За свою админскую жизнь я слишком долго "бегал" от двух проектов - Zabbix и Puppet, о чём дико сожалею.

Zabbix просто замечательный проект по мониторингу состояний ваших подопечных и от него я бегал, думая что он слишком крут для меня, то есть "как из пушки по воробьям". Оказалось Zabbix лучше и проще Nagios, Munin, которых я использовал долгое время. Но сейчас речь пойдёт не о Заббиксе, а о Puppet.

Знал об инструментах оркестровки типа Puppet, но мои размышления были таковы. Puppet используется тогда, когда много одинаковых нод-серверов, а когда под твоим контролем сервера с различными задачами, то не потрачу ли я больше времени, настраивая через Puppet, чем напрямую? То есть Puppet был в моих мыслях, но долго к нему не приступал. В один прекрасный день решил ещё раз обдумать и решить для себя: быть или не быть?

Решил начать с пересмотра нашей с коллегами админской вики, в которой фиксируем свои решения и действия. Что общего у моих серверов? Что я делаю постоянно для всех серверов при их первоначальной настройке и вводе в эксплуатацию? И вы знаете, накопилось вполне себе так достаточно вещей, которые я делаю из раза в раз как робот:

  • По ряду причин, которых не могу раскрывать, все сервера получают доступ к своим репозиториям через Apt-cache-ng . То есть все сервера обладают файлом /etc/apt/apt.conf.d/01proxy со строкой
    Acquire::http { Proxy "http://192.168.1.1:3142"; };
  • Должна присутствовать определённая учётная запись с правами sudo, кроме именных учётных записей админ(а|ов). Её пароль хранится в сейфе у руководителя и пароль должен периодически меняться, особенно при увольнениях сотрудников, которые имели доступ.
  • На каждом сервере должен быть установлен Zabbix Agent, а для этого нужно добавить репозиторий /etc/apt/sources.list.d/zabbix.list, импортировать ключ zabbix.key, поправить нужные параметры в /etc/zabbix/zabbix_agentd.conf
  • Нужно обладать на каждом сервере настроенной службой NTP .
  • Должны быть установлены определённые пакеты программ.

Мало ли этого или достаточно? Я решил начать и пусть в дальнейшем жизнь покажет правильно было связываться с Puppet или нет? Профи через Puppet делают комплексы, где операционная система сама ставится через PXE и сама конфигурируется до полного ввода в эксплуатацию. Мне пока далёко до такого, но получив от Puppet хотя бы первоначальную настройку системы, уже здорово! Что очень порадовало, Puppet не ставит условий: или настройка через него или вручную. Никто не мешает настраивать самому то, что находится не под контролем Puppet, то есть смешивать вмешательство человека и куклы, плавно уменьшая ручное управление и увеличивая долю автоматизма. Ещё приятным бонусом стоит отметить, что Puppet"у нужно указывать "что ты хочешь", а не "как это сделать". Он сам на различных операционных системах сделает нужные различия.

Кроме общих настроек, легко создавать в стиле ООП и настройки, касающиеся группы серверов. Например, у меня есть пока маленький кластер ProxmoxVE , кластер Ceph , группа DrWeb серверов.

Для админов, которые давно используют инструменты оркестровки, я мало что могу сказать в данной вводной статье, ибо сам только "замочил ножки". Но если вы, как и я, раздумываете об использовании Puppet, то даю совет решившегося - начинайте осваивать немедленно!

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Тяжинский центр дополнительного образования »

Школа юного кукловода

Сборник практических материалов к учебным занятиям

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Куклы вокруг нас»

Семёнова Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного

образования

Тяжинский

Содержание

Пояснительная записка 4

Как стать настоящим кукловодом 6

Советы начинающему кукловоду 9

Кукловождение на ширме 10

Литература 20

Пояснительная записка

Управление куклой – азбука актера – кукольника, не изучив ее, трудно работать над постановками спектаклей, сказок, миниатюр. Оживление куклы это то - таинство, которое рождает настоящую куклу. Для того чтобы ее оживить, надо научиться владеть ею. Самые простые жесты и движения куклы имеют большой смысл и значение, способствуют воспитанию как целого ряда навыков, связанных с куклой, так и личных актерских способностей – творчества, ритмичности, ловкости, умения координировать собственные мысли и движения, выносливости, свободы публичного действия. Создание внешности куклы, ее движения, а также дальнейшая игра с ней требуют развития наблюдательности и воображения. Таким образом, работа в области управления куклой имеет огромное значение в воспитании и развитии ребенка.

В соответствии с этим, целью данной работы является: формирование практических навыков кукловождения.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

    Познакомить воспитанников с правилами и навыками кукловождения

    Развивать и совершенствовать умения и навыки кукловождения на ширме, через применение специальных упражнений

    Создать условия для развития творческих способностей обучающихся

В структуре сборника практических материалов выделяются следующие основные разделы:

    Как стать настоящим кукловодом (в данный раздел входят общие правила и первые навыки кукловождения)

    Советы начинающему кукловоду (в разделе даны советы по работе с куклой, ширмой, декорациями)

    Кукловождение на ширме (игры и упражнения для работы над выразительностью куклы на ширме, развития творческих способностей актера – кукловода).

Процесс воплощения куклы проходит ряд этапов: начинается с создания куклы - персонажа спектакля, а заканчивается игрой исполнителя с нею. Работать с детьми по овладению куклы необходимо последовательно: требование, поправки должны возрастать постепенно и со временем достигать совершенства. Повышение уровня мастерства кукловождения позволяет воспитанникам добиваться определенных успехов в театральной деятельности: кукольный театр «Арлекин» победители районных и областных конкурсов театральные подмостки, выставок декоративно – прикладного творчества в номинации «Театральная кукла».

Как стать настоящим кукловодом

Прежде чем играть роль в спектакле актер должен овладеть техникой управления куклы и научиться выполнять через куклу простые бытовые навыки.

Кукла должна научиться:

    Стоять, ходить, прыгать, бегать, перелезать, переступать, перепрыгивать, подпрыгивать, садиться, вставать, ложиться приседать, вставать на оба колена, на одно колено и вставать с колен

    Смотреть и видеть, слушать и слышать, заглядывать, подглядывать, рассматривать, осматривать, вглядываться вдаль, окидывать взглядом, приказывать отойти и подойти взглядом, оглядываться

    Поднимать, переносить и передвигать вещи различной тяжести

    Стряхивать, расправлять, разглаживать, ловить, отмахиваться и замахиваться, брать и передавать

    Драться, наносить удары и принимать их

    Здороваться, прощаться, двигаться в манерах и стилях разных времен

    Танцевать танцы разных народов и времен, исходя из своих пластических возможностей.

Общие правила кукловождения

    Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться не более 3/4 своей высоты

    Уровень куклы на ширме должен быть постоянным

    Кукловод становиться за ширмой так, чтобы его не было видно

    Рука, на которую одета кукла, должна быть мягкой

    Основа жизни куклы - физическое действие

    Куклу следует водить ближе к переднему краю ширмы

    Нельзя водить куклу боком или спиной

    Работать за ширмой - бесшумно.

    Говоря за куклу, не надо говорить фальшивым, неестественным голосом

    Речь должна быть четкой, громкой, неторопливой и понятной зрителю

    Куклу надо держать вертикально

    Кукловод должен быть впереди куклы, чтобы её видеть

    Нельзя водить куклу на вытянутой руке

    Кукла находится параллельно голове

    Пред выступлением необходимо самому проверить готовность своей

куклы

    Кукла смотрит «носом», немного наклоняясь вперед (вниз)

    Рот куклы открывается на ударное слово

    При разговоре кукла смотрит на того, с кем говорит

    Разговор кукол сопровождается движением:

    говорящая кукла - делает жесты рукой или подкрепляет свои слова кивком головы;

    слушающая кукла - неподвижна.

    Если кукла берет какой-нибудь предмет или кланяется, то надо согнуть руку в запястье. Сгибание запястья соответствует сгибанию талии куклы

    Кукла плачет - голова наклонена вперед, а руками она трет глаза

22. Когда кукла выполняет движения, её руки должны быть прижаты к туловищу

23. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув руку в запястье, а потом уже опереть запястье на то место, куда сажается кукла

24.Чтобы встать кукла должна сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться

25. Характер актера передает кукла

26. Говорить за куклу и водить её должен один и тот же актер

27. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания

28. Удаляясь от передней «грядки» руку с куклой следует поднять чуть выше. Высоту куклы можно контролировать по декорации.

Первые навыки кукловождения

Первые занятия проводятся без куклы. На примере своей руки педагог показывает, как работают пальцы кисть, когда ней одета кукла. Как правильно делать наклоны, повороты, прыжки, бег, ходьбу, прятаться и падать, выглядывать и работать с предметом. Для такого показа вместо ширмы можно использовать спинку стула. Без куклы, руку ребенка легко проконтролировать и сразу же исправить ошибки. Затем на пальчик кукловода одевается головка куклы. Для головы можно взять мяч для тенниса, футляр яйца от киндер-сюрприза. Можно использовать разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Нарисуйте глазки, носик. Рот, добавьте кое-какие детали - и у вас выйдет рабочая кукла. Сделайте отверстие для пальца. С этими же куколками можно проделать упражнения на ширме, за столом. Можно предложить детям придумать и показать новые упражнения, зарядку, сказки и диалоги двух героев при встрече, веселые истории и превращения, маленькие сценки.

На первых занятиях по кукловождению следует освоить и отработать упражнения для воспитания «пружинности» в руках. Упражнения проводятся сидя, стоя или при движении по кругу.

    «Пружинка» - левая рука согнута в локте. Представим, что локоть опирается на очень мягкую пружинку, которая при малейшем движении локтя подкидывает руку вверх. На «и» - приподнять руку вверх, на «раз» - опустить вниз. Упражнение проделать каждой рукой, двумя руками сразу:

    меняя высоту и скорость покачивания;

    с одновременным сгибанием запястья: влево - вправо, вперед – назад.

    «Батут» - Начинать с покачивания на воображаемых носках кукольных ног; затем маленькие подскоки, постепенно увеличивая высоту прыжков

3 .Ходьба куклы по кругу:

    с поворотом кисти влево, вправо;

    хромая то на левую, то на правую ногу;

    переступая через препятствие.

    Походка куклы получается, когда кукловод поднимает и опускает согнутую в локте руку - делает «пружинку» и одновременно слегка поворачивает кисть руки

5. Если не поворачивать кисть, а «пружинку» делать резче, получаются

прыжки куклы. Если делать движения быстрее, то получится бег.

Советы начинающему кукловоду

    Прежде чем приступить к постановке спектакля, определите, какой вид кукол будет в нем участвовать

    Брать куклу аккуратно, придерживая голову куклы

    В спектакле участвуют однотипные куклы

    До выступления куклы хранятся на вешалках, а во время выступления раскладывайте их всегда на одно и то же удобное для вас место

    Свою куклу перед выступлением обязательно проверьте. Все ли у неё в порядке. У вас еще время что-то подправить у неё

    За свою куклу говорите всегда сами. Характер персонажа лучше передает тот, кто ею управляет

    Если вы не достаете до ширмы или декорации, используйте подставки

    Никогда не бросайте кукол, как попало и где попало.

Кукловождение на ширме

Следующий этап - это работа на ширме. Упражнения проводятся как перед передней «грядкой», так и по кругу. Это позволяет отрабатывать высоту куклы, так как за время прохождения круга кукловод с куклой работает как на переднем плане, так и на заднем. При прохождении этого расстояния регулируется уровень куклы.

Для отработки действий куклы хорошим помощником может стать зеркало. Оно необходимо для контроля правильности выполнения действий. Упражнения можно проводить микро группами. Каждая из таких групп показывает свои умения в работе с куклой. А остальные наблюдают вместе с педагогом. Потом проводится разбор ошибок.

Упражнения для тренировки походки куклы

Следить за равномерным поворотом кисти влево и вправо. Если в какую-либо из сторон поворот больше, кукла начинает хромать. Следить за уровнем куклы, не допускать слишком большой «пружинки», иначе кукла будет «нырять».

    Выполнить ходьбу на месте, тщательно контролируя движение руки и уровень куклы

    Сделайте то же, пройдя вдоль «грядки»

    «Шел - забыл – вернулся». Кукла двигалась вперед, на середине «грядки» вспомнила, что что-то забыла, придется развернуться и идти назад. В подобных упражнениях обязательным является придумывание обстоятельств самим учеником. Он может, и иногда не должен, говорить о них в ходе показа, но по окончании нужно спросить его об этом

    «Шел - забыл - принял решение». Упражнение, подобное предыдущему, оставляет больше свободы для ученика. Принятое решение нужно обязательно оправдать

    «Шел - оглянулся на звук - принял решение». Звук подает кто-либо из учеников. Он неожидан, тем интереснее реакция основного исполнителя.

    «Шел – споткнулся». Обыграть ситуацию

    «Шифровщик». Ученику задается вопрос или он придумывает сам место, куда он идет. По дороге он должен, не называя самого места, дать зрителям понять цель своего похода. Например, загадано слово «стадион». Ученик может пройти с такими словами: «Эх, неужели сегодня проиграют?»

    «Шаг в ногу на плацу». Маршировать по двое или группой, четко выдерживая ритм, заданный преподавателем или кем-то из учеников

    Хромать поочередно на разные ноги

    Эмоциональность походки. Оправдать, почему так иду. Пройти лениво, радостно, торопливо, грустно, с опаской

    Пройти от образов: лиса, заяц, медведь, собака, мышь, солдат, робот, старик, вор, толстяк, дама, ребенок, манекенщица.

Упражнения для отработки навыков разговора куклы

    Следить, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь. Не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в «болтание» куклой

    Учить стихотворение, заданное на дом

    Разговор с другом, которого не видел с прошлого лета, с одноклассником, с мамой, с незнакомцем на улице

    Импровизированный ответ на вопрос педагога или другого воспитанника. Вопросы могут быть по контрольной теме или из разряда «дурацких», развивающих актерскую смелость, типа «Зачем ты съел мою котлету?». Можно объединить всех одними обстоятельствами. Например, педагог - генерал, а воспитанники солдаты, и все вопросы на военную тему. Или педагог - мама, а воспитанники - дети

    Всевозможные ситуации в парах. Сообщить партнеру новость, тот дает ей краткую оценку. Пожаловаться партнеру, получить его поддержку. Главное - импровизация.

Упражнения для отработки бега и прыжков у куклы

    Следить за четкостью движений руки, чтобы не встречалось «размахивание» при прыжках «мельтешение» при беге

    Пробежать по ширме 100 метров

    Убегать от опасности

    Бегать, ловя кого-то

    Прыгать на двух ногах, на одной, по переменке

    Прыгать разными способами в ритме песни, напевая её вслух

    Прыгать по кочкам, предварительно выбирая более сухую

    Прыгать, как ребенок, как старик, как зверь

    Прыгать на батуте. Прыжок делится на две части. Сначала коротким прыжком запрыгнуть на батут, а за тем он подкинет вас и длинным прыжком приземлиться за ним. Вариант, когда у спортсмена не получается, и тренер демонстрирует ему, как нужно прыгать

    Прыгать до середины ширмы в одном темпе, остановиться и продолжить движение в другом темпе или другим способом. Оправдать, почему это произошло

    Перепрыгнуть препятствие, например, лужу.

Упражнения для других способов движения

Следить за верным исполнением предыдущих движений, ибо они являются основой остальных. Дети должны импровизировать, сами придумывать оправданные и выразительные позы и движения.

    Лечь на ширму и полежать мечтательно, грустно, беззаботно, в ожидании, при бессоннице, замерзнув, будучи больным

    Прокрасться по ширме, что-то взять, рассмотреть, положить на место и уйти. Что это было?

    Вернувшись поздно, пройтись, стараясь никого не разбудить

    Красться в шутку, чтобы поиграть с товарищем

    Крадусь, потому что не хочу быть замеченным

    Ползти по-пластунски на учениях

    Проползти на вражескую территорию под колючей проволокой

    Ползу под кроватью за игрушкой или по льду на помощь другу

    Сесть на ширму. Обернуться на оклик партнера: с радостью, неохотой, удивлением, безразлично, с тоской, со «странной» реакцией

    Сесть на ширму, чтобы отдохнуть

    Сесть на ширму, представив, что это лавочка во дворе, место в зрительном зале, стул перед кабинетом зубного врача

    В паре. Один садиться спиной к другому. Партнер должен подкравшись, напугать сидящего, в результате чего тот вскочит и убежит. Пугать необязательно «диким воплем», тем более, что это оказывается неубедительным

Работа с предметом

Перчаточным куклам легче, чем марионеткам, держать в руках какой-нибудь предмет, и хотя выглядит это довольно неуклюже, дети понимают, что одна кукла передает корзинку другой, что кукла засовывает руку в карман, что она может снять шапку. Передача предметов друг другу - важная составная часть театра перчаточных кукол. Упражнения с использованием на занятиях различных предметов помогут точно отработать схему передачи их и сделать действие более выразительным.

Упражнения с воображаемыми предметами

Данные упражнения воспитывают внимание, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства, умение использовать пространство сцены. Тренируется навык сочинения одиночных этюдов.

    Собрать вязанку дров и унести с собой

    Слепить снеговика

    Тащить за собой тяжелый мешок

    Толкать впереди себя большой сундук

    Подкрасться и поймать мышь

    Построить дом из кубиков

    Сортировать картошку

    Подмести, убрать мусор

    Вытереть пыль

    Выкопать яму и посадить дерево

    Закопать клад, отметить место

    Срубить дерево, свалить его, обрубить сучья, унести

    Две куклы пилят бревно двуручной пилой, третья колет дрова, четвертая складывает их в поленницу

    «Кузнецы». Один с большим молотом, другой с маленьким молоточком. Положить полоску металла и работать в ритме: Тук! Тук-тук-тук! Озвучивают удары помощники. Добиться полной синхронности

    Передать корзину с яблоками или другими предметами из рук в руки

    Поднять с земли яблоко и дать другу, копать яму, собирать овощи...

    Поднять тяжелый мешок и пронести его, помочь нести тяжелый предмет друг другу

    Играть в мячик

    Толкать перед собой тяжелый камень, передвигать мебель

    Стирать белье

    Собирать грибы, ягоды, цветы.

Перчаточная кукла держит предмет обеими руками и может с ним уверенно обращаться. Чтобы его взять, ей надо наклониться в талии так, что бы ладошки её рук хорошо и удобно могли его взять. Если перчаточная кукла должна взять предмет одной рукой, то делают из проволоки крючки на предмете сбоку или снизу, пришивают кнопки или липучку.

«Зарядка» куклы

Эти упражнения похожи на человеческую зарядку: наклоны, повороты головы и туловища, приседание. Кукла лицом повернута к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение. На – «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.

    Наклоны головы

    кивок - слегка согнуть указательный палец вперед и сразу же вернуть его в прежнее положение;

    наклон головы - согнуть указательный палец, на котором надета голова куклы так, чтобы она увидела «свои ноги».

    Хлопки

    на счет «раз» соединить большой и средний пальцы, на «два, три, четыре» задержать куклу в таком положении. Затем на «раз» - вернуть руки её в первоначальное положение;

    это упражнение проделать с поворотом в стороны.

    Повороты туловища

    повороты. Согнуть руки куклы и слегка прижать их к туловищу куклы. Запястье поворачивать то влево, то вправо. Первой движение начинает голова, плечи, корпус;

    повороты руками. Руки куклы прижаты к её туловищу. При повороте туловища куклы влево, выпрямить её левую руку. Вернувшись в исходное положение, руки, сгибаясь, прислоняются к туловищу. Так же проделать упражнение в другую сторону.

    Наклоны туловища

    сгибать запястье руки вперед, назад;

    сгибать запястье руки вправо, влево.

    Приседание

Запястье отвести назад, три счета продержать руку в такой позе, затем вернуть в исходное положение.

    Подскоки куклы вверх на левой и правой ноге попеременно

На «и» подбросить куклу вверх; на «раз» - сгибая запястье влево, опустить куклу вниз, как бы приземляясь на левую ногу. На «и» - оттолкнувшись, приподнять куклу вверх, выпрямляя запястье. На «два» - сгибая запястье вправо.

Точные движения зарядки показывает педагог, дети его копируют. По мере приобретения навыков каждый из ребят показывает свое упражнение, остальные повторяют за ним. Зарядку удобно проводить сидя на стуле, повернув его спинкой к себе. Она используется в качестве ширмы и позволяет видеть ошибки ребят. Разнообразить работу и способствует более тесному общению педагога с детьми.

Отработка взгляда куклы

Основной признак общения куклы - взгляд. Не меняя положения головы, человек может перевести взгляд с одной детали объекта на другую. И все это благодаря подвижности глазного яблока. У куклы же глаза неподвижны, и изменить направление взгляда, без изменения положения головы она не может. Поэтому его направление зависит от положения корпуса и головы куклы. Умение, верно, направлять на объект взгляд куклы достигается в процессе упражнений.

«Качели»

Кукла следит за раскачивающимися качелями. Сначала они раскачиваются не сильно, но затем все сильнее и выше. Движение головы куклы непрерывное. Постепенно раскачивание уменьшается, и качели останавливаются.

«Волейбол»

Кукла следит за мячиком, взлетающим над площадкой. Имитировать полет мячика можно воздушным шариком, привязанным к палке.

«Бабочка»

Представьте, что вокруг кукол летают бабочки. Все их рассматривают, но не ловят. Следят за полетом, поворачивая голову. Для упражнения можно использовать реально видимую бабочку.

Следить за направлением взгляда, помня, что кукла смотрит «носом». Не задирать голову в потолок.

Упражнения для отработки взгляда

    Представив себя диктором телевидения, объявить следующую передачу. Сделать это от лица мужчины и женщины. То же, но вы - ведущий концерта

    Рассмотреть что-то вдали, на ладони, на небе

    Ждать, высматривая кого-то или что-то, например, друга или автобус.

    Найти в воображаемом коридоре поликлиники нужную дверь, читая таблички

    Рассматривать картины в музее, называя их и давая оценку

    Следить за птицей, жуком, бабочкой, качелями, игрой в волейбол, прыжками на батуте, колесом обозрения

    Прейти воображаемую дорогу, следя за машинами

    На плацу. Следить взглядом за генералом, проходящим вдоль шеренги солдат

    В паре. Куклы оглядывают друг друга с головы до ног. Отвернуться и рассказать, как выглядит кукла партнера

    Оценить «воображулю», которая прошла мимо вас соответствующей походкой

    Искать на ширме ключи, грибы, деньги, клад

    Посмотреть под ноги с ужасом, брезгливо, с интересом, свой вариант.

Упражнения для закрепления

«Мгновенная реакция»

Кукла идет по ширме, на середине получает от педагога неожиданное задание. Нужно мгновенно его обыграть.

    Летит пчела, самолет...

    Наступил на что-то мягкое, скользкое, мокрое...

    Увидел впереди друга, врага, медведя, инопланетянина...

    Уколол ногу

    Что-то вспомнил приятное, ужасное...

«Муха»

Отгонять муху, которая мешает спать.

«Приветствие»

Поздороваться с партнером по русскому обычаю, как азиаты. Поздороваться с человеком, которого боишься, с недругом, с ворчливой бабушкой, по-японски, как металлисты.

«На балу»

Вы - дамы и кавалеры на балу 18 века. Поклониться хозяину или хозяйке, сказать в зависимости от этого мужской или женский комплемент.

«Внести атмосферу»

Появиться на ширме после только что увиденного: с испугом, со вздохом облегчения, позвать на помощь.

«Настроение»

Уловить настроение партнера, с которым его вышла и села. Выйти в таком же настроении.

«Шпион»

Первая кукла идет, а вторая «шпионит» за ней. Как только первая оборачивается, вторая должна замереть в позе, которая что-то обозначает. Например, дворника, нагнувшегося за бумажкой, или садовую скульптуру.

Литература

    Бачурина, В. Азбука развития [Текст]: учебно – методическое пособие / В. Бачурина. – М.: Владос, 2007. – 173с.

    Греф, А. Э. Театр кукол [Текст]: практическое пособие / А. Э. Греф. – М.: Лада, 2003. – 269с.

    Давидовски, М. Веселые куклы [Текст]: практическое пособие / М. Давидовски. – М.: Дом XXI век, 2003. – 62с.

    Колчеев, Ю. А. Театрализованные игры [Текст]: рекомендации для руководителей театральных коллективов / Ю. А. Колчеев. – М.: Просвещение, 2000. – 145с.

    Мастерская чувств [Текст]: методическое пособие / – М.: Академия развития, 2006. – С.50.

    Нойшюц, К. Оживи куклу [Текст]: практическое пособие / К. Нойшюц. – М.: EVIDENTIS , 2002. – 208с.

    Обучение и развитие [Текст]: практическое пособие / - М.: Дошкольник, 2003.- 34с.

Школа юного кукловода [Текст]: сборник практических материалов / Н. А. Семенова . – Тяжинский: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей », 2014.- 21с.

Технический редактор И. Г. Роговцова, заместитель директора по учебной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Оригинал – макет подготовлен на компьютерном комплексе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Отпечатано в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, п. Тяжинский , муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области», ул. Ленина, 11, тел (8-384-49) 21-077

По сравнению с величественной и ухоженной Консерваторией, скромное здание ее театрального факультета на пресечении улиц Рабочей и Горького выглядит бедным родственником, донашивающим обноски состоятельных членов семьи. В коридоре со мной раз пять здороваются незнакомые люди: такова одна из традиций театрального факультета – здороваться с каждым, кого видишь при встрече. Актеров театра и кино театральный факультет саратовской Консерватории выпускает каждый год. Кукловодов – раз в четыре года: и востребованность меньше, и специфика особая. В 2013 году народная артистка России Татьяна Кондратьева набрала новый курс: 23 человека. TSR побеседовал с ребятами о тонкостях профессии и особенностях обучения.

В основе своей кукловоды проходят те же дисциплины, что и обычные актеры – вокал, сценическая речь, танцы, но к ним еще добавляется обучение работе с куклами.

– Когда набираем мы, многие абитуриенты сначала поступают на «драму», а если не проходят - идут на кукольное отделение, - признается Татьяна Петровна. - В этом наборе количество тех, кто поступал к нам, было выше: были люди, которых приглашали на «драму», но они пошли к нам.

Управлять куклами не проще, чем людьми, даром, что они тряпичные или деревянные. Начинают обучение с простого шарика, который надевают на палец, и «ручек» – имитации кукол, которые покрывают всю руку. Для начала нужно разработать пластику рук, овладеть техническими задачами – пройтись, сесть. Следующий уровень сложности – научить реагировать шарик на слова, создав иллюзию, что перед вами живой объект, который чувствует и думает.

– Если у куклы есть определенное лицо, значит, есть определенный характер, а здесь [показывает на безликий шарик], мы может творить все, что угодно, есть поле для фантазии, - говорит студент Владимир Решетов.

Потом переходят к куклам посложнее, например, планшетным, их студенты называют «платочками». Самая сложная в управлении – марионетка, новичкам дают управлять руками такой куклы.

– В драматическом плане тебе надо заставить зрителя поверить, в то, что ты переживаешь. Когда ты кукольник тебе надо заставить зрителя поверить в то, что чувствует кукла, деревяшка. Это сложнее. Особенность кукольных спектаклей – работа в команде. В кукольном спектакле с одной куклой работают три человека, а в драматическом сам за себя отвечаешь. Если я, например, в плохих отношениях со своим партнером, то нам приходится уживаться, - поясняет Владимир.

При поступлении будущие кукловоды показывают этюд с кукольными ножками, сделанными из подручных материалов.

– Кто-то из одноразовых или настоящих ложек делал, кто-то из палочек, кто-то из папье-маше, кто-то башмаки шил. Педагоги смотрели, насколько нам нравится это делать,- вспоминает Ирина Собгайда.

Идеальный рост для кукловода – около 170 сантиметров. Тем, кто выше, приходится приседать, чтобы не выглядывать из-за ширмы. Тем, кто ниже, – вставать на котурны – высокую деревянную платформу, крепящуюся к обуви.

Физически работать с куклами тяжело, заболевания рук для кукловодов профессиональные, из-за этого они раньше выходят на пенсию.

Есть куклы, которые весят до 5-6 килограммов, но студенческие тренировочные куклы гораздо легче, не дотягивают до килограмма.

– Куклу невозможно быстро переодеть во время спектакля, это очень тяжело. Если кукла появляется, например, зимой или летом, в разной одежде или с разными предметами, то это две разные куклы, - рассказывает Александра Божнева.

Изготовлением кукол в Саратове занимается мастер театра «Теремок», бывший ювелир. Кукол базового уровня ребята делают сами, показывают Петрушку из папье-маше: «Одежду и палку мы ему сделали, голову – предыдущий курс», - со следующего семестра пойдут перенимать опыт у мастера из «Теремка».

График студентов театрального факультета с 9 утра до 10 вечера, включая выходные дни, большую часть времени занимает подготовка к дисциплинам, репетиции.

Многие кукольные спектакли предусматривают участие не только кукол, но и человека, поэтому актер-кукловод должен быть универсален.

Саратовский зритель, чтобы мы там ни говорили, от тухлой провинциальной жизни не имеет недостатка в театрах различного направления. Есть и крупные государственные, и маленькие экспериментальные театры. Но почему-то кукольное искусство в нашем городе ассоциируется большей частью с детским развлечением. Хотя куклы давно уже часть мировой культуры: японский кукольный театр Бунраку, например, охраняется ЮНЕСКО как шедевр мирового культурного наследия. Может, когда-нибудь и русского Петрушку начнут охранять.

Беседа заканчивается аплодисментами в мою честь. На театральном факультете так принято - оканчивать занятие овацией.


      Гёте называл коллекционеров счастливыми людьми. Глядя на Светлану Пчельникову, легко веришь немецкому философу. Тем более что Светлана не просто коллекционер со стажем, но еще и автор-кукольник. На балконе ее квартиры — печка для обжига, на столике — заготовки, кисточки, кружева, а на полках расселись голубоглазые и зеленоглазые представительницы обширной коллекции. Выступая в роли «игрушечного» гида, президент Клуба коллекционеров авторских кукол России поведала о том, какие дивиденды — в виде денег и положительных эмоций — приносят куклы.

Светлана, расскажите, как экономист по образованию эволюционировал в коллекционера кукол?

Первую немецкую фарфоровую куклу мне подарила мама, однако настоящее увлечение началось только после того, как я научилась делать куклы сама, окончив Школу кукольного мастерства Воскресенской.

Сколько кукол в Вашей коллекции и по какому принципу Вы формируете ее?

На сегодняшний день у меня 100 кукол. Как я собирала коллекцию? Сначала покупала все, что попадалось. Потом — только то, что нравится. Я сумасшедший коллекционер: мне нравится многое. Но главная тема — девушки: молодые, красивые, счастливые, влюбленные, на седьмом месяце от счастья. Современные. Сейчас я прихожу к выводу, что правильнее было бы собрать алфавит — работы всех авторов от «А до Я», тем более что практически всех кукольников я знаю лично.

Сколько же этих творцов, если со всеми можно перезнакомиться?

В выставках обычно принимают участие примерно тысяча человек: около 500 из России, 300 из Америки, порядка 200 из Голландии и 50 мастеров из Германии.

Каких творений — российских или зарубежных — в Вашей коллекции больше?

Прежде всего хочется поддерживать российских художников, чтобы их работы оставались в стране. К примеру, Татьяна Баева фактически не выставляется в России: 12 ее кукол находятся в коллекции у Деми Мур, да и остальные работы нашли свой второй дом за границей.
Я обязательно куплю ее куклу, чтобы хотя бы одна осталась здесь, в России.

Среди художников-«кукольников» у Вас как у коллекционера наверняка есть любимые авторы?

Татьяна Баева, Александра Кукинова, супруги Сорины, Наталья Победина, Александра Окатова, Светлана Дубодел, Алла Беляева — мои фавориты. Куклы российских авторов отличают высокая духовность, глубина образа, внутренний смысл.

Существует мнение, что многие состоятельные люди просто не знают, что они коллекционеры кукол. Стоит один раз «влюбиться» в куклу, и потом увлеченного собирателя уже не остановишь. Начнет колесить по свету в поисках раритетов и редких экземпляров...

Действительно, рынок активно формируется. Сегодня в нашем клубе коллекционеров около 200 действующих членов и около 350 человек, интересующихся темой. О растущем спросе на авторские работы свидетельствует тот факт, что на интересных кукол талантливых художников выстраивается «живая очередь». В прошлом году по всей России прошло более 100 специализированных выставок — в Ханты-Мансийске, Елани, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Ежегодно в Москве в рождественские каникулы открывается четыре-пять выставок.

Какие направления существуют в кукольном коллекционировании?

Антикварные куклы, «бейби» — куклы-младенцы (Америка и Германия), так называемые портретные куклы. Огромный сегмент занимают коллекционные Барби. Японские куклы совершенно уникальны, отдельные экземпляры стоят до 50 тыс. долл. Обращает на себя внимание голландская школа — с волшебной темой эльфов, гномов, принцесс и т. д. И отчетливо выделяется молодая, но быстро завоевывающая мировое признание русская школа авторской куклы.

Дорогое это удовольствие — собирать кукол?

Думаю, начать можно с 30-50 тыс. долл.: эта сумма достаточна для того, чтобы собрать коллекцию авторских кукол. Как Вы понимаете, фиксированных расценок нет. Заготовка из фарфора стоит всего 350 долл., добавьте к этому несколько десятков часов труда, творческий замысел, дорогие, нередко антикварные ткани, полудрагоценные камни_ В результате продажная цена таких шедевров поднимается до 50-100 тыс. долл. Начальная стоимость куклы в рамках благотворительного проекта «Парад звездных кукол» составляет 5 тыс. долл. Авторы же чаще всего продают своих кукол на международных выставках или через галереи.

Какие куклы наиболее перспективны с финансовой точки зрения?

Российских антикварных кукол просто не осталось: большинство из них эмигрировали вместе со своими маленькими хозяевами после революции, а оставшиеся плохо пережили тяжелые годы Гражданской войны. Фарфор — хрупкий материал. Однако не так давно на антикварном салоне мне посчастливилось с находкой. Удалось купить вещь настолько раритетную, что я даже возила ее в Америку «на смотрины». Это мультифейсная кукла XIX в., которая улыбается, плачет и спит: сверху ключик и «лица» можно менять. Я купила ее всего за 1300 долл., хотя реальная цена — около 7 тыс. долл. Но такая удача — редкость, поэтому приглядываться надо к авторским работам.

Тема диссертации, над которой Вы работаете, — инвестирование в предметы искусства. Как Вы оцениваете авторские куклы в качестве объекта для вложения свободных средств?

Я уверена, что кукла — очень хороший предмет инвестирования. Объясню почему. Российский кукольный рынок только формируется, нет еще «задранных» цен, «ножниц» между ценой и качеством. Кроме того, сейчас куклы продаются практически по себестоимости (имена художников пока не стали брендами, так как они неизвестны), но рост цен на них неизбежен.

Как определить перспективность того или иного автора?

Если художник побеждает в международных конкурсах, а его куклы раскупаются, это свидетельствует о том, что работы данного автора будут многократно увеличиваться в цене. На моих глазах цены на куклу за три года взлетали с 200 до 5000 долл.
Кукольный рынок отличается прозрачностью. В отличие от всего остального антикварного мира, главная проблема которого заключается в необходимости определения подлинности работ, здесь подделки исключены. Все художники-творцы живы, готовые изделия фотографируются, систематизируются. Здесь просто не может быть «ранее утерянных, а сегодня счастливо обретенных» предметов искусства.
Как коллекционер может убедиться в том, что он стал обладателем действительно уникальной куклы?
Коллекционная кукла имеет маркировку с указанием имени автора или названия фирмы-производителя, лимитации (общего тиража) и порядкового номера экземпляра. Печать ставится обычно на спину или затылочную часть головы. К каждой кукле прилагается сертификат, содержащий сведения об авторе, лимитации, номере экземпляра, материалах, из которых сделана кукла, с личной подписью мастера.

Существует ли обычай уничтожать форму после выпуска заявленного тиража?

Да, но это ни к чему. Во-первых, форма и сама не выживает. Например, фарфоровая кукла сначала лепится из пластилина, затем в гипсовую форму заливается жидкий фарфор — шликер. Максимум пять-семь экземпляров, и форма становится негодной. А во-вторых, все чаще художники уходят от копирования удачного образца, стремясь к нетиражности, уникальности. Последний тренд на рынке — это переход от Limited Edition (ограниченного тиража) к One of the Sort (единственному экземпляру). Если же работа понравилась, то автор повторяет ее, предупреждая, что куклы будут похожи на первую, но исполнены в другом дизайне: изменится цвет волос или глаз.
Художнику интереснее творить новое, а не заниматься штамповкой.

Что происходит на вторичном рынке?

Иногда кукол приносят в галерею, в которой их когда-то приобрели. Как правило, галереи с удовольствием выкупают эти работы. За истекший период художник прошел определенный путь, сделал себе имя. Иногда они с удовольствием выкупают собственные ранние работы. Так что можно сказать, что куклы — довольно ликвидный товар. В то же время если говорить не о любимой коллекции, не о любимых игрушках, а о куклах как средстве вложения денег, то ожидать немедленного возврата инвестиций в кукольную коллекцию пока рановато. Вложить 50 тысяч сегодня, а через полгода получить в два раза больше — не выйдет.

«Места надо знать» — это крылатое выражение справедливо и для коллекционеров. Где и как часто Вы ищете кукол?
Везде и всю жизнь. Недавно в Италии, в Сорренто, в лавочке на узкой улочке, случайно увидела старушку, которая сидела и шила кукол, тут же продавая их за смешные 20 евро. Конечно, я купила у нее несколько штук, привезла в Москву. Это удивительная встреча, а ведь в мире есть великое множество таких мастериц, которые творят шедевры и слыхом не слыхивали ни про международные выставки, ни про клубы коллекционеров.

Где находятся мировые «кукольные» центры?

Несколько раз в год американский клуб UFDS собирает коллекционеров со всего мира. Подобные мероприятия проводит также Национальный институт авторских клубов. Эти события нельзя пропускать.
Начинающему коллекционеру-кукольнику поможет сориентироваться российский кукольный салон, который становится по-настоящему значимым. Нужно обязательно посетить японский фестиваль кукол, желательно съездить на выставку на Международную выставку-ярмарку кукол и плюшевых медведей AHOY в Голландию — это очень «кукольная» страна. Кроме того, в нынешнем году был впервые проведен кукольный салон в Париже. Календарь грядущих выставок можно посмотреть на сайте Международного объединения авторов кукол - www.moak.ru.

Подводя итог, какой совет Вы дадите коллекционерам?

Посещайте выставки — ведь на них можно подержать куклу в руках, пообщаться с автором и экспертами, коллегами-коллекционерами. Ищите новые имена, удачные и редкие работы. Случается, что кукольник перестает заниматься основным делом, уезжает из страны. И тогда его работы вмиг становятся востребованными, поднимаются в цене.

Беседу провела Катерина Чинарова

      Игрушка для «звезды»

      На Западе начали серьезно интересоваться современными авторскими куклами около 30 лет назад. В середине 1990-х всерьез увлеклись коллекционированием такие «звезды», как Элтон Джон, Майкл Джексон, принцесса Диана, Грейс Келли. В России кукол коллекционируют Андрей Макаревич, Ольга Кабо, Ольга Окуджава, Александр Лившиц. Голливудская красавица — Деми Мур — поклонница кукол российской художницы Татьяны Баевой, у которой она приобрела около 15 творений. Коллекция Мур настолько обширна, что тряпично-фарфоровому царству пришлось отвести отдельный дом, поскольку на полках виллы они уже не умещались.

      Куклы не растут?!

      «Цены на игрушки постоянно поднимаются, — высказывает мнение экспертов аукционного дома «Гелос» Юлия Прогонова, — при условии, что это грамотно сформированная коллекция и ее объединяет какая-либо идея. Многие коллекционеры, которые решают расстаться со своим собранием, не хотят, чтобы оно дробилось на «кусочки», поэтому настаивают на продаже всей коллекции. Однако с точки зрения цены выгоднее, конечно, продавать «игрушечное» богатство по частям».
      На российских аукционах время от времени появляются игрушки, но это случается достаточно редко, особенно если сравнивать с динамикой продаж на тех же Bonham"s и Christie"s. Далеко и до рекордных «уходов» — цены, по которой игрушка была продана с молотка. К примеру, немецкая кукла начала XX в. из папье-маше была куплена за 6 тыс. руб., фигурка фарфорового «пупса» (Европа, 30-е гг. ХХ в.) — за 1 тыс. руб. На аукцион года, проходивший в марте, выставляли куклу «Певица джаза» из спектакля театра им. С. В. Образцова «Необыкновенный концерт». К сожалению, несмотря на ее уникальность, куклу никто не купил. По мнению экспертов, этот факт подтверждает, что коллекционирование кукол в нашей стране воспринимается большей частью населения как хобби, а не выгодный вид инвестиций.

Знакомство с Системно-векторной психологией поначалу довольно забавно. Забавно слышать разговоры анальников, которые живут ради своей семьи. Или кожников, которыми движут амбиции, желание быть первыми. Зрительники всем заявляют, что красота спасет мир. Звуковики же во всем ищут смысл. Смысл жизни. И чем больше ищут, тем больше не находят. А кроме них никому и смысл то не нужен, хватает, чтобы была крыша над головой и еда перед носом. Больше их ничего не беспокоит.

Вся эта звенящая какофония создает восьмерное целое, переругиваясь между собой, формируя связи, комплексы, жизненные сценарии. Можно даже посмеяться над соседом-анальником, который всё свободное время проводит под машиной в то время, как кожная жена изменяет ему под его носом с продавцом с рынка. А сосед ничего не видит, жена ведь - святая. Можно посмеяться и над собой – тут пытался сэкономить, а проиграл, так тебе и надо! Избавляться надо от своих архетипичных штучек, думать по-мелкому, значит, никогда не заработать по-крупному!

И тут, как гром среди ясного неба, в голове появляется мысль, что и соседом-анальником, и его женой, да и мною самим живут наши вектора. Векторальные желания заставляют нас двигаться вперед, неужели всё запрограммировано и мы лишь бездумные куклы в руках кукловода? Кукловод – это наше бессознательное, а кукла – это мы: я, ты, да все вокруг. Что бы мы ни хотели сделать, как бы ни поступали – все наши желания идут из бессознательного, именно они ведут нас по жизни. Нами живут наши желания. Они скрыты от нас, завуалированы отговорками и рационализациями. И, правда, не так-то просто знать, чего хочешь…

Не подозревая о своих векторах, мы живем методом проб и ошибок, вслепую передвигаясь по темному коридору нашей жизни. Стоит лишь приоткрыть эту завесу, понять свои желания, как скрытое начинает осознаваться. Мы берем управление своей жизнью в свои руки. Как ни странно, первый шаг к этому - понимание, что нами живут. Это понимание дает нам возможность изменить наш жизненный сценарий.

Всё как будто встает на свои места. Ненужная шелуха отваливается, обнажая истинные потребности, так же обнаруживая подлинное, незаменимое место для каждого человека. Нет бесполезных людей, нет тех, кто лучше или хуже. Несравнимое удовольствие можно получить, исполняя свою видовую роль, а не ту, что навязана обществом, учителями, родителями, знакомыми. Приятно видеть, как анальные мужчины успокаиваются, переставая завидовать кожным, постоянно хвастающимся своими сексуальными победами. Анальник понимает про себя, что настоящий мужчина как раз именно он, а попытки перевести анальное качество в кожное количество отпадают сами собой.

Как бы ни пытался анальный человек быть лидером компании, у него не получится быть успешным лидером. И даже если такой стал руководителем, ему очень дискомфортно и несчастно на этом месте. Потому что это не его желание, а навязанное. А кожному человеку как общество бы не внушало ценность брака, он не разделит эти ценности в полной мере.

Когда мы знакомимся со своими подсознательными желаниями, пелена с наших глаз спадает. Появляется понимание, что нами живут, и вместе с этим у нас впервые появляется выбор. Выбор единственно верного нашего жизненного сценария. Позитивного сценария, приносящего нам максимальное наслаждение от жизни. А до этого наши вектора нами живут.

Как это происходит? Я начинаю видеть свои вектора, свои желания, и для достижения которых обладаю необходимыми свойствами. Понимаю свою уникальность, знаю, какие желания принесут мне радость и наслаждение, именно мне. Общество навязывает нам множество не наших желаний, чужих, которые не принесут нам удовольствия, а лишь заставят страдать. Курс по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана дает четкое видение свои желаний, и желаний других людей. Сам проживаю свою жизнь и наслаждаюсь, понимаю, как не калечить других, судя «через себя».

Теперь я знаю, какие желания – мои желания, чего хочу от жизни Я сам. И я начинаю сам творить свой позитивный жизненный сценарий. Теперь я не кукла в руках кукловода, теперь я хозяин своей жизни. Я осознал себя, и я живу свою жизнь. А до этого воистину - нами живут!

По материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана http://www.yburlan.ru Авторы: Марсель Латтифулин, Евгения Алексеева