Выдержка из источника:

Санитарно-эпидемиологические требования для школ
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Опубликовано 16 марта 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Регистрационный N 19993


VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение.

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.2. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.
7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.
7.1.5. В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.
Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.
7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.
7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:
- 2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);
- 2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);
- 1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).
Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
7.2.3. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.
7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2. Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.
7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.
7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

→ Общественные здания


Планировочные требования, состав помещении школ


Состав помещений школьных зданий принимается в соответствии со спецификой содержания образования, вместимостью и требованиями организации учебно-воспитательного процесса.

Все группы помещений должны быть расположены в здании по возможности изолированно друг от друга, но в то же время удобно связаны между собой горизонтальными и вертикальными коммуникациями.

Учебные помещения включают классные помещения, учебные кабинеты с лаборантскими, лаборатории с лаборантскими, кабинет технических средств обучения (ТСО), кабинет начальной военной подготовки.

Классные помещения, кабинеты и лаборатории следует объединять в учебные секции, в которые входят 3... 4 (допускается до 6) классных помещения или кабинеты и лаборатории (определяется в зависимости от количества потоков), рекреация и санитарные узлы (допускается объединение санитарных узлов для двух учебных секций) (IV...X классов).

Секции образуют блоки для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Рекреационные помещения, предназначенные для одной группы, не должны быть проходными для учащихся других групп. Учебные секции для подготовительного и I-III классов должны быть обособленными.

Классы и кабинеты являются основными помещениями школьного здания, определяющими во многом его качества. Учебный класс в общеобразовательной школе рассчитывают на размещение 40 учащихся на одно- или двухместных партах и рабочего места учителя. Площадь класса принимают, исходя из нормы 1,25 м2 на одного учащегося, площадь специализированного кабинета, исходя из нормы 1,5 м2 на место.

В настоящее время в отечественной проектной практике применяют три типа классных помещений: продольный класс размером 9X6 со сплошным ленточным остеклением вдоль наружной стены, выполняемый в любых конструкциях;

Поперечный класс размером 6X9 со сплошным остеклением вдоль наружной стены и дополнительным подсветом, применяемый только при конструкции с поперечными несущими стенами;

Квадратный класс, размеры сторон которого колеблются от 7,2 до 8,0 м, со сплошным остеклением и устройством дополнительного подсвета со стороны рекреации используют для строительства школьных зданий каркасной конструкции или с поперечными несущими стенами (рис. 1).

Применение поперечного класса оправдано при меньшей наполняемости класса, когда рабочая зона составляет квадрат 6X6 м. Если в классе размещают 40 учащихся, создаются неблагоприятные условиях для восприятия классной доски с первых крайних парт.

Во всех видах классов окна должны располагаться слева от сидящих учащихся, площадь окон должна быть не менее 25% от площади пола. Наличие окон или верхних фрамуг в противоположных стенах, даже если эти окна будут выходить в рекреацию, или дополнительного подсвета сверху способствует более равномерной естественной освещенности, увеличивает ее интенсивность, позволяет лучше проветривать помещение.

Вход в класс следует располагать со стороны доски около кафедры преподавателя. Количество классов со входом со стороны задних парт («оборотный класс») не должно превышать 25% от общего количества классных помещений.

В классных помещениях необходимо иметь следующую мебель и оборудование: двух-или одноместные парты или столы по количеству учащихся, стол учителя, встроенные шкафы для хранения учебных пособий, книг и тетрадей, подвесную классную доску.

Современные классы и кабинеты оборудуют подставкой для диа- и кинопроектора у задней стенки класса и устанавливают телевизор. Возможен вариант, когда телевизор и часть шкафов расположены за классной доской, которая решается как дверца шкафа.

Рис. 1. Типы классных помещений:
а - продольный; б - поперечный; в - квадратный

Усложнение учебных программ, интенсификация учебного процесса потребуют особых условий для организации пространства классных помещений и учебных кабинетов. Постепенно будут осуществляться их модернизация и совершенствование.

Лаборатории физики и электротехники, химии, биологии должны иметь площадь 66...72 м2. Их оборудуют специальными ученическими лабораторными столами, демонстрационным столом-кафедрой и встроенными шкафами.

Лаборантские комнаты (площадью 18 м2) располагают смежно с соответствующими лабораториями со стороны демонстрационного стола и соединяют с ними дверями. Из химической лаборантской необходимо устраивать второй выход в коридор, на лестницу или другое смежное помещение. Между лабораториями и лаборантскими физики и химии следует устраивать вытяжные шкафы.

Рис. 2. расстановка оборудовании в лаборатории физики:
1 - лабораторные столы; 2 - демонстрационный стол; 3 - секционные шкафы; 4 -помост; 5 - классная доска; 6 - стол для проектора; 7 - стол учителя; 8 - стол лаборанта; 9 - электрораспределительный щит; 10 - рабочий стол; 11 - умформер

Рекреационные помещения являются существенным элементом учебной секции. Здесь учащиеся отдыхают во время перемен; в школах продленного дня рекреации, кроме того, служат для проведения внеклассной работы (кружков, игр и т. п.).

По форме рекреационные помещения могут быть коридорного и зального типов. Последняя более удобна. Рекреация коридорного типа должна иметь ширину не менее 2,8 м. В зальных рекреациях с торцовым освещением глубина не должна превышать трех ее высот. Одна рекреация обслуживает 2...6 классных помещений и принимается площадью 24 м2 на один класс.

Оптимальной рекреационной системой для наших средних школ является развитая система, в которой автономные рекреационные пространства связаны с главным общешкольным рекреационным пространством.

Санитарные узлы делают на каждую или две смежные секции раздельно для мальчиков и девочек; удобно располагать их у лестниц, однако устраивать входы в уборные и умывальные из лестничных клеток запрещается. Входы в санузлы необходимо делать из рекреаций.

Санитарные узлы проектируют из расчета: для мальчиков - один унитаз и один писсуар на 40 человек и один умывальник на 60 человек; для девочек - один унитаз на 30 человек и один умывальник на 60 человек. Их общую площадь принимают из расчета 0,1 м2 на одно ученическое место. Унитазы следует размещать в открытых кабинах размером 0,8Х 1,0 м, разделенных перегородками-экранами высотой 1,75 м.

Информационно-технический центр школы - это центр по подаче информации и управлению учебным процессом. В его состав входят радиоузел, фотолаборатория, инвентарная для хранения технических средств обучения (ТСО) и аппаратуры. К числу новых помещений, связанных с ТСО, относятся кабинеты технических средств обучения (КТСО), учебные кабинеты с обучающими машинами, лингафонные кабинеты. Традиционная библиотека войдет в него как один из составных элементов. Кроме чтения книг, хранимых в книгохранилище в школьной библиотеке, необходимо обеспечить возможность работы ученика с другими средствами хранения информации - магнитофонными лентами, микрофильмами, слайдами и т. д. Вероятно, доля этих материалов будет со временем возрастать, как будет возрастать и роль информационно-технического центра.

Помещения для трудового обучения - это учебные мастерские для мальчиков IV...VIII классов по обработке металла и дерева с инструментальной при них, кабинет для девочек IV...VIII классов по изучению обработки тканей и кулинарии, мастерская для практикума IX...X классов с лаборантской. Эти помещения следует располагать на первом этаже (допускается размещение в цокольном этаже при наличии естественного освещения). В мастерской по обработке дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выхода из классных помещений.

Учебно-спортивные помещения - спортивный зал, раздевальни, душевые и уборные-разделены для мальчиков и девочек, комната инструктора и снарядная для хранения спортивного инвентаря.

Размеры и количество спортивных залов определяются вместимостью школ. Для школ вместимостью до 18 классов включительно принимается зал размером 9X18 м; 18...33 классов-12Х24 м; на 44 класса - два спортивных зала размером 12X12 и 12X24 м; на 66 классов - 12Х 12 и 15X30 м.

Спортивные залы следует размещать изолированно от учебных секций в удобной связи со спортивным ядром, расположенным на участке школы.

Снарядную размещают в непосредственной связи с залом, между снарядной и залом устраивают дверь или проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Раздевальни должны быть связаны с залом непосредственно или через непроходной коридор. При каждой раздевальне должны быть душевая на два рожка и уборная с одним унитазом и умывальником в шлюзе.

Помещения культурно-массового назначения - это универсальный зал для малышей и актовый зал. Пги условии дифференциации учащихся на возрастные группы в крупных школах возникает необходимость устройства отдельного многофункционального зала для младших школьников, который мог бы служить для физкультурных занятий, проведения собраний, занятий художественной самодеятельности, игр и т. д. Площадка такого зала должна быть размером 12X12 м. При зале необходимы помещения для хранения инвентаря, раздевальни (возможно, киноаппаратная).

Актовый зал - киноаудиторию в учебное время используют для демонстрации учебных кинофильмов, проведения лекций, уроков пения; внеурочное время - для различных собраний, показа художественной самодеятельности и кинофильмов, для проведения торжественных вечеров. Количество мест в зале определяется из расчета 20...25% общего количества ученических мест, а площадь -0,6 м на одно место. При актовом зале должны быть предусмотрены эстрада, киноаппаратная на два проектора, радиоузел, уборная и умывальня.

В крупных школах спортивный и актовый залы рекомендуется выделять в отдельный блок с устройством вестибюля с гардеробом. При этом блок зальных помещений должен быть удобно связан с основными помещениями школы.

Столовую проектируют в школах на 360 учащихся и больше. В школах с меньшим количеством учащихся устраивают буфеты.

Пищеблок включает следующие помещения: обеденный зал, кухню, овощной и мясо-рыбный цехи, моечную, охлаждаемую камеру, кладовую овощей и сухих продуктов, загрузочно-тарную, гардеробную, бельевую, душевую и санитарный узел персонала.

Обеденный зал проектируют с расчетом питания всех учащихся в четыре посадки (смены), т.е. по две посадки в течение двух перемен. При этом площадь зала определяют по норме 0,65 м2 на одно место. Перед обеденным залом необходимо предусмотреть умывальники (один на 20 мест в зале).

Пищеблок рекомендуется располагать на первом этаже с удобным подъездом к загрузочной-тарной со стороны хозяйственного двора. Допускается размещение в цокольном этаже при заглублении не более чем на 1,5 м от уровня тротуара.

Складские и бытовые помещения для персонала допускается размещать з подвальном этаже при обязательном устройстве отдельного выхода наружу.

Вспомогательные помещения - вестибюли и гардеробы - проектируют по-разному: единый вестибюль для всей школы с обидим гардеробом; раздельные вестибюли со своими гардеробами для разных возрастных групп, рассредоточенные гардеробы для разных классов, размещаемые на первом этаже или по этажам в рекреациях.

Площадь вестибюля с гардеробом с самообслуживанием принимают из расчета 0,25 м2 на одного учащегося. Из них на вестибюль-0,1 м2, на гардероб-0,15 м2. При наличии обслуживающего персонала площадь гардеробной рассчитывают по общей норме.

Выбор схемы расположения вестибюлей и гардеробов зависит от вместимости школы, ее типа, климатических условий строительства. Так, в малой школе рационально устройство одного вестибюля с гардеробом, в крупной школе следует устраивать отдельные вестибюли и гардеробы для младших и старших школьников. В районах с теплым климатом возможно устройство гардеробов непосредственно в рекреациях, что создает благоприятные условия для прогулок во время перемен.

Гардеробы для преподавателей выделяются из общей площади гардеробов. Их вместимость определяют из расчета два места на одно классное помещение.

В вестибюлях проектируют тамбуры: в наиболее холодных климатических подрайонах IA, 1Б и 1Г стремя дверями; в I (кроме указанных выше подрайонов), II и III климатических районах - с двумя дверями, в IV с одной.

Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно и вблизи главного входа в школьное здание. Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. В крупных школах разрешается проектировать несколько помещений учительских, связанных с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью удобно размещать рядом с учительской.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 29-12-2010 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2-4-2-2821-10... Актуально в 2017 году

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1 1000 - 1150 460 Оранжевый 260
2 1150 - 1300 520 Фиолетовый 300
3 1300 - 1450 580 Желтый 340
4 1450 - 1600 640 Красный 380
5 1600 - 1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17°.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин., а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Между рядами двухместных столов - не менее 60;

Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

От первой парты до учебной доски - не менее 240;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

Высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 x 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.

2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики - на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

  • для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
  • для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
  • для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
  • для дверей, оконных рам - белый.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;
  • не закрашивать оконные стекла;
  • не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
  • очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

2.6.2. Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4x36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.

При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему "функционального" искусственного освещения с "темным коридором" перед экраном.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения.

Документ



Обсуждение

Очень вольное переложение СанПиНа и СНиПа, которое может ввести в заблуждение, а местами привести к грубым ошибкам: высота правостороннего подсвета в кабинетах более 6 м в глубину - 2,2м от пола, а не от потолка. В статье нет ни слова о продолжительности инсоляции в кабинетах, нет перечня кабинетов, в которых инсоляция не нормируется, ведь ориентация кабинетов еще не гарант инсоляции

25.03.2015 09:47:30, Алина Чебоксары

Комментировать статью "Требования к освещению"

Требования:Требования к соискателю: Наличие ПК, интернет, скайп в свободном доступе, знание офисных программ, ответственность, коммуникабельность, грамотная письменная и устная речь. Информация о компании и вакансии: Обязанности: работа со средствами массовой информации, организация рекламной компании, редактирование рекламы, ведение переговоров, контроль исполнения договоров, консультирование, подготовка предложений. Условия: официальное трудоустройство, карьерный рост, дружелюбный...

Не прошло и месяца с тех пор, как москвичи начали засыпать все инстанции тоннами писем с требованиями соблюдать закон и не убирать листья с газонов, как руководитель департамента природопользования сообразил, что москвичи-то, пожалуй, правы: закон надо соблюдать, листья на газонах нужно оставлять. Правда, во многих парках и скверах подрядчики уже успели зачистить землю от листьев, и неизвестно, как деревья переживут зиму и чем они будут питаться весной - но это не главное, главное написать...

Требования к детской мебели, как известно, намного разнообразнее, чем к "взрослой" мебели, и это понятно. В статье мебельного блога г. Днепропетровск один из взглядов на выбор мебели для ребенка.

Часто бывает так: девушка на выданье - умница, красавица, хозяюшка, но совершенно одинока.И возраст уже проходит, да и желания нет уже замуж выходить. Что же порождает синдром «старой девы»? Существуют определенные психологические блоки, которые мешают выйти замуж: 1. Воспитание. Часто пуританское воспитание и неодобрение кавалеров родителями приводит к тому, что женщины не могут сделать выбор и продолжают жить в родительском гнездышке и в зрелом возрасте. Родители, желая лучшего для своей...

Однако отсутствие единых требований к ней в федеральном законодательстве и необязательность ее ношения препятствуют эффективному решению проблем...

Обсуждение

Это законопроект.

1.1 Регистрация в УДИО
24.04.2013 10:42
зарегистрирован и направлен Председателю ГД
1.2 Направление в профильный комитет
25.04.2013 16:10
направлен в Комитет Государственной Думы по образованию
0.2 Регистрация писем
25.04.2013
дополнение состава инициаторов законопроекта (И.Ю.Дроздов)

Даже в первом чтении он еще не рассматривался

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в статью 63 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»

Проект федерального закона разработан в целях установления обязательной формы одежды для учащихся общеобразовательных организаций.
До 1992 года введение школьной формы регламентировалось Уставом средней общеобразовательной школы, одобренным Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.1970 № 749.
Согласно пункту 23 указанного постановления для учащихся общеобразовательных школ устанавливалась форма одежды, утверждаемая Советом Министров союзной республики.
Негативное отношение к идеологизации советской школы и ограниченности возможностей для детской инициативы в начале 1990-х годов послужило одной из причин отказа от школьной формы единого образца.
Теперь тренд прямо противоположный: большинство граждан России положительно относятся к повторному введению школьной формы.
В 2012 году ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского опроса общественного мнения, посвященного данному вопросу.
77% респондентов считают, что в школах следует вводить форму одежды. Противников такого решения только 8% опрошенных.
К преимуществам школьной формы относятся сглаживание видимых признаков социального неравенства среди детей и подростков, укрепление дисциплины и повышение мотивации учащихся к обучению, формирование чувства принадлежности к школе и сплоченности с классом, безусловная безопасность для здоровья.
В настоящее время вопрос введения школьной формы может решаться на уровне каждого отдельного общеобразовательного учреждения.
Согласно пункту 18 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно позиции Минобразования РФ, изложенной в письме от 14.11.2000 № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся», окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
В письме Минобрнауки России от 28.03.2013 № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» содержатся рекомендации по выбору общего вида, цвета, фасона школьной формы.
Однако отсутствие единых требований к ней в федеральном законодательстве и необязательность ее ношения препятствуют эффективному решению проблем, связанных со свободным стилем одежды школьников.
На данный момент существуют два основных подхода к решению данного вопроса: закрепить полномочия по введению школьной формы за федеральными органами государственной власти или за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представляется, что установление права органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять описание форменной одежды обучающихся может привести к конфликтным ситуациям подобным конфликту, произошедшему между родителями нескольких учениц и директором средней школы в селе Кара-Тюбе Нефтекумского района Ставропольского края.
Поскольку Российская Федерация является не только многоконфессиональным, но и многонациональным государством, причиной разногласий могут стать уже не хиджабы, а национальные элементы школьной формы, решение установить которые, не исключено, что примут органы государственной власти многих регионов России.
Между тем именно ситуация в селе Кара-Тюбе спровоцировала новую волну обсуждений в обществе вопроса о законодательном регулировании вопроса допустимости ношения учающимися общеобразовательных учреждений отдельных элементов одежды.
Поэтому следует принять все необходимые меры, чтобы избежать возникновение подобных конфликтов и на межнациональной почве.
Еще одним аргументом за установление описания формы одежды на федеральном уровне является предотвращение дополнительных затрат семей учающихся вследствие их переезда на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации. Поскольку описание формы одежды, в соответствии с вариантом, применявшемся в СССР, в разных регионах может сильно отличаться, таким родителям потребуется приобрести школьную форму иного образца.
Относительное большинство граждан России также выступают за правовое регулирование данного вопроса на федеральном уровне.
Результаты вышеназванного социологического опроса ВЦИОМа свидетельствуют о том, что 54% респондентов считают, что должно быть принято государственное решение о введении школьной формы во всех школах России. 8% опрошенных отнесли принятие такого решения к прерогативе директора общеобразовательного учреждения, а 14% - к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, только комбинированный подход, выражающийся в законодательном закреплении полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению описания и правил ношения формы одежды обучающихся общеобразовательных организаций позволит обеспечить реализацию всех преимуществ и предотвратить возможные проблемы, связанные с принятием такого решения.
Учитывая особенности климата в разных частях России, необходимо разработать несколько допустимых образцов, из которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации и смогут выбрать подходящий вариант формы одежды для обучающихся своего региона.

Какого размера должна быть фотография на греческую визу. На сайте визового центра дана ссылка на требования к качеству фото.

Таким явлением, как хроническая усталость, сегодня мало кого удивишь. Напряженный ритм жизни изнашивает организм большинства людей. И основную нагрузку мы получаем, конечно же, на рабочем месте. Американские ученые доказали, что для женского организма стресс и усталость особенно опасны. Изучив жизнь более чем двадцати двух тысяч представительниц слабого пола, исследователи уверенно заявили, что рабочий стресс неизбежно вызывает заболевания сердца у женщин. Ученые разделили виды труда на...

У родителей и детей часто складываются сложные отношения со школой. Но родители понимают, что их отстраненность от школы ведет к нехорошим последствиям для трех сторон, и особенно для ребенка, являющегося объектом спора двух социальныхинститутов– школы и семьи. Школа не всегда может удовлетворить запросы родителей. В большинстве случаев, условия в школе далеки от идеала и оставляют желать лучшего, в то время как уровень зарплат в системе образования зачастую не позволяет сознательным...

Фотографии этих мужчин напоминают фото на документы. Изображение четкое, ракурс прямой, позы и мимика статичны, в кадре никаких лишних деталей. Выглядят они эзотерические знакомства аккуратно и серьезно. Они с трудом принимают новомодные течения, потому их образ навевает некоторую ностальгию в стиле "ретро". Они убеждены, что брак - дело крайне серьезное, потому очень серьезно относятся к заполнению анкеты. У них нет практически ни одной незаполненной графы, ответы кратки, скупы и...

Современная система вентиляции помещений - это сложное инженерное оборудование, подбором и установкой которого должны заниматься специалисты. Подбор системы вентиляции всегда начинается с разработки технического задания, по которому затем выполняется проект. В идеале система вентиляции должна быть спроектирована, при необходимости утверждена в СЭС и пожарном надзоре до начала строительства здания. Устанавливать систему вентиляции гораздо проще и дешевле на стадии строительства. Потом...

Каждый день ко мне на собеседования приходят няни и каждый день раздаются звонки мам с просьбами найти няню. В большинстве случаев и те и другие имеют опыт взаимодействия друг с другом. Но что я слышу от мам? - «Моя няня постоянно гуляет на детской площадке с нянями олигархов и зарплата её больше не устраивает. А ведь я ей плачу практически столько же, сколько получаю сама». Няни тоже возмущены: «Все мои коллеги в районе надо мной смеются, что я работаю за копейки». При этом «копейками» могут...

Требования к усыновителям по жилищно-бытовым условиям устанавливает пункт 1, статьи 127 Семейного кодекса РФ, в который Федеральным законом № 183 были внесены изменения.

Обсуждение

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

«ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» ©

Нормативы и расшифровки требований, предъявляемых к усыновителям и частично к опекунам, воспитателям приемных семей, патронатным воспитателям.

Часть 2. Жилищно-бытовые нормы и требования.

(к статьям 127, 146, 153 Семейного кодекса)

Эта часть в начале 2005 года претерпела существенные изменения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2004 года №185 и нового Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года.

Требования к усыновителям по жилищно-бытовым условиям устанавливает пункт 1, статьи 127 Семейного кодекса РФ, в который Федеральным законом № 183 были внесены изменения. Если раньше абзац 8 статьи 127 СК РФ абзац запрещал усыновление тем лицам, кто не имел постоянного места жительства, и одновременно с этим жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, то теперь этот абзац разделен на два и звучит так: « усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: …

Лиц, не имеющих постоянного места жительства,

Лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам…»

С 1 марта 2005 года взамен ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР Федеральным законом №189-ФЗ введен новый Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ). Этот кодекс существенно отличается от предыдущего. В нем отсутствуют статьи аналогичные статьям: 40 ЖК РСФСР, устанавливавшей общие требования по благоустройству жилья, и статье 41, запрещавшей заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. В связи с чем, ранее применявшиеся требования сейчас уже не действуют.

Новый кодекс так же не содержит общего понятия «норма жилой площади» и устанавливает взамен неё в пункте 1 статьи 50 только «норму предоставления жилой площади» и только в случае социального найма. Установление величины нормы предоставления пунктом 2 этой же статьи отнесено к ведению органов местного самоуправления.

Таким образом, для усыновителей не установлены федеральные ограничения по размеру и качеству жилья, а органы опеки обязаны руководствоваться нормами местного законодательства. Регионы имеют право устанавливать свои собственные нормы. При отсутствии таких норм, суд, с учетом рекомендаций органов опеки вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии состояния жилья заявителей санитарным и техническим требованиям для усыновления.

Что означает, что теперь будущему усыновителю достаточно иметь постоянную регистрацию, где бы то ни было и место для проживания, отвечающего санитарным нормам. Такая система легализует практику органов опеки и попечительства выдачи положительных заключений усыновителям, у которых нет достаточной для усыновления жилплощади по месту постоянной регистрации, но имеется возможность для длительной аренды жилья или проживания у родственников.

В случаях, когда у семьи по региональным нормам размер жилья недостаточен или есть отклонения от санитарных требований, Федеральный закон № 185 от 24.12.2004 г. предоставил право суду, исходя из интересов ребёнка проживания в семье, решать вопрос об усыновлении.

Следует учитывать, что в отдельных случаях может потребоваться возможность выделения ребёнку отдельной комнаты вне зависимости от наличия требуемого метража. Такие требования возникают при усыновлении, установлении опеки или создания приемной семьи:

Ребёнка-инвалида,

ВИЧ инфицированного ребёнка.

Расчёт приходящегося на душу метража осуществляется делением принадлежащего семье усыновителей метража на количество зарегистрированных на этой площади людей, включая будущего ребёнка.

Проверка жилищно-бытовых условий проводится по формальным признакам и фактическому состоянию.

Для уточнения формальных данных усыновители предоставляют:

Выписку из домовой книги

Копию финансово-лицевого счёта, свидетельства либо другие документы, подтверждающие права собственности на жильё, в которых указаны основные параметры квартиры/дома,

Количество зарегистрированных на данной жилплощади людей и кто является владельцем какой доли жилья или ответственным квартиросъемщиком.

Фактическая часть проверки жилищно-бытовых условий осуществляется при обследовании жилищно-бытовых условий кандидатов органом опеки и попечительства. Поскольку желающие взять ребёнка в семью не обязаны предоставлять никаких других справок, кроме указанных выше, то обследование является основным элементом проверки. Обследование должно выявить фактическое состояние жилья, количество проживающих в нём людей, материальное положение семьи, санитарное состояние, наличие места для размещения ребёнка – место для занятий, сна, игр, оценить готовность будущих родителей создать нормальные условия для проживания и развития ребёнка. Специалисты органов опеки, либо социальный педагог школы, общественный инспектор - эти лица могут проводить обследование по поручению ООП - обязаны осмотреть жильё, и дать оценку его пригодности для проживания ребёнка. При возникновении спорных ситуаций или выявленных серьёзных несоответствиях санитарным нормам или неудовлетворительного технического состояния ООП имеют право привлечь для проведения дополнительной экспертизы состояния жилого помещения специальные службы: Санэпиднадзор (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ), Гостехнадзор, Госстройнадзор за свой счёт и своими силами. Требовать предъявления справок из этих организаций у усыновителей они не имеют права.

мечтаю сменить работу.и вот случайно увидела объявление вгазете.должность предлагаемая лучше и выше,чем у меня сейчас.поехала срезюме в отдел кадров и знаете так хорошо пообшались с кадровичкой,встретили как родную.в понедельник встречаюсь с директором.процентов 90 что возьмут.я просто в шоке,даже не вериться,что вот так запросто можно найти новую приличную работу.а вы верите в такое везение?

Обсуждение

Интересно,а в какой сфере? просто сейчас почти нигде нет дефицита, на одно место 21 кандидат

конечно! главное уметь правильно себя вести. посмотрите вот как тут девушка проходит собеседование....оххх...вроде бы и опытная, но столько амбиций! хотя без них тоже никуда;)
кстати, Вас я поздравляю!!

в вашей компании такие же требования к работникам? Правила, установленные в нашей Компании 1. Приход в офис в 9:00:01 – это уже опоздание...

Обсуждение

бред какой-то! И люди работают у таких...мммм как бы помягче?? а вообще, я думала что рабство уже отменили!!!

правила конечно жесть, но в принципе нормально. меня смутил пункт 2, а именно, что вас работодатель заставляет задерживаться на работе для получения заработной платы. они не имеют права этого делать.

Никогда с МТС никаких дел не имела. Перед НГ приходит 3 письма с требованием погасить задолжность по 3-м разным лицевым счетам. Примерно на 12 тысяч.

Обсуждение

У меня была такая же ситуация с Мегафоном, правда сумма была сильно меньше. При таких суммах обязательно надо писать заявление. Замучают письмами, потом передадут в коллекторскую контору - те начнут слать страшилки, что вас внесут в черный список всех операторов, банков и проч.. Это конечно все ерунда, пока не будет решения суда... Но при таких суммах точно подадут в суд и придется идти и доказывать уже по судам.
Наверняка заявление можно написать в любом ближайшем к вам отделении МТС. Попросите сделать копию заявления для себя и пусть укажут дату и номер регистрации вашего заявления. Напишите, что в случае оставления без внимания вашего заявления - будете обращаться в прокуратуру по фактам мошенничества и неправомерным использованием ваших персональных данных представителями оператора. Теоретически, можно отправить заказным письмом заявление с уведомлением о вручении, а копию еще им продублировать на сайте (наверняка там есть раздел обратной связи).
Но лучше лично сходить.

Ну, если бы не было у директоров лап в департаментах и если на школе написано государственная она такой бы и была, не было бы ни требований, ни денежных сборов. А так у нас на школы трудно найти управу, вот они и творят что хотят. Видимо директоров, которые от души работают мало, остальные ищут способы заработать.

Обсуждение

Я бы постаралась сконцентрироваться на обучении ребенка. Программы не такие уж и разные на самом деле. Главное - обьем и качество знании. Если есть рядом нормальная англииская школа, то уучила бы там, а не возила далеко. А дома учила бы русскому (я учу сама, но можно и репетитора нанять). По опыту знакомых: в более менее младшие классы (где-то до 6) берут без проблем в самые приличные школы. Договаривались с директором, учителя в самои школе детеи тестировали (не придирчиво, не требуя "оформления" и прочеи дребедени; год никто не пропускал). Перед тестированием за 1-2 месяца сами или с учителем просматривали учебники за предыдущие годы. А в более старшие классы можно отдать в частную школу или на екстернат, а получив оценки за первую же четверть уже можно перевести в гос, если захотите.

24.01.2007 22:19:18, irina.

Мне раньше очень нравился сайт, который ныне стал много хуже, но там есть при каждом растении, которое может расти на иск. свету упоминание об этом. Посмотрите http://www.flowers.corbina.net
сенполии прекрасно растут у многих на чисто люминесцентном свету, НО с расстоянием до ламп ~30 см. В павильоне на ВВС, где была последняя выставка сенполий, есть киоск с такими стеллажами и есть с кем побеседовать. Что касается фитолюминесцентных ламп - пока не разобралассь, а вот ксенонка, что у них висит, с долей ультрафиолета в спектре явно хороша. Другое дело, что ультрафиолет неполезен SD-дискам, если про оффис.
Сингониум и березки, по крайней мере, зеленые - крайне выносливы и могут жить при иск. свете. Если у Вас не хотят, значит дело не в том, что свет искусственный, а в том, что слабый.
Из вашего списка алоэ, каланхоэ, крассула (толстянка), церопегия и хойя хотят хорошего, лучше бешеного света (южное окно с прямым солнцем - идеал). Вряд ли стоит пытаться создать что-то подобное в оффисе. Да, есть любители-коллекционеры, со стеллажами для кактусов с искусственным светом. Вопрос каким светом. У меня на работе есть дуговая ксенонка на 2000Вт. Там спектр как у солнца, главная проблема - не обжечь глаза ультрафиолетом.
Бальзамин, герань, фуксия, кливия - достаточно светолюбивы, вряд ли захотят цвести там, где мало света для сингониума.
Наиболее теневыносливы: сансевиерия (тещин язык), циссус (березка), хедера (плющ), хлорофитум, сциндапсус, зеленые традесканции, часть филодендронов, нецветущие бегонии.
С аспарагусом, зебриной, камнеломкой, кодиеумом вопрос сложнее, они посредине между последней и предпоследней группой из вышеперечисленных.