Для интересующихся.
Привожу отрывки из официального нормативного документа (СанПиН) , который обязателен для исполнения всеми образовательными учреждениями. За его выполнением следит СЭС. Каждая школа ежегодно до наступления нового уч. года согласует свой учебный план (с пояснениями) как в РОНО, так и в СЭС. При составлении уч. плана школа обязана ориентироваться на этот документ, котрый, кстати, был принят с большими изменениями в 2002 г.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Санитарно - эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся только в первую смену;
- 5-дневная учебная неделя;
- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
- проведение не более 4-х уроков в день;
- продолжительность уроков - не более 35 минут;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
- организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5 - 9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).
Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 - 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.
В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Предмет Количество баллов

Математика, русский язык (для национальных 11
общеобразовательных учреждений)
Иностранный язык 10
Физика, химия 9
История 8
Родной язык, литература 7
Естествознание, география 6
Физкультура 5
Труд 4
Черчение 3
Рисование 2
Пение 1

Дополнением к таблице И.Г. Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9 - 11 классов.
Для обучающихся в 5 - 11 классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

--------------------
Найдите что-то, что вы любите делать, и вам больше не придется работать и дня в вашей жизни. Харви Макей и я вместе с ним.

Дополнительно:

Наблюдения врачей и педагогов показали, что работоспособность и утомление учащихся зависят от характера построения школьного режима, длительности учебного дня, уроков, системы составления расписаний и чередования предметов, организации перемен, условий домашнего быта детей и подростков и пр. В соответствии с этим школьные гигиенисты, учитывая положения гигиены умственного труда и возрастные особенности детей и подростков, разработали ряд пополнений, определяющих гигиенические требования к режиму дня и в первую очередь к школьному режиму.

Правильно организованный и проводимый режим учащихся в школе, или, иначе говоря, распорядок школьных занятий, является обязательным условием каждой нормально функционирующей школы. Такой режим является одним из основных условий успешной учебно-воспитательной работы и сохранения сил и здоровья учащихся. Неправильная организация школьного режима или нарушения в его проведении могут повлечь за собою ухудшение работоспособности детей и подростков и вызвать значительное утомление их.

При построении режима школы следует исходить из учебно-воспитательных целей школы, возрастных особенностей детей и подростков и состояния их здоровья.

Отсюда становится очевидным, что в деле организации и проведения школьного режима нельзя равнять все классы на один лад. Вполне очевидно, что школьный режим в младших классах должен иметь соответствующие отличия от режима в старших классах, вытекающие из возрастных особенностей учащихся. Так, например, продолжительность учебного дня и его построение в 1 классе, в котором учатся дети семилетнего возраста, не могут быть такими же, как в других, более старших классах, так как такие дети не обладают способностью длительного внимания и быстро утомляются.

Правильно организованный режим в школе создаёт благоприятные условия для повышения качества учебно-воспитательной работы, усиления сознательной дисциплины и укрепления здоровья школьников.

Основными элементами школьного режима являются:

А) продолжительность учебного года и перерывы (каникулы) в течение календарного года;

Б) правильная организация приёма детей в школу;

В) продолжительность учебного дня;

Г) продолжительность урока и правильное его построение не только в педагогическом, но и в гигиеническом отношениях;

Д) нормальное распределение предметов в зависимости от степени их трудности, чередование лёгких и трудных уроков и занятий;

Е) рациональная организация перемен менаду занятиями с максимальным использованием свежего воздуха;

Ж) своевременный приём пищи в течение учебного дня и правильная организация этого процесса;

З) обеспечение в помещениях школы образцовой чистоты, внешнего порядка и соблюдения всех требований школьной гигиены;

И) правильная организация и нормирование во времени внеклассной работы детей и подростков;

К) нормирование задаваемых на дом уроков в отношении времени, количества предметов, по которым задаются уроки, и характера заданий (недопустимы одни устные, одни письменные уроки);

Л) органическая связь школьного режима с круглосуточным режимом учащихся.

При построении режима школы необходимо учитывать режим дня учащихся вне школы, устанавливая единый круглосуточный режим школьника того или иного возраста.

Местные коррективы, вносимые в школьный и суточный режим учащихся различных возрастов, не должны нарушать основных норм продолжительности отдельных режимных элементов, как-то: четырёхразового питания, необходимой для детей и подростков того или иного возраста продолжительности сна, пребывания на свежем воздухе, времени для приготовления заданных на дом уроков и т. п.

Продолжительность учебного года в школах регламентирована в соответствии с возрастом учащихся и необходимостью обеспечения перерывов - каникул как в зимнее и весеннее время, так особенно в летнее. Чередование учебных семестров с каникулами даёт возможность равномерно распределить в течение учебного года программный материал, что предупреждает чрезмерное утомление учащихся, обеспечивает сохранение их здоровья и даёт полное восстановление их сил после нескольких месяцев упорного учебного труда. Самая меньшая продолжительность учебного года установлена для детей, учащихся в первых трёх младших классах, так как организм детей младшего школьного возраста ещё недостаточно окреп и так как в этом возрасте их силы ограничены, и в связи с этим необходимо ограничение во времени продолжительности учебного года и увеличение продолжительности летних каникул.

Учебный год во всех классах начинается 1 сентября и продолжается в I-III классах до 20 мая, в IV-VII классах - до 30 мая и в VIII-X классах - до 30 мая. Для всех классов в течение учебного года установлены каникулы (осенние, зимние и весенние). Зимние каникулы продолжаются с 30 декабря по 10 января, т. е. 12 дней, а весенние каникулы - с 25 по 31 марта, т. е. 6 дней. Таким образом обеспечивается, помимо общих выходных дней, относительно продолжительный отдых учащихся в течение всего учебного года.

Летние каникулы имеют значительно большую продолжительность, различную для детей и подростков того или иного возраста.

Таким образом дети и подростки в течение года имеют достаточно времени для того, чтобы отдохнуть и укрепить своё здоровье. Для этого, однако, необходимо правильно организовать в гигиеническом отношении отдых детей и подростков.

Правильная организация приёма детей в школу в значительной мере обусловливает успешное начало учебного года и дальнейшее продолжение занятий. Наряду с этим правильная организация приёма детей в школу облегчает также работу по охране и укреплению здоровья учащихся.

Чрезвычайно важным с точки зрения школьной гигиены является вопрос о времени начала школьного обучения детей.

Систематическое обучение детей в школе возможно с 7-8 лет.

Это, однако, не означает того, что до 7 лет не следует заниматься элементарным обучением детей. В условиях детского сада и семьи ребёнок 6 лет может без особых усилий, как бы играя, изучать азбуку и научиться читать и писать буквы и отдельные небольшие слова при обязательном соблюдении необходимых гигиенических требований и при применении методов, не вызывающих напряжения умственных сил ребёнка. Это облегчит детям и последующее усвоение знаний в школе. Однако преждевременное и искусственно вызываемое умственное развитие ребёнка может вредно повлиять на его физическое и нервно-психическое состояние.

Не менее существенное значение имеет и правильно организованное начало занятий в учебном году. Особого внимания в этом направлении требуют дети семилетнего возраста, поступающие в школу. Опыт нескольких лет по обучению детей семилетнего возраста в школе показывает, что эти дети в первые дни и даже недели своего пребывания в классе с трудом подчиняются новой для них школьной дисциплине и плохо втягиваются в необычный для них школьный режим.

С трудом также происходит приучение их к регулярной учебной нагрузке, вследствие чего у них быстро возникает утомление. Всё это необходимо учитывать и поэтому следует для детей семилетнего возраста, начавших школьное обучение, только постепенно увеличивать школьную нагрузку.

Одним из требований школьной гигиены в отношении правильной организации начала учебного года является готовность всего школьного здания и отдельных его помещений к приёму учащихся. По окончании летнего ремонта здания школы и её оборудования (парт и пр.), а также после принятия здания комиссией, констатирующей готовность школы к приёму детей, за несколько дней до начала учебных занятий (примерно за 3-4 дня или в крайнем случае за 1-2 дня) следует устраивать предварительную встречу детей с учителями по классам. Классному руководителю надо разъяснить детям стоящие перед ними задачи в новом учебном году, рассказать о том, чему они будут учиться, каким должен быть режим дня и т. п. В беседах с первоклассниками надо рассказать в простой, но образной форме о правилах поведения учащихся в школе и вне её и изложить их обязанности, связанные с учением в школе. Такие беседы сближают детей с учителями и создают у них бодрое, жизнерадостное настроение, что столь необходимо для нормального состояния их нервной системы.

Во время такой предварительной встречи классный руководитель должен показать учащимся классное помещение, в котором они будут учиться, и указать каждому из них его место за партой (в зависимости от его роста, состояния зрения и слуха). Такая предварительная встреча учащихся с учителями не должна быть продолжительной - не более одного часа с тем, чтобы не утомить детей.

Продолжительность учебного дня является одним из важнейших элементов школьного режима. Она должна соответствовать возрасту детей. Слишком продолжительный учебный день увеличивает нагрузку учащихся умственной работой и понижает их работоспособность. Кроме того, большое количество уроков в течение учебного дня лишает детей и подростков возможности находиться достаточное время на свежем воздухе, заниматься играми и спортом, что так необходимо для их здоровья и нормального физического развития. В связи с этим количество уроков на каждый день должно быть ограничено в соответствии с выработанными школьной гигиеной нормами для детей и подростков различных возрастов. Количество уроков на каждый день должно быть таким, чтобы были обеспечены нормальная учебная работа и сохранение сил учащихся.

В начальной школе и младших классах (1-IV) средней школы должно быть не более 4 уроков в день. Продолжительность учебного дня в I классе желательно ограничить 3 часами. Последний урок в I-IV классах должен, как правило, отводиться на относительно лёгкие предметы, какими являются рисование, пение и физическая культура.

В V-X классах установлено по 5 уроков в день и два-три раза в неделю 6 уроков. Последний урок в средних и старших классах, как и в младших, по возможности следует отводить для относительно лёгких предметов - музыки, рисования, черчения и физической культуры.

В деле правильной в гигиеническом отношении организации учебного дня большое значение имеет время начала занятий в школе. Занятия должны начинаться в точно установленное время: для учащихся в начальной школе - не ранее 8 час. 30 мин. утра, а для учащихся V-X классов учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов. Лучше всего начинать учебные занятия в школе в 9 часов утра.

В школах, не имеющих двухсменных занятий, начало учебного дня обязательно должно быть в 9 часов. Слишком раннее начало занятий в школе принуждает детей и подростков просыпаться раньше времени, часто недосыпать, спешить в школу, съедать домашний завтрак «на скорую руку». Всё это, естественно, может неблагоприятно отразиться на здоровье детей и подростков и, в первую очередь, на их нервной системе, так как обычно в таких случаях они волнуются и беспокоятся, как бы не опоздать в школу, и приходят весьма возбуждёнными на занятия.

Преждевременное вставание, так же как и слишком поздний отход ко сну, лишает детей и подростков необходимого отдыха и не даёт восстановления сил. К тому, же при слишком раннем начале занятий в школе в зимнее время в средней полосе, а тем более на севере приходится пользоваться искусственным освещением, что неблагоприятно отражается на зрении учащихся и затрудняет нормальное течение педагогического процесса. Необходимо обращать особое внимание на то, чтобы дети направлялись в школу не спеша, с расчётом времени, и могли прийти в неё без опоздания (примерно за 5-10 минут).

Правильное построение учебного дня предусматривает такое расписание уроков, когда отсутствуют сдвоенные уроки, когда имеет место чередование трудных и лёгких предметов и когда строго соблюдаются перемены между уроками. Правильное построение учебного дня зависит также и от продолжительности урока и методов его проведения.

Расписание уроков в течение учебного дня - это прежде всего нормальное распределение предметов в зависимости от их трудности при обязательном чередовании лёгких и трудных предметов.

При планировании предметов в течение одного учебного дня необходимо более трудные предметы относить к первой половине дня, когда учащиеся ещё не утомились и легко могут воспринимать учебный: материал.

Предметы по степени их трудности условно можно распределить следующим образом (помещаем впереди наиболее трудные предметы, затем более лёгкие): а) иностранные языки, математика, б) физика и химия, в) история, естествознание и география, г) родной язык и литература и д) физическая культура, черчение, рисование, музыка и пение. Однако такое деление учебных предметов на более трудные и более лёгкие крайне условно. Многие учителя утверждают, что русский язык является более трудным предметом, чем история и география. Надо иметь в виду и то, что трудность предмета в значительной мере зависит от содержания урока, методики преподавания, степени заинтересованности и активности учащихся и личности самого учителя, его подхода как к учащимся, так и к излагаемому им учебному материалу. Всё это надо учитывать при составлении недельного расписания уроков в школе.

Весьма важно тем предметам или видам занятий, которые требуют определённого напряжения зрения (например, длительное письмо, чтение, работа с микроскопом и пр.), обеспечивать место в учебном расписании во время наилучшего дневного освещения классов с учётом направления солнечных лучей. Так, например, в классах, обращенных на запад, не следует ставить такие уроки на часы, когда солнечные лучи имеют почти горизонтальное направление и затрудняют зрительное восприятие учащихся.

В зимнее время, когда естественное освещение классов понижено, не следует занятия, требующие большого напряжения зрения, относить на первый и последний уроки. Те предметы которые требуют наибольшего умственного напряжения, внимания и памяти, необходимо относить в расписании на первые и вторые уроки данного учебного дня. При этом надо обязательно следить за тем, чтобы не следовало подряд несколько уроков, основным стержнем которых является письмо или записывание, так как при этом может иметь место не только утомление глаз, но и утомление мышц кисти правой руки.

Одним из обязательных элементов рационального школьного режима являются перемены в течение всего учебного дня после каждого урока. Перемены, обеспечивающие перерывы между каждым уроком, обязательны: они предназначаются для того, чтобы предоставить учащимся достаточный отдых. Поэтому и продолжительность их должна быть такой, чтобы учащиеся могли в течение их полностью отдохнуть после урока и восстановить свои силы.

Гигиеническое влияние перемен на психофизическое состояние учащихся установлено рядом исследований. Во время перемены учащиеся имеют возможность дать мышцам туловища выправиться и нейтрализовать влияние долгого неподвижного сидения на одном месте. Перемена также даёт возможность глубокого свободного дыхания либо на школьном участке, либо в заранее проветренных и убранных рекреационном зале или коридоре.

Продолжительность перемен в течение учебного дня различна. Продолжительность первой, третьей и четвёртой перемен установлена в 10 минут, а второй перемены, называемой обычно большой - в 30 минут.

В данном случае учтены в первую очередь интересы учащихся первых четырёх классов, так как при этом большая перемена совпадает с половиной учебного дня в этих классах. Во многих средних школах вместо одной большой перемены в 30 минут устраивают после второго и третьего уроков перемены в 20 минут каждую, что в значительной мере облегчает организацию горячих завтраков в школе. Эта продолжительность перемен вполне достаточна для отдыха учащихся, конечно, в том случае, если они правильно организованы.

Сдваивать уроки, а тем более отменять перемены, категорически воспрещается: за каждым уроком должен следовать обязательный отдых. Опыт показал, что сдваивание уроков, а тем более отмена перемен или их неправильная организация отражаются на самочувствии детей и подростков и увеличивают их утомление. Правильная организация перемен, обеспечивая отдых и восстановление сил учащихся, содействует усилению умственной деятельности учащихся и укреплению их здоровья.

Необходимо заботиться о гигиенической организации перемен с тем, чтобы школьники могли подышать свежим воздухом, подвигаться и действительно отдохнуть. В тёплое время года выход детей на свежий воздух надо признать обязательным во время каждой перемены, а зимой - во время перемен продолжительностью в 20 или 30 минут (за исключением слишком холодной погоды, ниже - 16° С, а также во время сильного снегопада и ветра).

Следует добиваться того, чтобы дети и подростки во время перемены получили новую зарядку для дальнейших занятий, чтобы перемена воспитывала у них навыки правильного проведения отдыха, организованности, сознательной дисциплины и культурного поведения. Нельзя допускать на переменах шумных игр и вообще таких движений, которые сильно возбуждают детей и подростков и нередко дезорганизуют их.

Самым главным в содержании перемен между отдельными уроками для учащихся младших классов должны быть подвижные игры, прогулка на школьном участке и свободные движения. Во время перемен следует запретить детям и подросткам готовиться к предстоящему уроку, а также повторять пройденный учебный материал, так как в таком случае перемена превратится в дополнительный урок и тем самым лишит учащихся необходимого отдыха.

Надо установить в школе такой порядок, чтобы во время перемен учащиеся в обязательном порядке покидали классные комнаты, которые в это время следует проветривать.

В деле правильной постановки и проведения школьного режима имеет весьма существенное значение организация горячих завтраков для детей и подростков в школе.

Учителя должны следить за тем, чтобы все дети и подростки перед завтраком мыли руки. Во время приёма завтрака учителям следует наблюдать за правильностью посадки детей и подростков, за тем, чтобы они не спешили, как следует пережёвывали пищу и ели аккуратно.

Одним из важнейших элементов школьного режима является нормирование внеклассной работы детей и подростков и в первую очередь кружковой работы. Следует заботиться о том, чтобы внеклассная работа не перегружала учащихся, не отвлекала их от учебных занятий и приготовления уроков, от прогулок на свежем воздухе и т. п. Внеклассная работа детей и подростков должна быть так организована, чтобы она одновременно с образовательным её значением обеспечивала здоровый отдых и восстановление сил учащихся после упорного умственного труда на уроках.

Правильная организация приготовления учащимися задаваемых на дом уроков и нормирование домашней нагрузки обычно не относятся к школьному режиму, хотя они неразрывно с ним связаны. Приготовление учащимися уроков проводится дома, в семейной обстановке или в школьном интернате и детском доме в тех случаях, когда они живут вне семьи. Когда домашняя обстановка в семье учащегося не обеспечивает необходимых условий для приготовления им заданных уроков, следует организовать приготовление уроков в самой школе по окончании учебного дня. Для этого необходимо отвести одну или несколько классных комнат, в которых дети и подростки могли бы готовить уроки.

Приготовление детьми и подростками домашних уроков не должно следовать непосредственно за окончанием уроков в школе. Необходимо, чтобы учащиеся вслед за окончанием уроков в школе могли сходить домой, пообедать и после этого погулять на свежем воздухе. Возвращение детей и подростков в школу для приготовления заданных им уроков должно быть не ранее 2 часов с момента окончания учебных занятий. В противном случае дети и подростки не успеют отдохнуть и восстановить свои силы и начнут готовить заданные им уроки ещё утомлёнными от школьных занятий. При приготовлении учащимися уроков в школе должна быть обеспечена помощь со стороны учителя. Эта помощь в сочетании с чутким подходом к ребёнку (подростку) снижает утомление и оберегает его нервную систему от излишнего раздражения и возбуждения.

В школьном режиме чрезвычайно важно также наладить организованный выход учащихся из школы . Задерживать детей и подростков в школе после уроков нельзя, так как это нарушает установленный режим дня. Только в тех школах, в которых установлен так называемый «продлённый день», при котором учащиеся после окончания уроков обедают в школе, затем отдыхают, играют на свежем воздухе, а после этого готовят заданные им уроки и занимаются внеклассной деятельностью, дети и подростки остаются после окончания учебных занятий в школе.

Учащиеся по окончании уроков должны организованно направляться в раздевальную. С целью предупреждения больших скоплений детей и подростков в раздевальной, в школе должен быть установлен такой порядок, чтобы в первую очередь спускались по лестнице учащиеся младших классов, а затем старших. При этом лучше всего, чтобы дети шли поодиночке один за другим. С целью предупреждения ушибов детей бегание по лестницам должно быть категорически воспрещено. Учителям надо разъяснять детям значение и порядок спокойного и организованного выхода из классов, спуска их по лестнице, постепенного входа в раздевальную небольшими группами и такого же организованного выхода на улицу.

Все указанные выше мероприятия имеют целью повышение уровня сознательной дисциплины детей и подростков.

Всё это вносится в «Правила внутреннего распорядка для учеников ». Эти правила должны разъясняться учащимся классными руководителями с начала учебного года.

Следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся не перегружали себя сверх меры книгами и прочими учебными пособиями, которые они обычно носят в портфеле, сумке или даже попросту подмышкой. При этом основная тяжесть приходится на одну сторону туловища, что способствует развитию искривлений позвоночника.

Наиболее целесообразно ношение книг в ранцах, так как при этом тяжесть нагрузки равномерно распределяется на обе стороны спины.

Ношение в ранце, а тем более в портфеле или сумке посторонних вещей должно быть категорически воспрещено, так как это увеличивает и без того большую нагрузку и влечёт за собой загрязнение учебников и тетрадей. Ученик должен брать в школу, помимо пенала с ручкой и карандашом, лишь учебники и тетради по тем учебным предметам, которые имеются в расписании на данный день.

Школьный режим должен быть органически связан о круглосуточным режимом учащихся, так как нарушения последнего нередко отражаются на нём, увеличивают утомление учащихся и неблагоприятно влияют на успешность учебной работы и здоровье детей и подростков. Учитель должен позаботиться о том, чтобы и режим учащихся в семье соответствовал требованиям

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузке

Организация профильного обучения в 10 - 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

Для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

Для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;

Для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.

10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

10.13. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

10.15. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

Таблица 4

Наполняемость класс-комплектов

10.16. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5 - 11-х классах.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Непрерывная длительность (мин), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

Организованных подвижных игр на переменах;

Спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

Внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

Самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (приложение 7).

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

10.25. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатического пояса - вторую половину дня (16 - 17 ч.) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся. Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12 - 13 лет составляет 2 часа; для подростков 14 лет и старше - 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов.

10.28. При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных правил.

10.29. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

10.31. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.

10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг; 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.

10.33. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений

11.1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

11.2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

11.3. Обучающихся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.

11.4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

11.5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре - пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 раствором спирта.

11.6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.

Вопрос о профилактическом лечении лиц, бывших в контакте с больным чесоткой, решается врачом с учетом эпидемиологической обстановки. К указанному лечению привлекают тех, кто находился в тесном бытовом контакте, а также целые группы, классы, где зарегистрировано несколько случаев заболевания чесоткой, или там, где в процессе наблюдения за очагом выявляются новые больные. В организованных коллективах, где профилактическое лечение контактных лиц не проводилось, осмотр кожных покровов обучающихся осуществляют трижды с интервалом в 10 дней.

При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

11.8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

11.9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

XII. Требования к санитарному содержанию территории и помещений

12.1. Территория общеобразовательного учреждения должна содержаться в чистоте. Уборку территории проводят ежедневно до выхода обучающихся на площадки. В жаркую, сухую погоду поверхности площадок и травяной покров рекомендуется поливать за 20 минут до начала прогулки и спортивных занятий. Зимой площадки и пешеходные дорожки отчищать от снега и льда.

Мусор собирают в мусоросборники, которые должны плотно закрываться крышками, и при заполнении 2/3 их объема вывозят на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с договором на вывоз бытовых отходов. После освобождения контейнеры (мусоросборники) должны быть очищены и обработаны дезинфекционными (дезинсекционными) средствами, разрешенными в установленном порядке. Не допускается сжигание мусора на территории общеобразовательного учреждения, в том числе в мусоросборниках.

12.2. Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку молодой поросли, сухих и низких веток. При наличии непосредственно перед окнами учебных помещений высоких деревьев, закрывающих светопроемы и уменьшающих значения показателей естественной освещенности ниже нормируемых, проводят мероприятия по их вырубке или обрезке ветвей.

12.3. Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Уборку помещений интерната при общеобразовательном учреждении проводят не реже 1 раза в сутки.

Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательном учреждении и интернате при общеобразовательном учреждении используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.

Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствии обучающихся.

12.4. Дезинфицирующие и моющие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией и в местах, недоступных для обучающихся.

12.5. С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательном учреждении проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

12.6. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении проводится генеральная уборка.

Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.

Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли.

12.7. В спальных помещениях общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки. Смена постельного белья и полотенец осуществляется по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Перед началом учебного года постельные принадлежности подвергают обработке в дезинфекционной камере.

В туалетных помещениях мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

12.8. Ежедневную уборку туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения проводят с использованием дезинфицирующих средств независимо от эпидемиологической ситуации. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы, сиденья на унитазы чистят ершами или щетками, чистящими и дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке.

12.9. В медицинском кабинете помимо обеззараживания помещения и предметов обстановки необходимо дезинфицировать медицинские инструменты в соответствии с указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения.

Предпочтение следует отдавать стерильным медицинским изделиям одноразового применения.

12.10. При образовании медицинских отходов, которые по степени эпидемиологической опасности относятся к потенциально опасным отходам, их обезвреживают и удаляют в соответствии с правилами сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений.

12.11. Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями.

Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

12.12. По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте.

12.13. Санитарное содержание помещений и дезинфекционные мероприятия в подразделениях дошкольного образования проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

12.14. Санитарное состояние помещений пищеблока следует поддерживать с учетом санитарно-эпидемических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. При наличии бассейна уборка и дезинфекция помещений и оборудования проводится в соответствии с санитарными правилами для плавательных бассейнов.

12.15. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.

Спортивный инвентарь, размещенный в зале, протирают увлажненной ветошью, металлические части - сухой ветошью в конце каждой учебной смены. После каждого занятия спортзал проветривают не менее 10 минут. Спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесоса, не менее 3 раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса. Спортивные маты ежедневно протирают мыльно- содовым раствором.

12.16. При наличии ковров и ковровых покрытий (в помещениях начальной общеобразовательной школы, групп продленного дня, интернате) их очищают пылесосом в ежедневном режиме, а также 1 раз в год подвергают просушиванию и выколачиванию на свежем воздухе.

12.17. При появлении в учреждении синантропных насекомых и грызунов на территории общеобразовательного учреждения и во всех помещениях необходимо проводить дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организаций в соответствии с нормативно-методическими документами.

С целью предупреждения выплода мух и уничтожения их на фазе развития один раз в 5 - 10 дней надворные туалеты обрабатывают разрешенными дезинфицирующими средствами в соответствии с нормативно-методическими документами по борьбе с мухами.

XIII. Требования к соблюдению санитарных правил

13.1. Руководитель общеобразовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

Наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников учреждения;

Выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения;

Необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

Наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований;

Организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

13.2. Медицинский персонал общеобразовательного учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.

С целью минимизации комплексного влияния умственных и статических нагрузок на функциональное состояние и параметры деятельности основных систем жизнеобеспечения организма школьников, между уроками следует предусмотреть перерывы (перемены), обеспечив одновременно их физиологически целесообразную продолжительность и организацию.

Перемены должны быть связаны с тщательной аэрацией учебных помещений и обязательным выходом из них детей на благоустроенный земельный участок школы или в предварительно проветренные рекреации - для проведения активных игр (с прекращением последних за 1,5―2 мин до очередного урока).

Требуется, чтобы минимальная продолжительность перемены составляла 10 мин, так как в условиях умеренно выраженного утомления восстановление функционального состояния организма учащихся происходит в две последовательные фазы:

Подъем умственной работоспособности (первые 5―7 мин после урочного времени);

Закрепление достигнутого эффекта восстановления (остальное время перемены).

Если период отдыха детей между уроками ограничен исключительно первой из указанных фаз, то даже незначительная учебная нагрузка форсированно возвращает школьников к состоянию сниженной работоспособности.

Рекомендован ряд вариантов расписания перемен: в начальной школе рекомендуется 3 перемены в такой последовательности: 10―20―10 минут; в средней - 10―20―20―10―10 минут и в старшей - 10―10―30―10―10. Во время большой перемены дети (если не питаются) выходят на свежий воздух, где у них есть возможность подвигаться, эмоционально разрядиться. В случае организации ежедневной динамической паузы продолжительность большой перемены увеличивают до 40―45 мин, из которых не менее 30 мин отводят для двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной территории (в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях).

Длительность перемен, к которым приурочен прием школьниками горячей пищи, должна составлять не менее 20, а при его организации в две посадки - 30 мин.

1.10. Регламентация домашних заданий

Профилактика учебных перегрузок включает также предопределяемую возрастом детей регламентацию домашних заданий, исходя из которой не следует:

Требовать их выполнения в течение первого учебного года к понедельнику;

Домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во втором классе - до 1,2 часов, 3―4 классах - 1,5 часов, 5―6 классах - 2 часов, 7―8 классах - 2,5 часов, 9―12 классах - 3 часов.

Кроме того, освоение школьниками требований программ предметов, образующих региональный компонент учебных планов, рекомендуется полностью обеспечивать за счет проведения урочных занятий, то есть без необходимости домашних заданий. В условиях интенсивной учебной деятельности ограничение нагрузки школьников еще не исчерпывает весь комплекс вопросов, связанных с гигиенической оптимизацией педагогического процесса.

1.11. Проведение каникул в общеобразовательном учреждении.

С целью предупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного года проводятся каникулы. В течение учебного года должны устанавливаться каникулы общей продолжительностью не менее 30 дней, в том числе зимние - не менее 14 дней. Для учащихся 1―2 классов в феврале (третья неделя месяца) устанавливаются дополнительные каникулы продолжительностью 1 неделя. Продолжительность летних каникул - не менее 8 недель.

Учебный год более короткий для учащихся младшего и среднего школьного возраста, чем для учащихся 7―11 классов, а продолжительность летнего отдыха соответственно увеличивается. Каникулы являются необходимым отдыхом, обеспечивающим восстановление работоспособности учащихся. Многочисленные исследования показали, что за каникулярные дни полностью наступает ликвидация накопившегося утомления. Даже после коротких зимних и весенних каникул работоспособность школьников, значительно снизившаяся к концу второй и особенно третьей четверти учебного года, снова повышается.

На всем протяжении текущего учебного полугодия с целью содействия формированию у школьников динамического стереотипа учебно-познавательной деятельности не следует вносить изменения в расписание занятий, прошедшее согласование с территориальным ЦГСЭН.