Как известно, право на любой объект, вне зависимости от его назначения или степени готовности, возникает не тогда, когда подписан договор, а тогда, когда сотрудник Росреестра внесет запись об этом в ЕГРП. Это сложная для простого гражданина аббревиатура означает ни что иное, как . То есть, документы, которые граждане сдают на регистрацию тщательно просматриваются государственным регистратором, который принимает решение и только после этого, запись вносится в реестр. Вот в этот самый момент, человек и становится собственником.

Что необходимо для успешной регистрации

Главное условие — . Это значит, что имущество принадлежит продавцу или дарителю на абсолютно законных основаниях. Это должно быть подтверждено документально. Далее, сам договор нужно составить грамотно, прописав в нем все необходимые, так называемые существенные условия.

Если требуются дополнительные документы, например, разрешение органов опеки, то и их придется предоставить. А еще, оплата госпошлины. По закону, можно не предоставлять документ, который бы подтверждал оплату, но если ее не будет, то и право останется незарегистрированным, то есть, оно просто не возникнет.

Что поменялось с Нового Года

Многие серьезные изменения законодательство о регистрации претерпело еще в прошлом году. Но и 2015 успел порадовать граждан. Первая, действительно радостная новость — изменение сроков в сторону их уменьшения. Любая регистрация теперь происходит не более чем за 18 рабочих дней. Многие сроки еще меньше. Серьезно поговаривают о том, что скоро вообще все будут регистрировать, максимум в 3-5 дней. Но это будет зависеть от технической оснащенности структур Росреестра.

Не очень приятные изменения претерпел налоговый кодекс. Практически в 2 раза вырос размер госпошлины. Это коснулось всех, юридических лиц и физических, прав, ограничений и сделок. В качестве утешения можно сказать, что чуть раньше почти все сделки, кроме ипотеки и аренды, перестали подлежать обязательной регистрации. И если до этого надо было оплатить и сделку и право, то сегодня — только право. А это в 2 раза меньше денег.

Технологии нового века

И еще один серьезный момент, на который многие простые граждане не обратили внимания. С 1 января этого года наша регистрация сделала огромный шаг вперед. Если до этого дня весь реестр, во всех уголках страны в обязательном порядке велся на бумаге, и эта бумага имела полное преимущество перед тем, что хранится в компьютере, то с Нового года, бумажных листов больше не будет.

Что это дает? С одной стороны — увеличение расходов на обеспечение сохранности и безопасности электронных носителей. Но, с другой — экономию времени, а значит сокращение сроков, экономию бумаги, отказ от многочисленных штампов на листах реестра. Поверьте, это очень ответственная и трудоемкая работа.

В перспективе, если все пойдет по плану, нас ждет регистрация без посещения МФЦ, по электронной почте. Сроки в несколько дней станут реальностью. Останутся в прошлом кипы бумаг, которые приходилось носить из одной конторы в другую.

13 июля 2015 года приняли ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Закон, кроме нескольких статей, вступит в силу 1 января 2017 года. В нескольких тезисах о сути документа.


1. Создание Единого государственного реестра недвижимости. В состав Реестра войдут:

  • кадастр недвижимости;
  • реестр прав на недвижимое имущество;
  • реестр границ зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, территорий опережающего социально-экономического развития и т. п.;
  • реестровые дела;
  • кадастровые карты;
  • книги учета документов.

Реестр будут вести в электронном виде, и только в нем. Уничтожать какие-либо данные из Реестра запрещено. Вся изменившаяся и устаревшая информация будет храниться.

Исключение одно - заявитель предоставил бумажные документы, а их оригиналов нет ни в одном государственном или муниципальном органе. Тогда реестровое дело будут хранить в бумажной форме.

2. Уведомительный порядок регистрации больше не является обязательным при регистрации прав на недвижимость в силу закона, к примеру, если бы вынесен судебный акт. Информация в Реестр поступит по средством межведомственного взаимодействия, а участие правообладателя или правоприобретателя необязательно.

3. Сроки госрегстрации сократились вдвое : с 10 до 5 рабочих дней. И это независимо от того, в каком виде (бумажном или электронном) заявитель подал документы. Такой же срок - 5 рабочих дней - закон устанавливает и для государственного кадастрового учета.

  • Срок регистрации будет продлен до 9 рабочих дней (в случае с кадастровым учетом - до 7 рабочих дней), если заявитель воспользовался услугами МФЦ для регистрации своего права на недвижимость.
  • В течение 10 рабочих дней (12 рабочих дней при направлении заявлений через МФЦ), если требуется и осуществление кадастрового учета, и регистрация прав, все эти действия должны быть совершены.

4. Ответственность Росреестра за нарушение правил регистрации прав на недвижимость. К примеру, если специалисты Росреестра потеряют документы, незаконно или необоснованно откажут в регистрации. Если в нарушении виновен кадастровый инженер или иной орган, а не Росреестр, то к виновникам смогут предъявить регрессные требования.

5. Возможность однократной выплаты компенсации гражданину, который является собственником единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя. А также также гражданину - добросовестному приобретателю, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение.
Размер компенсации не может превышать 1 млн рублей. Средства выдают за счет средств федерального бюджета. Документ содержит условия предоставления компенсации.

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" 10.01.2017 16:00

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. С указанной даты положения действующих законов в части ведения кадастра и госрегистрации прав утрачивают силу. (Часть 1).

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются.

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о машино-местах, едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

Машино-места будут учитываться в кадастре и регистрироваться как самостоятельные объекты недвижимости. Их допустимые размеры установит Минэкономразвития России.

Сейчас на кадастровый учет ставится здание (помещение), в котором находится машино-место. Право на него регистрируется в виде доли в праве общей долевой собственности на это здание (помещение), а размер доли определяется пропорционально размеру машино-места.

Собственник зарегистрированного машино-места сможет зарегистрировать право собственности на него, выделив долю в натуре.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре). Поэтому единый недвижимый комплекс учитывается, как сооружение, а здания (сооружения), входящие в состав предприятия, на практике ставятся на учет как отдельные объекты недвижимости.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются, однако в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимость права на них подлежат регистрации. Новый Закон к учету таких участков и регистрации прав на них не применяется.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. Сейчас одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной госрегистрации прав);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации, за исключением случая, установленного Законом.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав.

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Кадастровая палата по субъекту РФ не будет осуществлять прием документов, учет и госрегистрацию прав на недвижимость.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Полагаем, что и выездной прием будет осуществляться независимо от места нахождения объекта недвижимости. Этот вопрос, вероятно, решится до вступления в силу Закона.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.