Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 «Родничок» г.Охи

Проект «Зеленый островок»

по озеленению территории детского сада «Родничок»

Разработчик: Ценькова М.А.

Оха, 2016 г.

Экологический проект по озеленению территории детского сада № 1 «Родничок» г.Охи

«Зеленый островок»

Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети и родители.

Срок реализации: 2016-2017 гг.

Основание для разработки. Проблема:

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
Детский сад под названием «Родничок» начал функционировать в июне 2015 года. Это один из красивейших и современных учреждений, где созданы все необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Но территория детского сада еще пока не обжитая. Наш коллектив решил, что детский сад должен быть оазисом этого района.
Мы считаем, что для решения данной проблемы необходимо создание комфортной ландшафтной зоны и экологической тропы на территории детского сада, озеленение групповых участков.

Цель проекта: благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

    создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;

    формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

    содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.

    осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными насаждениями;

    пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения

Рабочий план по реализации проекта.

Подгото-

вительный

Сбор информации по ландшафтному дизайну, стилям озеленений участков.

Ценькова М.А.

Апрель

1.1

Разработка проекта.

Ценькова М.А.

Май

1.2

Разработка плана озеленения территории детского сада:
– создание эскизов генерального плана
– разработка макета ландшафта территории
– светорасположение зоны озеленения.
– цветовой фон зоны озеленения.
– подбор растений для альпийской горки и цветников, деревьев и кустарников.

Ценькова М.А.

Май

1.3

Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта .

Зам.зав.по ОХЧ

Май

Деятель-

ный

Посев семян на рассаду.

Ценькова М.А.

Апрель

2.1

Завоз земли плодородной, щебенки мелкой, декоративного камня.

Зам.зав.по ОХЧ

Май-июнь

2.2

Предпосевная обработка почвы.

Сотрудники д/с

Июнь

2.3

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы.

Сотрудники д\с


Введение Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность. Если ваш взгляд радуют разноцветные клумбы, чистые дорожки, аккуратно подстриженные деревья, спортивные снаряды, вы сразу поймете, что здесь живут и работают люди, для которых детский сад не просто место работы, а родной дом, который хочется сделать уютным и комфортным. Если же перед вашим взором предстанут разваливающиеся постройки, сорняки в цветниках, не стриженный газон, нет ярких красок, вы наверняка захотите быстрее уйти. К счастью, в последнее время все больше дошкольных учреждений стремятся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей.


Актуальность Для чего мы благоустраиваем территорию, сажаем растения на участке? Не только для того, чтобы территория выглядела чистой и ухоженной или для того чтобы приобщить ребенка к миру природы. Это еще и возможность сформировать его мировоззрение, бережное и эмоциональное отношение к окружающему миру, приступая к оформлению участка, прежде всего, следует определить, как именно можно его использовать для оздоровления и воспитания детей. А также в первую очередь уделить особое внимание безопасности игровых построек, зеленых насаждений и покрытию территории.


Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Развивают творческие способности каждого ребёнка, воспитывают доверие ребёнка к природе, опираются на его поисковое поведение. Таким образом, актуальность данного проекта заключается, в первую очередь, в создании безопасных условий для жизни и здоровья детей на территории МКДОУ. В эстетическом, умственном, нравственном и физическом воспитании детей через знакомство с окружающим растительным миром; В создании комфортных условий для прогулок детей, организации пространства под открытым небом. Соотнесение элементов развивающей среды групповых участков, названий групп с целями и задачами Проекта по благоустройству территории «В гостях у сказки или добро пожаловать».


Предварительная работа Весной 2012 года перед педагогами МКДОУ детский сад 12 г. Лузы встала задача по очередному сезонному благоустройству территории. Наше учреждение в отличие от других образовательных учреждений города имеет две территории детских садов, расположенных в разных микрорайонах города. 2 творческих коллектива начали работу над общей идеей – оформление участков с целью оздоровления и воспитания детей, создание экологического пространства в МКДОУ.


Обе территории имеют разный ландшафт, условия, различный социум, разную первичную материальную базу, 2 коллектива родителей – все это вносит в решение поставленных задач свои сложности. В связи с этим, в 2013 году и встал вопрос о разработке проекта, который бы объединил два детских сада в единое целое. Отсюда пошло и двойное название проекта: «В гостях у сказки» - это детский сад «Теремок» по адресу ул. Энгельса 44 «а» с названиями групп «Дюймовочка» и «Чебурашка», который расположен ближе к лесопарковой зоне, почти на окраине города, с домами одноэтажной застройки; «Добро пожаловать» - это детский сад «Тополёк» по адресу улица Ленина 19, с названиями групп «Пчёлка», «Стрекоза» и «Бабочка», который расположен в центре города, около вокзала и административных зданий.





Теоретический аспект проекта Предлагаем вашему вниманию долгосрочный практико-ориентированный проект. Название проекта: «В гостях у сказки или добро пожаловать». Направление деятельности проекта: благоустройство и декоративное оформление участков, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными, скульптурными и игровыми формами территории МКДОУ д/с 12 г. Лузы; разработка и оформление приусадебного участка, разработка и оформление экологической тропы.


Сроки реализации проекта: март 2013 – сентябрь 2013 гг. Целью проекта явилось создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории детского сада и организацию экологического пространства под открытым небом. Идея создания экологического пространства в МКДОУ легла в основу следующих задач проекта: Создание среды для ознакомления с природой Лузского района; Создание своего «образа» территории МКДОУ д/с 12; Создание комфортных условий для развития личности ребенка; Активизация творческого потенциала педагогов; Отражение в деятельности творческой группы названия проекта «В гостях у сказки или добро пожаловать»; Создание единого пространства детей, педагогов, родителей.


План реализации проекта 1 этап (март - апрель 2013) 1) детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов, объектов требующих реконструкции или капитального ремонта, мест опасных для жизни и здоровья детей; 2) проведение организационной работы, сотрудничество с администрацией, другими организациями, решение финансовых вопросов, составление примерной сметы по предполагаемым затратам (приложение); 3) оформление экологического паспорта двора дошкольного учреждения (приложение); 4) составление рекомендаций по использованию объектов экологической тропинки для работы с детьми (приложение); 5) составление карты - схемы экологической тропы (приложение); 6) изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; 7) посев семян на рассаду; 8) привлечение родителей, общественности к благоустройству территории; 9) уборка старых деревьев, стрижка кустарников.


2 этап (май 2013) 1) реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, огородов посадка семян овощей в соответствии с проектом (завоз земли, песка); - создание зон эмоциональной разгрузки для детей; - восстановление, реконструкция, строительство малых архитектурных форм (песочниц, спортивного и игрового оборудования и др.); - создание тематических уголков на участках каждой группы, отражающих её название (гр. «Пчёлка» - уголок «пасека», гр. «Стрекоза» - уголок «водоем», гр. «Бабочка» - уголок «полянка», гр. «Дюймовочка» - уголок «сказка», гр. «Чебурашка» - уголок «путешествие Чебурашки»; 2) Создание экологической тропинки. - посадка саженцев деревьев и кустарников


3 этап (июнь август 2013) 1) Обеспечение сохранности территории. - ограждение территории, ремонт калиток. 2) Покраска построек. 3) Стрижка газона.





Ожидаемые результаты - благоустройство территории в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ; - создание экологического пространства детского сада; - создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; - создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании зданий, ограды, построек (вертикальное, горизонтальное с использованием вьющихся растений и цветущих газонов);


Привлечение родителей, общественности к благоустройству территории; отражение в деятельности нашей творческой группы и в создании образа МКДОУ названия проекта «В гостях у сказки или добро пожаловать». - удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников; - создание своего «образа» территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в обоих микрорайонах; - повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей; - гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного); - создание аудио-, видео-, медиатек по работе проекта, - размещение на сайте фотоматериалов по реализации проекта.







Территория ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка»
Направление: Озеленение и благоустройство территории учреждения социальной сферы в границах предоставленного участка, а также прилегающей территории

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Аленушка» был открыт в 1987 году. Территория детского сада расположена в экологически чистой зоне города, рядом с жилыми постройками, в близи реки Сура.
Территория детского сада – это его «лицо». Мы стараемся сделать так, чтобы наше «лицо» было уникальным. Предназначение территории ДОУ достаточно многозначно и поэтому правильная и интересная планировка территории решает сразу много задач. Самой важной задачей для нас является создание благоприятного эстетического, экологического состояния территории дошкольного учреждения и приобщение детей к прекрасному миру природы.

Сегодня очень много говорят об экологии: взрослые, школьники, и даже дошколята. Страдает природа от стихийных бедствий. Деревьев становится все меньше и меньше, поля пустеют. А где же вся красота полей – цветы, птички, растения? Мы их перестали замечать, перестали беречь природу. В лесу мы забываем о тишине, о чистоте, о тех правилах, которые мы должны помнить и выполнять. Над этим вопросом стоит задуматься и напоминать об этом надо с самого раннего возраста. В этом направлении детский сад «Аленушка» ведет большую работу.

Территория детского сада насыщена зеленью: каждую прогулочную веранду отделяет друг от друга живая изгородь кустарников высотой не более 70 сантиметров, имеется уголок леса с многообразным видовым составом: ели, сосны, лиственница, туя, клен, дубочки – все это когда-то посадили дети, и с тех пор прошло уже несколько лет, деревья подросли, стоят радуют нас и очищают нам воздух. По всей территории расположены клумбы с ярко-цветущими растениями, красоту и строгость придают бордюрные насаждения.
Альпийские горки, действующий фонтан и водоем с живыми рыбками создают сказочность и привлекательность, желание окунуться в этот прекрасный красочный мир. Плодовые деревья и кустарники манят к себе детей во время цветения и созревания плодов, небольшой огород, где растут овощи и зелень, приучает детей к труду и витаминные салаты с такой грядки намного вкуснее обычных. Имеется у нас и своя экологическая тропа с лекарственными травами, многолетними растениями различного видового состава и зоной отдыха.
Но это далеко не всё. Ежемесячно проводятся акции с детьми, с привлечением родителей, «Укрой деревце», «Береги природу», «Не ломай кусты», «Не разоряй гнезда», «Елочка - зеленая иголочка» и другие. Ежегодно принимаем участие в «Дне дерева» вместе с родителями сажаем деревья на территории городского парка, в уголке леса на территории детского сада и в черте города.

Но самое интересное для детей, это сотрудничество детского сада с Ядринским лесхозом. Вместе с детьми мы посещаем питомник вот уже на протяжении нескольких лет. Наблюдаем, как рабочие питомника рассаживают саженцы деревьев лип, сосен, елок. И когда мы приехали зимой, нам разрешили укрыть маленькие саженцы снегом. Каково же было удивление детей, когда мы приехали весной и увидели вместо посаженных иголок сосны, стоят маленькие саженцы. К осени они подросли и ранней весной нам выделили аллею в лесопосадке и мы вместе с детьми высадили саженцы липы, и теперь наблюдаем за ними. Саженцы растут вместе с детьми. Стоят они среди деревьев красивые, стройные и высокие – это ведь уже наша гордость! Своим посильным трудом мы внесли свою лепту в озеленении нашего города.

В нашем детском саду был создан клуб «Зеленые береты». Дети с воспитателями и небольшой помощью родителей высадили многолетние цветы на городской клумбе, в зоне отдыха на территории города. За цветами ведется соответствующий уход и наблюдение. Привлекаем родителей. Дети с удовольствием трудятся на клумбах, а родителя гордятся своими детьми.
Работаем мы и живем под девизом: «БЕРЕГИ, ЧТО ПОСАДИЛ, ВЫРАСТИ И ПРЕУМНОЖЬ!»
Чистый воздух нужен и тебе и мне:
Птицам, рыбам, пчелам и густой траве.
Береги природу, не сори нигде.
Мы нужны друг другу на большой Земле!

Предлагаем вашему вниманию практико-ориентированный проект нашей творческой группы.

Название проекта: «Наш чудесный двор»

Направление деятельности проекта: благоустройство территории детского сада, создание спортивно - игровых площадок, цветников, озеленение и оформление игровыми формами территории.
В проекте принимали участие педагоги:
Ткаченко Светлана Павловна – воспитатель.
1.Актуальность и перспективность
В январе 2014 года нашему детскому саду «Рябинушка» исполнился один год! Мы совсем молодые и юные. Наша территория еще не благоустроенна, нет никаких зеленых насаждений, практически на половине участка был строительный мусор (камни, щебень).
У нашего коллектива появилось множество идей и мыслей по облагораживанию и модернизации территории нашего любимого детского сада, ведь на детской площадке должна быть сконструирована максимально привлекательная предметно-пространственная среда.
Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Коллектив детского сада решил создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом.
Вот и получилось, что, начав работу над проектом, наши педагоги активно привлеки к воплощению своих планов родителей воспитанников. Ни кто не остался равнодушным! Родители поддержали задумки воспитателей и решили реализовать проект. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
2. Практическая направленность
В ходе работы над проектом, появились следующие задумки:
«Деревенский дворик» , на котором можно увидеть предметы домашнего обихода и старорусский быт людей:
- создание из природного материала: садовые столики, стульчики, на которых в летнее время дети будут играть в настольно-развивающие игры;
- частичная изгородь (плетень);
- колодец;
- лавочки.
«Спортивно-игровая площадка» , на которой дети смогут развивать свои спортивные способности:
- лесенка из пеньков;
- полоса препятствий («змейка», кольцо для бросания меча, спортивное бревно)
- различные постройки из автомобильных покрышек (машина, мотоцикл, лавочки)
«Клумбы с лекарственными растениями»
«Мини-огород однолетних культур»

Целью проекта явилось создание эмоционально-благоприятных условий для развития экологического воспитания и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей, через благоустройство территории детского сада.
Идея создания комфортных условий на территории в ДОУ легла в основу следующих задач проекта:
1. Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными требованиями и методическими рекомендациями.
2. Создавать экологически благоприятную среду на территории ДОУ;
3. Прививать детям нравственные основы, эстетический вкус, любовь к природе;
4. Содействовать сотрудничеству детей, родителей и педагогов;
5. Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.
Способы, методы и приемы:
1. Создание в детском саду условий для экологического воспитания.
2. Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, лекарственные растения.
3. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада.
4. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений.
5. Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре.
6. Экологическое воспитание в непосредственно образовательной деятельности, во время экскурсий.
7. Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
8. Предметно-пространственная среда групповых площадок должна обеспечивать различные виды деятельности детей, выделены зоны, оборудованные для игр с песком и водой, для сюжетных, дидактических и подвижных игр.

Сроки реализации
1 этап - теоретический (март 2014)
1) обследование территории;
2) родительское собрание «Объединение усилий ДОУ и семьи по благоустройству территории», сбор предложений по благоустройству территории детского сада;
3) разработка планов-схем благоустройства участков
2 этап - практический (апрель-август 2014)
1) оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей:
- разбивка клумб, огородов в соответствии с проектом;
- создание зон эмоциональной разгрузки для детей;
- строительство песочных двориков, спортивного и игрового оборудования;
2) экологизация развивающей предметной среды мини-огородов, клумб с лекарственными растениями.








НАШ ПРОЕКТ ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ ПУТИ!
ВСЕ ИНТЕРЕСНОЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!