) предприятия; в) банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка, МФО или данные РКЦ); г) отгрузочные реквизиты (для железнодорожных отпра­вок, для контейнеров, для мелких отправок). Особое внимание уделите наличию и правильности сведе­ний, касающихся банковских реквизитов вашего контрагента, так как без них вам очень трудно будет взыскать убытки. 5 Количество экземпляров договора.

6. Подписи сторон с приложением каждой организации (предприятия).

Другое немаловажное обстоятельство в том, что сумма воз­награждений, выплаченных другой стороне по гражданско-правовым договорам, включается в состав затрат по производству и реализации продукции, что в свою очередь связано с размером налогооблагаемого дохода и размером налога и иных обязательных платежей.

Так как в состав затрат входит сумма вознаграждения, вы­плачиваемая заказчиком исполнителю работ по договору под­ряда - есть необходимость подробно остановиться на характеристике данного договора.

ДОГОВОР ПОДРЯДА

Понятие договора подряда. По договору подряда одна сторона-подрядчик обязуется за свой риск выполнить о оделенную работу по заданию заказчика из его или своих сериалов, а другая сторона - заказчик обязуется принять работу и оплатить eе.

Элементы договора подряда . Сторонами договора подряда выступают подрядчик (исполняющий работу) и заказчик (которому передается готовый результат).

В соответствии с действующим гражданским законодатель­ством сторонами могут быть как граждане, так и предприятия (организации, учреждения), т. е. юридические лица.

Предмет договора подряда. Предмет составляет материальный (овеществленный) и индивидуально-определенный результат работы подрядчика.

Цена договора . Цена определяется стоимостью выполненных подрядчи­ком работ. Обычно она выражается в денежной сумме, хотя закон не запрещает производить оплату в натуре, например, в сельскохозяйственном производстве. При выполнении сложных, длительных по срокам испол­нения, дорогостоящих работ может составляться их смета, т. е. разбивка всех отдельных этапов или видов работ, материалов и других затрат с их общей (окончательной) оценкой.

Срок договора . Устанавливается соглашением сторон и может предусмат­ривать также срок начала работы и промежуточные сроки ее исполнения, позволяющих заказчику контролировать ход ра­боты. При несвоевременности начала работы либо медленном ее исполнении, делающим заведомо невозможным окончание ее к установленному сроку, заказчик получает право на одно­сторонний отказ от договора и возмещение причиненных ему убытков.

Исполнение договора подряда . Важную особенность подрядных обязательств составляет обязанность подрядчика выполнить для заказчика работу за свой риск. Риск подрядчика заключается, во-первых, в том, что при случайной гибели предмета подряда до сдачи его заказчику либо при случайно наступившей невозможности окончания работы подрядчик не может требовать оплаты. Во-вторых. подрядчик несет риск случайной задержки или случайного ухудшения выполнения работ, поскольку заказчик вправе отказаться от договора при невозможности окончания работ к установленному сроку либо при неустранении подряд­чиком допущенных им в работе недостатков в назначенный заказчиком соразмерный срок. При этом не имеет значения. возникла ли такая ситуация при отсутствии вины подрядчика или по его вине. Поэтому и при невиновной задержке испол­нения или ухудшения качества работы подрядчик рискует не получить компенсацию своих затрат.

Подрядчик самостоятельно организует работу по выполне­нию заказа (работ). Заказчик не вправе вмешиваться в деятель­ность подрядчика. Однако он может во всякое время прове­рять ход и качество выполняемых работ, а также давать подрядчику указания относительно того, каким должен быть результат работы.