Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра физического воспитания

Реферат

На тему: «Здоровье и его составляющие»

Выполнил: студент группы БСОз 12-01 Баландина В.А.

Проверил: Греб А.В.

Введение

1. Понятие здоровья

2. Составляющие здоровья

2.1 Физическое развитие

2.2 Эмоциональное развитие

2.3 Интеллектуальное развитие

2.4 Социальное развитие

2.5 Профессиональное развитие

2.6 Духовное развитие

Заключение

Введение

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

1. Понятие здоровье

Понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье - это природное состояние человека в целом: его мыслей, чувств, слов, поступков. Здоровый человек живет по Законам Природы и он знает эти Законы. Здоровье - это не условное понятие. Человек может пребывать только в двух состояниях: либо в природном (здоровом), либо в искусственном (больном) состоянии.

В нашем цивилизованном обществе большинство людей больны той или иной болезнью. Но существуют сегодня и здоровые люди, параметры их здоровья такие: "Объективно здоровый человек, как оказалось, совершенно не болеет. То есть у него нет шансов заболеть обычной хроникой или инфекцией, вызывающей воспаления. Далее: выносливость его такова, что пробежав несколько часов, он не утомляется. Пройдя 500 км по пустыне (жара до 50 ° С), потребляя в сутки 150 г сухофруктов и крупы и литр чая из трав, объективно здоровый (О.З.) человек не устает и не теряет массы тела. О.З. человек потребляет в среднем ВЧЕТВЕРО-ВПЯТЕРО меньше пищи и кислорода, чем мы. Его естественная норма - 4-5 дыхательных циклов и 15-18 ударов сердца в минуту. Когда он бежит, у него наши параметры покоя. Такова же умственная и эмоциональная выносливость. Сна хватает 5-6 часов. Ясность сознания кристальная. Тон - сильный интерес и энтузиазм. Постоянно ровное, радостное настроение. Высокая разумность и независимость. Неутомим: успевает за день сделать столько, сколько мы за неделю. Нет сонливости утром. Обладает качественно другими восприятиями тела: пищу, воду, внешнюю среду воспринимает не привычками, а непосредственно потребностью организма. В этом смысле высочайшая чувствительность на все неудобоваримое, вредное: оно противно. На порядок выше связь человека с телом - их взаимопомощь и взаимоуправление.

Хорошее здоровье -- это стиль жизни. Состояние здоровья зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы относитесь к своей жизни в целом, совершая различные поступки и принимая «судьбоносные» решения. Для того чтобы быть физически здоровым, необходимо активно улучшать каждый аспект привычного существования, добиваясь его продуктивной трансформации в здоровый образ жизни.

2. Составляющие здоровья

Существует шесть основных составляющих хорошего здоровья: физическое, эмоциональное, духовное, интеллектуальное, профессиональное и социальное развитие индивидуума. Личностные приоритеты в преимущественном развитии тех или иных категорий находят зеркальное отражение в образе жизни каждого конкретного человека. Знакомство с данными категориями -- это первый шаг на пути к достижению хорошего здоровья.

2.1 Физическое развитие

Физическое развитие -- это физическая составляющая хорошего здоровья, включающая в себя ежедневное выполнение физических упражнений, здоровое питание и медицинский контроль. Естественно, исключается как злоупотребление табачными изделиями, наркотиками и алкоголем, так и употребление их вообще.

Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего. В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.). Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45--50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

2.2 Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие -- это способность не только адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, но и сознательно управлять своим эмоциональным состоянием. Будучи эмоционально уравновешенной личностью, вы поддерживаете стабильные отношения с другими людьми и сохраняете позитивный и оптимистический взгляд на свою собственную жизнь. Помимо этого вы стараетесь не впадать в депрессивные и стрессовые состояния, культивировать здоровые чувства и изыскивать безопасные «выходы» для негативных эмоций.

Эмоциональное здоровье, психологическое здоровье - нельзя понимать это определение, как нахождение человека в состоянии постоянного чувства некоторого блаженства. Это связь между отрицательными и положительными эмоциями человека, их взаимодействие, взаимодействие эмоций и настроений, эмоциональный настрой, который так или иначе оказывает влияние на состояние и сохранение здоровья человека. Люди здоровые в этом отношении, как правило стремятся к развитию разных сторон своей личности, это может быть как физическая, так и эмоциональная либо духовная составляющая. Они видят смысл своего существования, им подконтрольно течение жизни, они готовы помогать людям и принимать помощь окружающих, когда им это необходимо. Ведь прежде всего здоровье подразумевает целостность.

Учеными всего мира уже много лет проводится достаточно большое количество исследований, направленных на изучение взаимосвязи между эмоциональным (психологическим) здоровьем человека и его роли в сохранении здоровья всего организма.

2.3 Интеллектуальное развитие

2.4 Социальное развитие

Социальное развитие личности определяет характер ее взаимоотношений с обществом и окружающей средой. Гармоничное социальное развитие побуждает человека постоянно ощущать взаимосвязь с природой, другими людьми, родными и близкими. Открыв для себя разумные способы общения и установления ровных взаимоотношений с разными людьми, они живут в мире с собой и с окружающими.

2.5 Профессиональное развитие

Профессиональное развитие подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионального развития человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить личное удовлетворение, но и обогащать его жизнь.

2.6 Духовное развитие

Духовное развитие приводит человека к поискам смысла и цели своего существования. Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и старается жить в соответствии с ними.

3. Общее значение составляющих здоровья

А теперь представим себе все вышеперечисленные категории в виде сегментов одного круга, символизирующего хорошее здоровье. Круг разделен на шесть равных частей, представляющих шесть составляющих хорошего здоровья. Каждая из частей-сегментов одинаково важна для всего круга в целом, поскольку он графически отображает хорошее здоровье «в разрезе». Проблемы, возникающие внутри одного из сегментов, влияют на общее состояние круга.

Например, вы упали и сломали себе лодыжку, чем нанесли ущерб своему физическому состоянию. Если ваша работа связана с активными физическими нагрузками, то из-за полученной травмы вы будете вынуждены взять больничный, и тогда пострадает профессиональная составляющая. А если вы испытали стресс, то травмированной окажется не только лодыжка, но и эмоциональная составляющая. И наконец, вследствие перелома ноги вы будете ощущать свою зависимость от близких или друзей, что затронет уже социальную составляющую. Таким образом, все составляющие настолько тесно связаны, что, воздействуя друг на друга, они переплетаются, создавая основу вашего здоровья.

Все люди разные, очень важно понять, что графическое изображение соотношения составляющих хорошего здоровья у разных людей будет различным. Например, у профессора университета сегмент интеллектуального развития будет значительно большим, чем у домохозяйки, для которой гораздо важнее социальная составляющая -- система взаимоотношений в семье, с друзьями, соседями. Сегмент физического развития у профессионального спортсмена, естественно, окажется большим, чем у служителя церкви, сущность бытия которого определяет духовная составляющая. Схема, отображающая взаимоотношение шести компонентов развития личности, определяет ее индивидуальность.

Работая над схемой собственного хорошего здоровья, следует обратить внимание на то, что является главным лично для вас. Сегменты, образовавшиеся в результате деления символического круга, будут четко отражать, как много времени вы уделяете и какое значение придаете той или иной категории вашего личностного развития. Оцените свою схему в процентном отношении. Исходя из 100%, определите, сколько процентов приходится на каждую категорию, в зависимости от ее значимости. Например: 30% -- физическое развитие, 20% -- профессиональное развитие, 13% -- социальное развитие, 13% -- эмоциональное развитие, 13% -- интеллектуальное развитие и 11% -- духовное развитие. Довольно трудно определить важность данных категорий в цифрах, но такой вариант самоанализа приведет вас к самопознанию.

Составив для себя «Схему хорошего здоровья», вы можете разработать еще и обстоятельную программу «Физического здоровья». Выполнение физических упражнений может принести вам много пользы: уменьшить вероятность стрессов, избавить от избыточного веса, укрепить сердечно-сосудистую систему и мускулатуру, повышая выносливость последней, и сделать ваше тело более гибким. Однако, чтобы достичь столь впечатляющих результатов, вам необходима всеобъемлющая программа физической тренировки, включающая в себя четыре основных составляющих: упражнения, укрепляющие сердечно-сосудистую систему; упражнения для развития силы мышц; упражнения для повышения выносливости мышц и упражнения на гибкость (стретчинг). Все четыре типа упражнений должны обязательно присутствовать в программе ваших тренировок.

Заключение

здоровье физический развитие программа

Сохранение здоровья - хорошее эмоциональное (психологическое) здоровье человека так или иначе влияет на состояние и сохранение здоровья организма в целом. Позиция многих медиков в этой области такова: на эмоциональное здоровье оказывают большее влияние не сами события и обстоятельства жизни (пусть даже негативные), а ответная реакция человека на эти события. Позитивный настрой, активная жизненная позиция чаще всего помогут преодолеть невзгоды и сохранить здоровье.

Ряд исследований доказали, что у людей, которые сами принимают серьезные решения, связанные с их жизнью, процент смертности и подверженности заболеваниям в два раза ниже, чем у людей, решения которым навязываются.

Периодически проходите медицинские обследование на общее состояние здоровья. Часто случается так, что ментальные расстройства являются результатом физического недомогания: хроническое чувство усталости, депрессия может быть следствием заболевания щитовидной железы. Чувство страха и резкая потливость - возможные симптомы гипогликемии.

Регулярно занимайтесь спортом. Физические упражнения способствуют ментальному и эмоциональному здоровью. Это связано с биохимическими процессами, происходящими в организме под влиянием физических нагрузок. Для женщин, регулярные занятия спортом, помимо внешней формы и хорошего настроения, помогут снять ещё одну проблему - предменструальный синдром.

Придерживайтесь принципов здорового питания. Они хорошо известны. Важно избегать употребления пищи, оказывающей сильное воздействие на настроение: у многих людей кофеин в кофе и чае, а также прохладительные напитки нарушают сон и создают побочные эффекты при приёме лекарств. Сахар ещё один продукт питания, требующий осторожности, так как влияет на уровень сахара в крови. Очень трудно полностью исключить сахар из дневного рациона, но максимально снизить его потребление желательно для всех возрастных категорий. Не предавайтесь праздности, но и не перегружайте себя заботами. Это лучший способ избежать депрессий. В повседневной суете не забывайте о прелестях жизни. В свободное время занимайтесь тем, что вам приносит удовольствие, и обязательно расслабляйтесь. Прекрасным методом расслабления являются йога, медитация или техника биообратной связи.

Стремитесь к социальной значимости. Сбалансированная жизнь предполагает сочетание личных и социальных устремлений. В стремлении соединить эти два начала заложено некоторое противоречие. Но именно в его преодолении достигается гармония бытия.

Список используемой литературы

1. Малявская С. И. Оценка физического развития и полового созревания девочек. Материалы 36-й областной научно-практической конференции педиатров Архангельской области. Архангельск, 26-28 апреля 2005 г.

2. Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В. Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. 304 с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2000. 480 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Культура здоровья в обществе. Проблема сохранения и укрепления здоровья: здоровый образ жизни, благоприятная среда обитания, рациональное питание - его составляющие.

    презентация , добавлен 03.02.2010

    Причины возникновения болезней, основы самоконтроля за состоянием здоровья. Правила применения современных лекарственных средств. Самоконтроль в массовой физической культуре. Оценка физического состояния организма и его физической подготовленности.

    реферат , добавлен 19.05.2015

    Ценностная сущность здоровья человека. Зависимость здоровья от окружающей человека социальной среды. Социальное значение хорошего здоровья. Здоровье как индивидуальная и социальная ценность. Социальные аспекты поддержания, укрепления, сохранения здоровья.

    реферат , добавлен 30.04.2014

    Задачи контроля здоровья и развития детей. Критерии определения групп здоровья. Особенности онтогенеза и оценка биологического анамнеза. Показатели физического и нервно-психического развития, поведения новорожденного, уровни резистентности организма.

    презентация , добавлен 13.03.2014

    Индивидуальное здоровье, его сущность, проявление. Классические теории и концепции питания. Роль и функции белков, жиров и углеводов в организме человека. Оздоровительное действие физических упражнений. Этапы формирования физического здоровья ребенка.

    шпаргалка , добавлен 10.01.2011

    Проблема сохранения и поддержание здоровья на современном этапе, разработка подходов к разрешению. Методика и важность оптимизации физического воспитания в начальной школе. Системный подход к поддержанию здоровья учащихся МООУСТ "Санитарно-лесная школа".

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Понятие здоровья и основные влияющие факторы: его ресурсы, потенциал, баланс. Социально-гигенические аспекты здоровья молодежи, образ жизни. Распределение студентов на медицинские группы по физической культуре. Социальное здоровье, заболеваемость.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2008

    Понятие "здоровый образ жизни". Физическое, эмоциональное и ментальное здоровье с точки зрения триединства. Признаки здоровья и факторы риска для здоровья. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой. Охрана собственного здоровья.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Современное определение здоровья как состояния физического, психического, социального, в том числе нравственного благополучия. Роль семьи в воспитании и формировании здоровья у своего потомства. Правильное питание. Активный образ жизни. Правила гигиены.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Физическое развитие: общее понятие и основные признаки. Факторы, влияющие на уровень физического развития. Группы здоровья и их характеристика. Возможности создания инновационной службы оценки количества здоровья и качества жизни. Прогноз риска смерти.

Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:

а) социальное здоровье (благополучие);

б) духовное (нравственное) здоровье;

в) физическое здоровье.

Социальное благополучие – когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

Духовное здоровье – здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:

а) - системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;

б) - умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.

Духовное здоровье достигается за счет умения:

Жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества

Прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;

Разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.

Физическое здоровье – это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:

а) - двигательной активности человека;

б) - рационального питания;

в) - закаливания;

г) -соблюдения правил личной гигиены;

д) - безопасного поведения в повседневной жизни;

е) - оптимального сочетания умственного и физического труда;

ж) - умения отдыхать;

з) - отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

При оценке физического здоровья используют четыре основных критерия:

ü наличие или отсутствие хронических заболеваний;

ü уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;

ü состояние основных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т.д.;

ü степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.

Смотрите также

Введение
Состояние здоровья населения – весьма точный индикатор социально – экономического развития страны в целом. В России в по­следнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспе­ченность медицинской помощью, продолжительность жизни… С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше. Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов, е...

Здоровье - как важнейший фактор безопасности жизнедеятельности человека
Состояние здоровья здоровье населения предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций различных групп населения, условиями труда и быта, уровнем благосостояния, социальным обеспечением, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, развитием здравоохранения и медицины. Кроме социальных и био...

Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов челове­ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело­века. Эта программа развития опо­средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Телесное или физическое здоровье .Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.



Фактически физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу пси­хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес­печивающее адекватную регуляцию поведения.

Психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями индивида и общества и являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию (Т.Н.Жбанов).

Наличие ориентации на реальность;

Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

Спонтанность;

Центрированность на проблеме, а не на себе;

Наличие потребности в одиночестве;

Автономность и независимость;

Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

Духовность;

Идентификация с человечеством;

Способность к близким отношениям с людьми;

Наличие чувства юмора;

Высокая креативность и др.

По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека, то есть психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (не упомянутые А. Маслоу), это: открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения.

Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, которые можно охарактеризовать как душевное здоровье, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.

Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья - это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.

Понятие «социальное здоровье» является достаточно новым в педагогике и психологии. Пока еще не сформулировано единое мнение о его критериях. В отечественной психологии и педагогике в качестве критериев социального здоровья выделяют наличие моральных норм и уровень духовного развития индивида (Е.В. Волынская), адаптацию к социальной среде (В.А.Магин), освоение нравственных ценностей в процессе реализации базовых потребностей и формирование валеологической культуры (Г.К.Зайцев).

Один из ведущих специалистов по вопросам психологии здоровья Г.С.Никифоров предлагает следующий «набор» качеств и свойств личности: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно-полезное дело, освоение культуры потребления материальных благ, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении. В юношеском возрасте важной составляющей социального здоровья, связанной с адекватным восприятием социальной действительности и адаптацией к общественной среде, является профессиональное самоопределение. В педагогических и психологических исследованиях, посвященных проблемам профессионального образования, профессиональное самоопределение рассматривается как определенный этап личностного и социального развития индивида.

Критерии социально-психологического здоровья человека:

Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;

Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

Позитивная критичность к себе и собственной деятельности (в том, числе и психической) и ее результатам;

Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

Способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;

Способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана;

Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.

Связующим элементом для двух форм здоровья (психофизиологическое и социально-психологическое) и необходимым условием для их целостного гармонического развития является индивидуальный стиль жизнедеятельности человека. Негативные изменения индивидуального стиля жизнедеятельности приводят к различным формам проявления нездоровья (от соматических до психических и личностных), которые могут со временем принять хронический характер и тем самым предопределить патогенное развитие человека как социально-биологической целостности.

Сексуальное здоровье –– комплекс соматических, эмоциональ­ных, интеллекту­альных и социальных аспектов сексуального существо­вания человека, пози­тивно обогащающих личность, повышающих ком­муникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье –– комплекс характеристик мотивацион­ной и потребно­стно-информационной основы жизнедеятельности чело­века. Основу нравст­венного компонента здоровья человека опреде­ляет система ценностей, уста­новок и мотивов поведения индивида в соци­альной среде.

Профессиональное здоровье –– состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Понятие «здоровье» и его компоненты

Слово «здоровье» принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств): «Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка».

В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм - система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм. Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации. Со времени основания ВОЗ эта концепция не подвергалась пересмотру и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

1) за идеальность цели, которую никогда не достичь;

2) за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;

3) за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

4) за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

Основатель валеологии - науки об индивидуальном здоровье человека - И.И.Брехман (1990), определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Также существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также и индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению В.П.Казначеева (1991), здоровье индивида - это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Необходимость количественной оценки здоровья подчеркивал Н.М.Амосов (1987): «Здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций».

Более детально здоровье - это способность:

1) приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;

2) противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

3) сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

4) расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;

5) увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

6) улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания;

7) производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные и материальные ценности;

8) созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу.

Человек являет собой отражение двух ипостасей - биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, - от биологического. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень - биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами - это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень - психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно - потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно - потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле - здоровый дух».

Третий уровень - социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности. Это форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты. Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья . Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержанием и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмоций, он может стать источником различных заболеваний. К характеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творчество, познание нового. Работа может быть источником укрепления здоровья, т.к. она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, близким, к работе, к отдыху - является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье . «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил:«Здоровье - это не всё, но всё без здоровья - ничто!».

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Здоровье - многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье -- текущее состояние органов и систем органов челове-ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело-века. Эта программа развития опо-средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека - это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций - следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма - гомеостазисе (homeostasis ; греч. homoios - подобный, сходный + греч. stasis - стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности - его физическое здоровье.

Фактически физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье -- состояние психической сферы человека. Основу пси-хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес-печивающее адекватную регуляцию поведения.

  1. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

  1. Образ жизни и здоровье

Образ жизни - это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo — здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции , при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю-чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга-низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю … машин.

Здоровье и двигательная активность - это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

  1. Окружающая среда и здоровье

ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.

Еще сравнительно недавно все необходимое для жизни человек должен был заготовить сам (топливо, запасы пищи и т.п.). «Потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. В настоящее же время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам.