Выделим основные этапы развития понятия "Поликультурное образование" в постсоветской России. В качестве исследовательского метода используем анализ последовательно принимаемых нормативных актов. На наш взгляд, эти механизмы можно выделить, если проследить изменение официального подхода системы образования к термину "культура".

Первый этап (1990-е гг.) опирался на представление о культуре как о совокупности материальных и духовных достижений каждого народа-этноса. В советское время, несмотря на разделение культур на "разные уровни развития", официально признавались культуры наиболее многочисленных народов и были созданы следующие государственно-территориальные образования: советские социалистические республики, внутри них автономные советские социалистические республики и автономные национальные округа. В соответствии с этим строилась система этнокультурного образования - обучение на определенных ступенях образования на родном языке или изучение родного языка и литературы. Поэтому в документах 1990-х гг. субъектами культуры признавались этносы, а поликультурным стали называть (этно) национальнорусское образование.

В Законе РФ "Об образовании" 1992 г. термин "поликультурное образование" еще не употреблялся, хотя смысл образования как поликультурного - этнокультурного был закреплен в тексте Закона: "Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: ...защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства" (ст. 2).

В появившихся позже "Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России"

и "Концепция пол и культурного образования в высшей школе Российской Федерации", разработанных в Южном отделении Российской академии образования в Пятигорском лингвистическом и Ростовском педагогическом университетах, поликультурное образование определялось как "приобщение подрастающих поколений к этнической, общенациональной (российской) и мировой культуре в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде" 2 .

В этих документах задачами поликультурного образования были определены: глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа (что является непременным условием интеграции в другие культуры); формирование у учащихся представления о многообразии культур в России и мире; воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. Критерии, которым должно отвечать поликультурное образование: 1) отражение в учебном материале гуманистических идей; 2) характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; 3) раскрытие в культурах российских народов общих элементов и традиций, позволяющих жить в мире и согласии; 4) приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

Основные направления поликультурного образования того времени очень четко сформулированы Д. В. Сажиным:

"1) изучение учащимися национальных культур, своих и чужих, с обсуждением проблем национального возрождения и национальной самобытности; организация работы этно-национальных учебных заведений, в первую очередь национальных школ и национальнокультурных центров для изучения родных языков и приобщения к родной культуре - традициям, обычаям, бытовым особенностям, праздникам и др., так называемому “этнофольклорному миру”;

  • 2) организация межкультурного диалога, принципиальная возможность которого обусловлена тем, что в целом каждый человек любой культуры стремится к одному и тому же - любви, рождению и воспитанию детей и др., а различия заключаются в самобытных этнокультурных традициях. Поэтому необходимо вначале выработать уважение к своей этнической культуре, чтобы иметь возможность легко и свободно входить в какой угодно культурный мир и отождествлять себя с ним. И затем - проводить совместные акции, встречи, фестивали с представителями других культур, знакомясь с их миром, традициями и ценностями;
  • 3) приобщение учащихся к демократическим, гуманистическим ценностям, обеспечение освоения учащимися и педагогами таких понятий как “культура мира”, “культурная конвергенция”, “национальный характер”, “регионально-этническая культура”, “воспитание в духе мира”, “сравнительная педагогика”, “педагогическая культура народа”, “региональный подход к образованию”, “этнопедагогика” и др.".

Первый этап поликультурного образования в постсоветской России можно условно назвать полиэтнокультурным образованием - субъектом культуры признавался этнос, главным признаком которого был свой самобытный (родной) язык. Поликультурное образование в то время связывали с приобщением учащихся к родным языкам и культурам, а также с одновременным формированием культуры межнационального (межэтнического) общения. Полиэтнокультурное образование - это, с одной стороны, признание продуктивности существования разнообразия национальных школ, классов и групп, формирование многообразия этнических идентичностей у представителей разных народов, а с другой - утверждение межнационального, межэтнического характера взаимодействия различных этнических культур в образовании в ситуации плюралистической культурной среды, адаптация к культурным ценностям других народов. Поликультурное образование снимает противоречия между системами и нормами образования доминирующих наций и этнических меньшинств, обеспечивает безболезненное вхождение мигрантов в инородческую культурную среду, позволяет усваивать новые культурные ценности при сохранении прежних национальных, закладывает в ребенке гражданские начала, формирует у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями.

Второй этап (конец 1990-х - начало 2000-х гг.) - в России преодолевается одномерное восприятие народа как единого организма. На самом деле любой народ состоит из множества социальных групп: территориальных, возрастных, половых и др. И каждая из этих групп имеет свои устойчивые традиции поведения и мировоззрения. Данный механизм опирается на представление о культуре как о совокупности материальных и духовных традиций каждой социальной группы, составляющей данное общество, в том числе этнических, религиозных, профессиональных и др. В Федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)" имеется постулат: "...толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям" 2 . Данная программа создавала условия для реализации такого образования, в котором субъектами самобытной культуры признавались религиозные общины и некоторые региональные культуры (казаки, поморы, кряшепы и др.).

В это время поликультурное образование начинает связываться с формированием региональной идентичности и одновременно толерантности. Федеральная целевая программа стимулировала разработку и широкое внедрение поликультурных программ, признающих культурные традиции отдельных социальных групп - для всех ступеней и форм образования для обучения межкультурному диалогу, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, формирования веротерпимости и толерантного сознания.

Второй этап развития поликультурного образования в России можно условно назвать "полисоциокультурным образованием, в котором традиционное российское поликультурное образование расширялось до признания любых конструктивных социальных групп, составляющих общество, и в этом смысле поликультурное образование решало проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в ее границах - к различным социокультурным группам, имеющим инаковую культурную идентичность (политическую, половую, религиозную, родовую и др.). Эту позицию разделяют ряд авторов.

Третий этап (с начала 2000-х гг.) - в России постулируется представление о культуре как об индивидуальном опыте человека. Душа каждого человека - это отдельный космос. Каждый человек создает собственную культуру, по-своему интегрируя разные культурные влияния и участвуя в культуротворчестве. Поликультурное образование - это образование, признающее способность каждого человека выступить отдельным миром культуры, способным к интеграции разных культур. Такое представление отразилось в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) и Концепции развития поликультурного образования в России (2010).

Описывая процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет следующую логику: в детстве ребенок усваивает ценности семьи, в школе - осознанно принимает традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики; более высокая ступень - принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, "укореняясь" в этнокультурные традиции, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации; высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина - формирование гражданской идентичности россиянина, освоение культурных богатств своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознание их значимости, особенностей, единства и солидарности в судьбе России. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.

Проект Концепции развития поликультурного образования в России вводит следующие принципы поликультурного образования:

  • - полилингвальность (обеспечение овладения несколькими языками);
  • - преемственность (транслирование национальной культуры от поколения к поколению с постоянным обновлением, интенсивной модификацией этнокультурного комплекса в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития);
  • - дифференциация и разнообразие (закладывание комплиментарное культур и языков в содержание поликультурного образования, в противовес унификации и ассимиляции);
  • - креативность (подготовка человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры через формирование способности к саморазвитию и творческому преобразованию информации);

культурная целостность (понимание общечеловеческой культуры как сущностной основы образования - освоение обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения);

  • - объемная (стереоскопическая) картина мира (включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт - изучение окружающего мира от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому, от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта Федерации - к России и земному шару);
  • - вариативность (эффективная содержательная структура федерального государственного образовательного стандарта обеспечивается хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах Федерации - содержательная вариативность поликультурного обучения задается присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта);
  • - этическая актуальность (воспитание и культивирование личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации).

В основе обеих концепций находятся понимание взаимодействия культур как одной из закономерностей развития мировой культуры, состоящей в необходимости выходить за рамки ограниченного культурного опыта, обмениваться ценностями, достижениями и смыслами культуры в ходе межкультурной коммуникации; а также признание диалогового взаимодействия культур как одного из важнейших факторов модернизации во всех сферах жизни общества.

Разработка этих концепций призвана, с одной стороны, преодолеть противоречие между центробежными силами, возникающими с развитием этнонационального образования в разных субъектах России и интеграционными силами, обеспечиваемыми поликультурным образованием, с другой - обеспечить личностное развитие

каждого учащегося, принимающего и гордящегося своей этнокультурной, региональной, религиозной, общегражданской и другими идентичностями, независимо от принадлежности к большинству или меньшинствам, несмотря на "маргинальную экстерриториальность так называемых “не титульных” этнических групп в российских регионах".

Третий этап мы условно называем "Полисоцкультурным" образованием - за каждой отдельной личностью стали видеть отдельную уникальную культуру. Поликультурное образование начали связывать с (само) формированием многослойной общегражданской идентичности "россияне", включающей этническую, региональную и др.

Таким образом, выявлены следующие тенденции развития понятия "Поликультурное образование" в постсоветской России: от этнокультурного к полиэтнокультурному; от толерантностного к полисоциокультурному; от личностно-ориентированного к поли- личностно-культурному.

Принятая в 2010 г. Комплексная программа развития поликультурного образования, предполагающая экспериментальное внедрение в 2010-2020 гг. разных моделей пол и культурного образования в трех субъектах РФ: Республике Татарстан, Северной Осетии - Алании, Чеченской Республике сделала поликультурное образование синонимом полилингвального и, учитывая Концепцию развития поликультурного образования в России, на новом уровне постулирует "Полиэтнокультурное образование".

Таковы основные этапы развития поликультурного образования в России. Приведем примеры наиболее известных типологий поликультурного образования, которые во многом пересекаются, но имеют и ряд собственных отличий.

  • Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе: федеральная целевая программа (2001-2005). {{businesspravo.ru/Docum/DocumShow_Docum ID_22832.html
  • Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999; Сысоев П. В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): дис. докт. мед. наук. М., 2004; Скрипник Н. И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2(2). С. 102-105 и др.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. URL: standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalog Id=985
  • Концепция поликультурного образования в России. М., 2010. URL: old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/
  • Концепция поликультурного образования в России.
  • Комплексная программа развития поликультурного образования (2010- 2014). iro-rt.ru/node/736
  • ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

    В целях выработки единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:

    1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция).

    2. Министерству образования и науки Республики Хакасия (Г.А. Салата) обеспечить реализацию Концепции.

    Исполняющий обязанности
    Главы Республики Хакасия -
    Председателя Правительства
    Республики Хакасия
    Ю.ЛАПШИН

    Приложение. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

    Приложение

    Утверждена
    постановлением
    Президиума Правительства
    Республики Хакасия
    от 16.09.2013 N 95-п

    1. Общие положения

    1.1. Полноценным поликультурным образованием, отвечающим современным требованиям и перспективам развития современного общества, является образовательная система, направленная на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, в том числе Республики Хакасия, на реализацию права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

    Поликультурное образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации и Республики Хакасия. Оно содействует подготовке обучающихся и воспитанников к жизни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения других народов, ненасилия и мира.

    Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация.

    1.2. В целях обеспечения гражданского мира, социальной стабильности и создания условий для успешной социализации подрастающего поколения в условиях нарастающей изменчивости современного мира в Российской Федерации, в том числе в Республике Хакасия, необходима целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения республики и вопросы межкультурного диалога.

    1.3. Основными вопросами развития поликультурного образования в Республике Хакасия, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, являются:

    а) сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия;

    б) укрепление духовной общности народов, проживающих в республике;

    в) обеспечение прав детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры;

    г) создание условий для успешной социальной и культурной адаптации детей мигрантов в российское общество.

    1.4. Приоритеты развития поликультурного образования в Республике Хакасия определяются следующими факторами:

    Разнообразие этнонационального состава населения, языков, традиций, обычаев, этнокультурных особенностей;

    Профилактика межнационального экстремизма и актуальность формирования культуры межнационального общения;

    Диверсификация образовательного пространства республики (появление разных типов образовательных организаций, инновационных моделей школ и т.д.).

    1.5. Концепция развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция) представляет собой систему современных приоритетов, целей, задач, принципов и механизмов реализации образовательной политики Республики Хакасия.

    Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и Хакасии и развивает основные принципы образовательной политики республики.

    Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Хакасия , общепринятых принципах и нормах международного права.

    Концепция разработана на основании следующих нормативных правовых актов:

    Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" ;

    - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;

    - Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" ;

    - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ;

    - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" ;

    Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 N 11 "О языках народов Республики Хакасия";

    - Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия" ;

    - постановление Правительства Республики Хакасия от 18.11.2011 N 783 "Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012 - 2020 годы)" .

    Реализация Концепции должна способствовать выработке единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия.

    2. Цели, задачи и принципы развития поликультурного образования в Республике Хакасия

    2.1. Цели развития поликультурного образования в Республике Хакасия неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан.

    Целями поликультурного образования в Республике Хакасия являются:

    Создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной (этнической) традиции, ценностей российской и мировой культуры;

    Воспитание терпимости и уважения прав каждого народа.

    2.2. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

    Сохранение и развитие языков народов Республики Хакасия;

    Формирование представлений о культурно-национальном многообразии;

    Приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной культуре народов России, в том числе Хакасии;

    Обеспечение обучающихся (общеобразовательные организации) учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями по предметам этнокультурного образования;

    Развитие образовательного и профессионального потенциала Хакасии, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

    2.3. В основу регионального образования положены такие определяющие принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации:

    принцип полилингвальности, обеспечивающий формирование поликультурно ориентированной личности, владеющей несколькими языками;

    принцип преемственности, определяющий систему образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами;

    принцип гуманизации образования, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, предполагает единство общекультурного, социально-нравственного развития личности и характеризует построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга;

    историко-культурологический принцип, позволяющий приобщать детей к культурным традициям и духовно-нравственным ценностям народов России, в том числе Хакасии, через изучение их истории, культуры, традиций, обычаев;

    принцип создания педагогической среды, обеспечивающий как предметно-средовое, опосредованное формирование интереса к народной традиционной культуре, так и создание личностно ориентированного стиля общения с детьми путем организации общения детей, родителей и педагогов;

    принцип региональности, обуславливающий внесение в образовательный процесс региональных социокультурных традиций и ценностей;

    принцип воспитания гражданской идентичности, обеспечивающий формирование чувства патриотизма, любви и уважения к своей многонациональной стране, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.

    3. Система поликультурного образования в Республике Хакасия

    3.1. В системе поликультурного образования Республики Хакасия представлены все уровни образования: дошкольная образовательная организация (первая ступень) и основная общеобразовательная организация (три ступени) - начальное общее (1 - 4 классы), основное общее (5 - 9 классы) и среднее общее (10 - 11 классы), среднее и высшее профессиональное образование.

    3.2. В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

    В целях овладения детьми хакасского этноса родным языком на ступени дошкольного образования изучение хакасского языка организовано в 5 муниципальных образованиях республики. Из 1740 детей коренной национальности, посещающих дошкольные учреждения, в которых организовано изучение родного языка, хакасский язык изучают 763 ребенка (43%).

    3.3. Изучение государственных языков (русского и хакасского) в общеобразовательных организациях республики обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом, определяется инвариантной частью базисного учебного плана (далее - БУП). Вариативная часть БУП, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

    Для решения одной из важных задач регионального образования по сохранению и развитию хакасского языка в общеобразовательных организациях республики создаются условия для изучения хакасского языка и хакасской литературы детьми хакасского этноса.

    Хакасский язык изучается в 121 общеобразовательной организации республики, в том числе - как предмет в 75 школах, в форме факультативных и кружковых занятий - в 46 школах. Из 8506 детей коренной национальности хакасский язык изучают 6077 детей, что составляет 72% от общего количества обучающихся.

    3.4. Изучение русского языка как неродного осуществляется в образовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения, а также в общеобразовательных организациях, в которых обучаются дети, не владеющие русским языком (дети мигрантов). Причем в образовательных организациях с родным (хакасским) языком обучения изучение русского языка обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом (выбирается соответствующий вариант БУП). Форму и способ дополнительного обучения русскому языку как неродному детей мигрантов определяет образовательная организация, в которой эти дети обучаются, в рамках плана внеурочной деятельности.

    В школах республики обучаются 386 детей мигрантов. Из них 365 детей - в городах Абакане и Черногорске, что составляет 95% от общего количества.

    3.5. Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих среднего и высшего профессионального образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием, родными и иностранными языками.

    3.6. Методическое обеспечение развития поликультурного образования в Республике Хакасия осуществляется кафедрой поликультурного образования ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации".

    4. Основные механизмы реализации Концепции и ожидаемые результаты развития поликультурного образования в Республике Хакасия

    4.1. Развитие поликультурного образования в Республике Хакасия предполагает межведомственное взаимодействие и включение в систему образования возможностей общественных организаций и национальных (этнических) центров культур народов, проживающих в республике.

    4.2. Реализация Концепции будет осуществляться в рамках:

    Долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596

    Долгосрочной республиканской целевой программы "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011 - 2013 годы", утвержденной (с последующими изменениями);

    Комплексного плана действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Хакасия, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 16.01.2013 N 03-рп ;

    - Плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2013 - 2015 годах , утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 19.03.2013 N 19-п ;

    Комплексного плана мероприятий по проведению в Республике Хакасия Второго Международного десятилетия коренных малочисленных народов в 2011 - 2014 годах, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.08.2011 N 149-рп.

    4.3. Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных в долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 (с последующими изменениями), долгосрочной республиканской целевой программе "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 N 571 (с последующими изменениями).

    4.4. Исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации развития поликультурного образования в Республике Хакасия, является Министерство образования и науки Республики Хакасия. Министерство обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации настоящей Концепции.

    4.5. Реализация Концепции позволит:

    Выработать эффективные механизмы сохранения единого образовательного пространства в Республике Хакасия;

    Определить оптимальную последовательность введения национального, регионального и этнокультурного содержания федерального государственного образовательного стандарта образования;

    Обеспечить социальный заказ родителей и общественности на получение их детьми этноориентированного образования;

    Модернизировать систему подготовки и переподготовки педагогических кадров для образовательных организаций с поликультурной образовательной средой;

    Эффективно осуществлять развитие региональной системы образования, обладающей своей спецификой как национально-территориального образования;

    Учитывать этнографические, историко-культурные, экономические, социально-экологические, демографические и другие особенности Республики Хакасия в образовательном процессе;

    Активизировать создание региональных учебно-методических комплексов с национальным, региональным и этнокультурным содержанием, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

    Решать проблему подготовки молодежи к жизни в многонациональной среде, ориентированной на поликультурную компетентность, на гармонизацию межличностных, межнациональных отношений в детском и взрослом коллективах.

    4.6. Создание целостной инновационной системы поликультурного образования в Республике Хакасия обеспечит сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия; укрепление духовной общности народов, проживающих в республике, права детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры и успешную социальную и культурную адаптацию детей мигрантов в российское общество.

      Система поликультурного образования.

      Принципы поликультурного образования.

    1. Умения, навыки, способности интеллектуальной и практической деятельности;

      Опыт творческой деятельности;

      Опыт эмоционально – волевого, ценностного отношения к миру.

    Сегодня в РФ действует культурологическая концепция содержания образования.

    Компоненты культуры:

    1. Искусство, произведения искусства

      Традиции, образы, верования

      Способы деятельности, которыми владеет народ

    Эта концепция (культурологическая) оказывается очень важной для осуществления поликультурного образования. У разных этносов структура культуры будет одинаковой, и культурологическое построение содержания образования облегчает проведение поликультурного компонента.

    Поликультурное образование не является специальным видом образования – это общая направленность образования на усиление межкультурного взаимопонимания между этносами, носителями разных культур, проживающими на одной территории.

    В современной РФ не может быть не поликультурное образование, таким образом содержание поликультурного образования будет повторять базовое содержание в основных компонентах, но должно быть шире базового, т. к. будет включать информацию о культурах других народов.

      Система поликультурного образования.

    Поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, которая помогает удовлетворять интересы граждан, принадлежащих к разным культурам.

    Поликультурное образование может быть синонимом непрерывного образования, отражающим его назначение и значение в поликультурном обществе.

    Система поликультурного образования представляет собой единство всех уровней российского образования:

      Дошкольное – овладение родной речью, родной культурой, становление полноценной культурной идентичности, гражданской идентичности; развитие духовно – нравственных норм и национально – моральных ценностей.

      Школьное (начальная школа, средняя школа, старшая школа). Школьные дисциплины, которые будут знакомить учащихся с разными культурами. Необходимое изучение родного языка параллельно с государственным; воспитание детей в режиме социальной мобильности

      Профессиональная школа (среднее и высшее). Образование удовлетворяет требованиям той страны, в которой оно будет применяться (2-х уровневая система высшего образования, которая активно совершенствуется).

    Разработаны и модели содержания образования (Д. Бенкс):

    Модель A – для монокультурных стран, для стран, где проживает один народ.

    Модель B – в основном содержание образования включает добавки компонентов мелких этнокультур.

    Модель C и D – представляет содержание образования, в котором участвует материал регламентирующий под углом зрения всех этногрупп.

    1 блок – освоение соответствия знаний. Этнические знания будут варьироваться от обучающихся предметам культур в данном классе.

    2 блок – овладение средствами межнационального общения.

    3 блок – воспитание гуманного отношения к культурному разнообразию, воспитание толерантности, терпимости.

      Принципы поликультурного образования.

    Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:

    Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной личности, владеющей несколькими языками. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общими тенденциями интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальное восприятие картины мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает и роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

    Принцип преемственности. Одной из необходимых основ формирования российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами и современное цивилизационное развитие нации. Трансляция этнокультурной информации в системе образования подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском "исконных" ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

    Принцип дифференциации и разнообразия. Жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. Потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, соответствующие многообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический состав, чем более многомерна и ассиметрична его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, унификации, разрушению специфической картины мира. Поэтому в содержании поликультурного образования закладываются условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции.

    Принцип креативности. Основным жизнеобеспечивающим ресурсом в современном обществе становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека не только основным жизнеобеспечивающим ресурсом, но одновременно и целью общественного и культурного развития. В трудностях российской модернизации ясно выражается конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового общественного и культурного развития. Поэтому одним из важнейших инструментов модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

    Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных умений и компетенций, в том числе освоения обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция образцов культуры через учебно-воспитательный процесс оказывается недостаточной, особенно в условиях предметной расчлененности обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты всех видов образовательной (предметно-урочной, внеурочной самостоятельной, дополнительной) деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют: концептуальное единство культурной основы всех учебно-методических комплексов, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы с учетом инициативы, интересов и мотиваций обучающихся.

    Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт. При этом свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Нецелесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным.

    Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного образования должны соответствовать региональным обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной содержательной структуры федерального государственного образовательного стандарта следует добиваться хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта.

    Принцип этической актуальности. Поликультурное образование имеет значительный морально-этический потенциал, поскольку создает универсальную основу для воспитания и культивирования личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации. Духовно-нравственные ценности и достижения всех культур, всех этнических и этноконфессиональных групп, всех национально-территориальных сообществ России только в поликультурном контексте приобретают образовательную актуальность, то есть получают общественную санкцию и государственное признание. Кроме того, морально-этическое единство и духовно-нравственная целостность поликультурной основы образования позволяет избежать риска раздвоения личности, исключить опасность противопоставления этнокультурной и гражданской идентичности человека.

    Лекция 3. Международный опыт поликультурного образования.

      Поликультурное образование и воспитание в зарубежных странах.

      Поликультурное образование в постсоветском пространстве.

      Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов \ 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2003.

      Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общенияю – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с.

    Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие в обществе события. Опыт зарубежных стран показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика.

    Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде. Проблемы терпимости и ее антипода - экстремизма в разных сферах личной и общественной жизни - являются особенно актуальными в ситуации современной России, для которой характерны ожесточение нравов некоторых групп населения, распространение агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности (И.А. Галицкая, И.В. Метлик, М.П. Мчедлов, В.А. Тишков, А.Г. Шевченко, В.В. Шалин и др.).

    Россия является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает более 140 тысяч человек. Здесь проживают более 100 национальностей и этнических групп.

    Затрагивая вопрос официальной политики в области поликультурного образования, рассмотрим, как данное направление отражено на законодательном уровне в России. Процесс формирования и осуществления государственной политики, направленный на модернизацию и развитие системы образования в России, можно условно разделить на несколько этапов. Первый связан со вступлением в силу в июле 1992 г. Федерального закона "Об образовании". Принципы государственной политики, сформулированные в нем и поправках к нему, принятых Парламентом России в январе 1996 г., отразили новые ценности образовательной системы. Назовем те цели, среди которых очевидна приверженность целям поликультурного образования:

    Гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни человека и свободного развития личности;

    Сохранение общефедерального культурного и образовательного пространства;

    Всеобщий доступ к образованию, адаптивность образовательной системы к уровням подготовки, индивидуальным особенностям и интересам учащихся и студентов;

    Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    Свобода выбора и плюрализм образовательных возможностей. Помимо нормы, предусматривающей обязательное изучение в РФ русского языка как государственного во всех образовательных учреждениях, аккредитованных государством, все граждане имеют право на получение общего среднего образования на своем родном языке.

    Следующим этапом на пути к реформе образования в России можно назвать одобрение приказом Минобразования и науки РФ от 2006 г. Концепции национальной образовательной политики РФ, представляющей собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые продиктованы полиэтничным характером российского общества - не только его многоязычием и поликультурностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России. В Концепции относительно работы с педагогическими кадрами говорится о необходимости повышения уровня их профессиональной подготовки и квалификации для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом, с обучением на родном и русском языках. Относительно научно-педагогических кадров в Концепции речь идет о необходимости повышения уровня их квалификации с целью обеспечения научно-теоретической и научно-методической разработки этнонациональных проблем в образовании.

    В Декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность, причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.

    Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы, показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами.

    Состояние межэтнических отношений в образовательном учреждении является зеркальным отображением ситуации в обществе. Так, по данным исследования, проведенного в одной из школ г. Москвы, каждый пятый школьник характеризует их как недостаточно благоприятные, каждый седьмой не удовлетворен статусным положением в обществе своей этнической группы, каждый третий был свидетелем несправедливого отношения к человеку по этническому признаку. Значительно искажена социальная перцепция этнических групп - в 71% ответов школьников присутствуют негативные гетеростереотипы, социальная дистанция проявляется и в стремлении иметь друзей своей национальности - 56%. Это наносит не только непоправимый вред процессу становления личности ребенка, травмирует его психику, затрудняет межличностные и групповые контакты, но и влечет за собой другие социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, интолерантных людей, не умеющих строить позитивные межэтнические отношения.

    Изучение законодательной базы РФ в области образования показало, что некоторые положения вышеуказанных документов федерального уровня соответствуют отдельным целям и задачам поликультурного образования, но принцип поликультурализма как новое магистральное направление отечественной образовательной политики в них не выделен. Данный анализ позволил определить главный, на наш взгляд, аспект законодательства в области образования РФ, требующий особого внимания, - отсутствие положений, обосновывающих первостепенную роль поликультурной подготовки педагогических кадров, без которой современный учитель не сможет воплотить на практике имеющиеся научно-теоретические разработки по поликультурному образованию. Образовательная политика уже не может ограничиваться отдельными мероприятиями по дополнению программ обучения материалом этнического и культурного характера. Сегодня назрела необходимость перехода к следующему этапу реформирования отечественного образования с учетом принципа поликультурализма - к трансформации учебных программ таким образом, чтобы данный принцип пронизывал содержание всех дисциплин, а не отдельные курсы.

    Выводы по первой главе

    1. Поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура.

    Глобализация современного мира ведет к количественному и качественному изменению субъектов, нуждающихся в защите культурно-образовательных интересов. Если сегодня это этнические меньшинства отдельных государств, то в недалеком будущем это и ведущие этносы малых стран.

    2. Разобрав функции, цели, содержание поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности.

    3. Состояние межэтнических отношений в образовательном учреждении является зеркальным отображением ситуации в обществе.

    4. Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы, показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Проблемы терпимости и ее антипода - экстремизма в разных сферах личной и общественной жизни - являются особенно актуальными в ситуации современной России, для которой характерны ожесточение нравов некоторых групп населения, распространение агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений.

    поликультурный воспитание школьник образование

    Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:

    Принцип преемственности. Необходимой культурной основой российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации. Преемственность в современной поликультурной школе противопоставлена традиционализму (в значении «традиционного общества» и «традиционной культуры»). Трансляция этнокультурной информации в системе образования должна быть подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском «исконных» ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

    Принцип дифференциации и разнообразия. Хорошо известно, что жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. В теории информации это называется «законом необходимого разнообразия»: потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, противопоставленные разнообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический и многообразнее субъэтнический состав, чем сложнее и ассиметричнее его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Точно так же именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, к унификации, к разрушению специфической картины мира. Поэтому российская школа не может быть иной, кроме как поликультурной. А условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции - закладываются в содержании образования.

    Принцип креативности. Обществоведением зафиксировано изменение основного жизнеобеспечивающего ресурса в современном обществе. Им становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека основным жизнеобеспечивающим ресурсом и - одновременно - целью общественного и культурного развития. Конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового культурного развития ясно выражается и в трудностях российской модернизации. Важнейшим инструментом модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

    Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных культурных умений и компетенций, в том числе освоения детьми актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция фактов и образцов культуры в учебно-воспитательном процессе совершенно недостаточна, особенно в условиях предметной расчлененности школьного обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты предметно-урочной и самостоятельной деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют концептуальное единство культурной основы всех УМК, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы на основе инициативы, интересов и мотиваций детей.

    Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Важнейшими критериями содержания образования в поликультурной школе являются идейно-тематическое единство, системность и научная объективность, воспитательное воздействие и учет личного опыта учащихся. Свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и своего к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Вряд ли целесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару - представляется вполне естественным. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального контента образования в федеральный компонент. поликультурный образование идентичность

    Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной многоязычной личности. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общей тенденцией к интеграции, диалогу культур и межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальную картину мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

    Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного (полилингвального) образования должны соответствовать обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной структуры федерального компонента придется добиваться одним способом, но различными средствами в национально-титульных республиках и национально-русских субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием регионального и этнокультурного контента в составе федерального компонента. Нельзя исключить (во всяком случае, следует обсуждать), например, возможность создания региональных учебников отечественной истории - в некоторых случаях это помогло бы гармонизировать процесс формирования российской гражданской идентичности.