Исследовательская работа учащихся по химии

из опыта работы учителя химии Габдрахмановой Т.В.

«МБОУ СОШ №5» г.Усинск Республика Коми

Сомневаясь, мы начинаем исследовать,

а исследуя, находим истину.
Пьер Абеляр

Введение

Одной из основных функций учителя является обучения и развитие личности ученика. Особую значимость приобретает организация исследовательской деятельности, которая оказывает существенное влияние на личностное и профессиональное развитие учащихся.

На протяжении многих лет я занимаюсь организацией исследовательской работы среди учащихся 8-11 классов по химии в нашей школе.

Целью исследовательской работы является воспитание любознательного, активно познающего мир, владеющего основами умения учиться ученика, умеющего слушать и слышать других .

Задачи :

развивать умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;

совершенствовать навыки работы с методами, необходимыми для проведения исследований − наблюдением, измерением, экспериментом;

оформлять результаты работы, представлять свою работу на различных конкурсах;

использовать опыт учащихся для получения новых знаний;

развитие способности к самостоятельной работе с различной информацией.

Актуальность исследовательской работы:

поиск наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения учащихся;

потребность формирования уникальной творческой личности, способной нестандартно мыслить.

обучение учащихся способам поиска, систематизации и обработки полученной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности.

Организация исследовательской работы на уроках химии

При организации исследовательской работы необходима теоретическая подготовка, которую учащиеся получают на традиционных занятиях по первичному закреплению знаний.

Элементы исследовательской работы учащиеся получают на уроках химии, но при этом возникают различные проблемы, так как школьники очень расплывчато представляют методы исследования, этапы работы, оформление результатов своей исследовательской работы. Им трудно подобрать источники информации для темы, генерировать идеи, найти пути решения проблем, анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, соотнести достигнутое с ранее поставленными целями и задачами. Когда учащиеся подготовлены теоретически, следует применять у роки с элементами исследования и уроки-исследования. Для стимулирования интереса к исследовательской деятельности на уроках химии необходимо создать ситуацию успеха.

Уроки с элементами исследования .

Учащиеся отрабатывают на уроке отдельные учебные приемы, которые составляют исследовательскую деятельность . Что бы учащимся предлагать провести исследование требуется сформировать у них понятие о предмете и объекте исследования, гипотезе, показать способы проверки гипотез. Алгоритм исследования учащимся можно предложить на примере простой проблемной задачи с химическим содержанием. Например «Какими свойствами должен обладать оксид и гидроксид элемента с порядковым номером 13?» (Приложение 1). После выполнения работы учащимся можно предложить самостоятельные исследования по проблеме: «Какими свойствами обладает гидроксид химического элемента, если электронное строение атома выражается схемой: 2е; 8е; 5е?». По содержанию элементов исследовательской деятельности выделяют разнообразные типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, работа с источниками информации, уроки с проведением эксперимента, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

В развитии исследовательских умений учащихся очень важна роль проблемного обучения. Проблемная ситуация побуждает учеников к мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.д.) При рассмотрении темы «Коррозия металлов» можно создать проблемную ситуацию. Ребенок выступает с сообщением, в котором рассказывает о вреде коррозии. Докладчик преследует цель дать общее представление о коррозии и о вреде, наносимом этим явлением. Строки из доклада: «Коррозия наносит не только прямой ущерб (ежегодно от нее теряется около одной трети произведенного за год во всем мире металла), но и косвенный: ведь разрушаются металлические конструкции (машины, крыши, памятники, мосты)». Определяем проблему, которую следует разрешить на уроке: как защитить металлы от коррозии? Учащиеся предлагают и обосновывают методы защиты металлов от коррозии.

Химический эксперимент является одним из способов формирования и развития исследовательских умений учащихся. Эксперимент на уроке используют для создания проблемной ситуации, а так же как средство подтверждения или опровержения выдвинутых учащимися гипотез. При изучении темы «Гидролиз солей» в начале урока можно провести лабораторный опыт и с помощью универсальной индикаторной бумаги определить среду растворов солей. Наблюдения можно записать в таблицу.

После проведения опыта совместно с учащимися выдвигаем проблему. Соли рассматриваем как результат реакции нейтрализации. Почему растворы солей имеют разную среду? Опираясь на известные знания о диссоциации, учащиеся выдвигают различные гипотезы. Учащиеся вспоминают различные признаки классификации кислот и оснований, анализируют формулы предложенных солей. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что происходит гидролиз, который является одним из химических свойств солей.

Урок-исследование

На уроке-исследовании учащиеся осваивают методику научного исследования, устанавливают этапы научного познания. Исследовательские знания и умения учащиеся осваивают поэтапно, постепенно увеличивая степень самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности .

На уроках-исследованиях используются разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Предпочтение отдается работе в группах по 2-4 человека, так как работа в группе способствуют формированию коммуникативных ОУУН. Чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) разрабатываются и используются правила групповой работы .

Урок-практикум

На уроках-практикумах учащиеся также работают в группах. Каждая группа, состоящая из 2-3 человек получает экспериментальное задание, которое в течении урока необходимо выполнить. При проведении практикума для учащихся создается инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика.

Исходя из имеющегося опыта можно предложить следующую структуру уроков-практикумов:

Сообщение темы, цели и задач практикума;

Актуализация опорных знаний и умений учащихся;

Мотивация учебной деятельности учащихся;

Ознакомление учащихся с инструкцией;

Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

Выполнение работы учащихся под руководством учителя;

Составление отчета;

Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Эту структуру можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования. Уроки-практикумы проводятся в 11 классе, например по теме «Получение, собирание и изучение свойств газов», «Решение экспериментальных задач по неорганической и органической химии».

В преподавании учебных предметов основная задача заключается в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их задавать вопросы и пытаться найти на них ответы, уметь объяснять результаты, делать обоснованные выводы. Внедрение исследовательского подхода способствует усилению мотивации учебной деятельности в обучении химии.

Исследовательская работа в школе может быть разнообразной. Навыки исследовательской работы на уроках химии учащиеся получают на практических работах, в которых сочетаются разнообразные задания: экспериментальные задачи, расчетные задачи, которые требуют теоретической подготовки к работе, и отражают основные этапы исследовательской деятельности.

При решении экспериментальных задач учащиеся видят связь химии с жизнью, что способствует развитию интереса к изучению предмета, а также подготовить их к осознанному выполнению практических работ (Приложение 2). Исследовательская деятельность учащихся осуществляется как на уроках химии, так и во внеурочное время.

Исследовательская работа во внеурочное время+

- выявление талантливых и одарѐнных учащихся

Многие учащиеся способны заниматься исследовательской, а тем более научно-исследовательской деятельностью. Важно уметь определять талантливых и способных учеников. Необходимо учитывать, что общая успеваемость учащегося не является главным показателем его реальных способностей. Сложнее выявить у учащихся готовность к данному виду деятельности. Необходимо найти такого ученика, которому это интересно, и который доведет работу до конца.

На уроке такие дети заметны при выполнении практических и лабораторных работ, составлении проектов, выступлении с презентациями. При проверке таких заданий необходимо обращать внимание на творческий подход к выполнению заданий, на использование дополнительной литературы. Во время представления такой работы учащимся предлагается подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно еще порекомендовать. После выступления, предлагается ответить на несколько вопросов, направленных на выявление отношения к данному виду деятельности.

При анализе таких выступлений нужно обратить внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем этим детям можно предложить поучаствовать в исследовательской работе.

- формирование интереса к научному творчеству

Не всегда учащиеся проявляют интерес к научно-исследовательской работе, поэтому необходимо сделать упор на исполнительность и ответственность школьника. Как заинтересовать ученика? Для этого можно использовать несколько приемов. Во-первых, убедить, что участие в научно-исследовательской работе пригодится в дальнейшей жизни, за пределами школы. Во-вторых, зная, что подростки стремятся, как-то выделиться, быть не похожими на большинство, то участие в научно-исследовательской работе позволит ощутить свое особенное положение среди одноклассников. В-третьих, создать атмосферу соревнования.

- работа с литературой

Любая деятельность, и школьный реферат и докторская диссертация, невозможны без работы с источниками литературы. Необходимо объяснить и показать ученику, что литературный источник − основа его работы. В ходе исследовательской работы учащимся приходится работать с различными источниками информации. Задача ученика − научиться работать с источником, приобрести навык самостоятельной работы, правильного оформления. Необходимо дать некоторые рекомендации при работе с литературными источниками. Объяснить учащимся, что не вся собранная информация может оказаться необходимой, не пытаться включить в работу весь собранный материал.

- практическая часть работы

При проведении практической части учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования, обрабатывают полученные результаты. Роль учителя на данном этапе организации исследовательской деятельности не является доминирующей. Учитель сотрудничает с учащимся, консультирует, подсказывает, как правильно работать с оборудованием, поставить эксперимент .

Выполняя научное исследование, учащиеся приобретают навыки самостоятельного творчества, самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения, которые будут полезны в любой области деятельности.

- выступление на научных конференциях

Научно-практические конференции учащихся ежегодно проходят в школе. Успех выступления на научно-практической конференции зависит от того, насколько учащиеся смогут хорошо и уверенно представить свою работу в секции, подготовить компьютерную презентацию, текст выступления. Необходимо четко изучить критерии оценивания работы. Защита работы будет результативной, когда ученик свободно владеет информацией, ориентируются во всех частях выполненной работы, знает термины, обладает навыками ораторского искусства, хорошо подготовлен к выступлению на конференции. Ученик, занимающийся исследованием, проявляет значительную самостоятельность на всех этапах работы. У таких детей растѐт их познавательная активность и как правило, повышается качество знаний по предмету. Приобретенный опыт и исследовательские навыки учащихся влияют на качество выполнения опытов на практических работах: они быстрее подбирают реактивы для проведения реакций, делают правильные наблюдения и выводы. Исследовательская работа может помочь учащимся, определиться с выбором профессии, где основным направлением является работа с химическими веществами.

Исследовательская работа требует много времени, и в основном происходит во внеурочное время. Учащиеся 9-10 -ых классов ежегодно участвуют в школьной научно-практической конференции, с некоторыми работами выступают на муниципальной научно-практической конференции. В 2016 г ученица 9б класса Берестецкая Екатерина выступила на городской конференции с темой «Пищевые добавки и влияние их на организм человека», презентация размещена на сайте https://sites.google.com/site/gabdrakhmanova5/home/vneklassnaa-rabota/gorodskaa-konferencia

В 2017 г учащиеся 9г класса Щеглов Артем с темой «Адсорбционные свойства угля» и Скворцов Денис с темой «Железо - элемент цивилизации и жизни» выступили на муниципальной научно-практической конференции и заняли третье место. В приложении 3 представлены фрагменты работы Щеглова Артема. Ссылка на презентации к работам https://sites.google.com/site/gabdrakhmanova5/home/issledovatelskaa-rabota/zelezo

реактив

пробирки

лакмус

NaOH

синий

NaCl

фиолетовый

HCl

красный

Задача 2

В трех пронумерованных пробирках под №1, №2, №3 находятся растворы хлорида бария, сульфата натрия и карбоната калия. Распознать вещества, составить уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Работа в парах (заполнение таблицы, составление уравнений реакций)

реактивы

Формулы веществ

HCl

BaCl 2

H 2 SO 4

пробирки

BaCl 2

Белый осадок

Na 2 SO 4

Белый осадок

K 2 CO 3

Газ без цвета и запаха

Одно из веществ реагирует с добавленным реактивом, а два других нет. При этом мы наблюдаем, что в одной из пробирок реакция действительно прошла, то есть должен наблюдаться какой-либо ее внешний признак - выделение газа, изменение цвета, выпадение осадка и т.п.

Уравнения реакций

K 2 CO 3 +2 HCl → 2 KCl +H 2 O + CO 2

2 K + +CO 3 2- + 2 H + + 2 Cl - → 2 K + + 2 Cl - + H 2 O + CO 2

2 H + + CO 3 2- → H 2 O + CO 2

Na 2 SO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + 2 NaCl

2 Na + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2 Cl - → BaSO 4 ↓ + 2 Na + + 2 Cl -

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4

H 2 SO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + 2 HCl

2 H + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2 Cl - → BaSO 4 ↓ + 2 H + + 2 Cl -

Ba 2+ + SO 4 2- BaSO 4

Задача 3

В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлоридов натрия, магния, алюминия. Распознать вещества, составить уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном виде.

Работа в парах (заполнение таблицы, составление уравнений реакций).

Формулы веществ

Реактивы

пробирки

NaOH

Уравнения реакций

MgCl 2 + 2 NaOH Mg ( OH ) 2 ↓+ 2 NaCl

Mg 2+ + 2 Cl - + 2 Na + + 2 OH - Mg ( OH ) 2 ↓ + 2 Na + + 2 Cl -

Mg 2+ + 2 OH - Mg ( OH ) 2

AlCl 3 + 3 NaOH Al ( OH ) 3 ↓ + 3 NaCl

Al 3+ +3 Cl - + 3 Na + + 3 OH - → Al(OH) 3 ↓ + 3 Na + +3 Cl -

Al 3+ +3 OH - → Al(OH) 3

Al(OH) 3 + NaOH → Na

Al(OH) 3 + Na + + OH - → Na + + -

Приложение 3

(Фрагменты работы)

Исследовательская работа по химии

«Адсорбционные свойства угля»

Выполнил ученик 9г класса Щеглов Артем

Введение

В природе широко распространено явление поглощения одним веществом других веществ, называемое сорбцией. Тела с развитой поверхностью способны поглощать, т. е. адсорбировать, из окружающего объема молекулы газа, жидкости. Практическое значение явления адсорбции в жизни человека весьма велико. Вспомним хотя бы противогаз или бытовые фильтры для очистки воды. В жизни чаще применяют активированный уголь и в медицине в качестве адсорбента.

Актуальность работы :

привлечение внимания к изучению химии с практической стороны и применения полученных знаний в быту, развитие интереса к получению теоретических и практических навыков по химии: работа в лаборатории, работа с Интернетом для поиска и передачи информации.

Целью данной работы является изучение и сравнение адсорбционной способности белого и черного активированного угля.

Задачи, поставленные для достижения цели :

найти примеры практического применения адсорбционной способности активированного угля в деятельности и в жизни человека.

изучить адсорбционную способность черного и белого активированного угля;

понаблюдать и проанализировать явление адсорбции, на примере активированного угля.

Изучить, как использовать разнообразные углеродосодержащие средства без вреда для здоровья и каковы возможности активированного угля.

Для исследования я ознакомился с различными источниками, технической литературой, интернет ресурсами, и выяснил, что явление адсорбции широко представлено и хорошо изученное явление. Адсорбция лежит в основе очистки, осушки, разделения газов и других процессов. На основе адсорбции производят очистку и осветление воды, которую в дальнейшем используют для питья и технических нужд. В теоретической части я использовал материалы технической и исторической литературы, а для эксперимента я воспользовался учебником для студентов Аналитическая химия, Лабораторный практикум.

Методы исследования, которые использовались в работе :

Изучение и подбор материала;

Наблюдение и анализ явлений адсорбции;

Эксперимент.

Гипотеза

Не смотря на высокую эффективность белого угля, большинство людей отдает свое предпочтение проверенному натуральному препарату - черному активированному углю. Черный активированный уголь проявляет лучшие адсорбирующие свойства по сравнению с белым активированным углем.

Заключение

Активированный уголь продемонстрировал нам свои адсорбционные способности, т.е. поглощающие свойства.

Почему же, маленькая черная таблетка способна так эффективно поглощать различные вещества?

Как я выяснил, изучая литературные источники, дело в особом строении углерода, которое представляет собой слои атомов углерода, расположенных хаотично относительно друг друга, из-за чего между слоями образуется пространство - поры. Эти поры и придают активированному углю его свойства - поры способны поглощать и удерживать в себе другие вещества. Таких пор невероятное количество. Так, площадь пор всего 1 грамма активированного угля может доходить до 2000м 2 ! Белый и черный активированный уголь находит широкое применение на основе своих свойств.

Вывод ы

Уголь - лекарственное средство, принимать нужно следуя инструкции.

Черный активированный уголь более известен и более привычен учащимся, чем белый.

Белый уголь, не смотря на своё синтетическое происхождение, является более качественным адсорбентом.

При изучении литературы углубил свои знания о применении адсорбционной способности активированного угля в жизни человека. При сравнении адсорбционной способности белого и черного угля выяснил, что черный уголь лучше поглощает запахи; обесцвечивает натуральный брусничный сироп. Белый уголь лучше обесцветил лакмус.

Не все вещества полностью адсорбируются активированным углем.

Одной из причин того, что эти вещества остались в растворе, и окраска не изменилась, может быть то, что размеры молекул этих веществ больше чем размеры пор адсорбента.

Выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение частично.

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №7

Исследовательская работа по теме

« ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕДНЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ИОНОВ В НАПИТКАХ.»

« Хлор-,Сульфат- и Нитрат-ионы в популярных напитках».

Выполнила ученица 9 класса

Мизина Юлия

Руководитель: Прокопьева Любовь Сергеевна

П.Первомайский

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Предисловие

1.2 Этапы исследования

1.3 Обзор литературы

1.4 Цель и задачи

2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

4. ВЫВОДЫ

Источники

Аннотация.

Поисково-исследовательская работа «Определение наличия опасных ионов в популярных напитках» составлена и проведена учителем биологии и химии Прокопьевой Любовь Сергеевной с ученицей 9 класса. Работа проведена с целью способствуя развитию познавательного интереса учащихся к предмету, что является целенаправленной многоуровневой деятельностью, способом познания мира через логические умозаключения .

Продолжительность 3 дня.

1.Введение

1.1 Предисловие .

Прописная истина гласит - «человек состоит из воды». Мозг взрослого человека состоит из воды на 74,5%, кровь - на 83%, в мышцах воды 75,8%, в костях - 22%. Человеческий зародыш - сплошная вода: в трехдневном эмбрионе ее 97%, в трехмесячном - 91%, а в восьмимесячном - 81%.Мы очень заботимся о качестве нашей воды, но не очень понимаем, что пьем. Я имею в виду напитки промышленного производства. Покупая баночку « FANTA » вы не задумываясь ее выпиваете, а вы читали ее состав? Вы знаете, что это за вещества и как они влияют на Ваш организм?

1.2 Этапы исследования

1. выбор темы и направления исследования

    постановка цели и задач исследования

    выбор методов проведения исследования

    получение результатов в ходе использования обозначенных методов

    обобщение, сравнение, установление закономерностей и прочее

    формулирование выводов по проведённому исследованию

    подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов

Если работа педагога станет интересной и ему самому, то это будет в равной степени способствовать проявлению самостоятельности и интереса у учащихся.

1.3 Обзор литературы

Чтобы работа имела значимость, знание литературы необходимо.

Это позволяет

    оценить потребности науки и выбрать задачу

    выбрать методику работы в данной области

В первую очередь мы в своей работе использовали популярные и научные статьи, опубликованные на сайтах сети интернет. Это:

    история исследуемых напитков

    влияние вредных ионов на организм человека

    методические разработки

Данная информация прорабатывалась, анализировалась.

1.4 Цель и задачи

Цель:

    Определение нахождения вредных ионов в напитках;

    Актуализация проблемы здоровья человека;

    Развитие познавательного интереса на уроках биологии, химии;

    Осмысление знаний, формирование обобщённых способов работы.

Задачи

    Обнаружение нитрат-ионов в напитках;

    Обнаружение сульфат-ионов в напитках;

    Определение хлорид - ионов в напитках;

а также:

    Развитие мышления;

    Развитие элементов творческой деятельности;

    Развитие самостоятельности;

    Воспитание трудолюбия, патриотизма;

    Воспитание активной жизненной позиции.

2. Материал и методика

    1. Характеристика места исследования

отобрали образцы напитков + контроль водопроводная не фильтрованная вода

Образцы:

№1-кока-кола

№2 –пепси

№3–фанта

4- контроль(водопроводная вода)

    1. Методика исследований

Предисловие.

Наше исследование началось с опроса учеников 5-11 классов (212 человек) и преподавательского состава (30 человек). Мы получили следующие результаты:

Pepsi предпочитают130 человек, что составляет-53,7%

Coca -cola –30 человек-12,4%

Fanta -22 человека -9,09%

«Я такое не пью» -30 человек -12,4%.

Младшее поколение выбрало один из трех напитков и только взрослые ответили, что такие напитки не предпочитают.

Как все начиналось: PEPSI -COLA - один из самых популярных прохладительных напитков, продающихся во всем мире. А началось все в далеком 1893году. Фармацевт из Северной Каролины в очередной раз экспериментировал, пытаясь создать прохладительный напиток, и как показывает история эксперимент увенчался успехом, на свет появился «НАПИТОК БРЭДА»- он впоследствии получил название PEPSI . Его самый первый рецептурный состав включал в себя сахар, газированную воду, ваниль, масло и орехи «кола». С позиции предложения напиток являлся « укрепляющим, веселящим, улучшающим пищеварение». В 1923 году был опубликован рецепт PEPSI .Этот рецепт не имеет веществ, которые могут быть опасными для здоровья.

С тех пор наука химия шагнула далеко вперед, выйдя на новый уровень, и многие натуральные ингредиенты заменили на искусственно синтезированные ароматизаторы, регуляторы кислотности и т.п. Остался ли напиток безвредным для человека…

Май 1886 года, Атланта. Юг страны все еще зализывает раны, болезненно переживая свое поражение в Гражданской войне; люди ищут утешения в фундаменталистской религии и патентованных лекарственных средствах. Универсальные средства, рекламируемые как «лекарства от всех болезней», ввозились из северных штатов. Как правило, они представляли собой спиртовые настойки, а южане как раз в тот момент развернули активную кампанию за здоровый образ жизни, включающую непримиримую борьбу с пьянством. Поэтому их фармацевты уже начали заменять спирт другим ингредиентом, считавшимся безопасным, не вредным для здоровья и «морально чистым». Этим ингредиентом был... кокаин. Местному фармацевту Джону Ститу Пембертону пришлось под давлением активистов Общества трезвенников изменить рецептуру напитка, называвшегося «Французская винная кока - идеальный тоник для стимуляции работы мозга», и устранить спирт, заменив его веществом, дающим не меньший тонизирующий эффект. Такое вещество он нашел в орехах колы, стимулятора, завезенного рабами из Африки. Рабы говорили, что кола похмельную головную боль «как рукой» снимает. Пембертон смешал экстракт орехов колы с напитком кока, впервые соединив эти два сильнейших стимулятора. Получившаяся жидкость была действительно мощным тонизирующим средством. Вот только вкус у напитка был отвратительным, и седобородый Пембертон вынужден был истратить еще уйму времени упорного труда, бесконечно компануя различные масла, травы и экстракты. Неприятный вкус нового психотропного снадобья требовалось заглушить, и это удалось. Тогда «Кока-Кола» еще не была газированной.

Жидкость представляла собой густой, сладкий сироп бурого цвета в бутылках из-под пива.

Знаменитый газированный напиток появился на свет в 1940 году в Германии на заводе Coca-Cola,

в разгар Второй мировой войны.

Из-за эмбарго, наложенного антигитлеровской коалицией, была приостановлена поставка в Германию ингредиентов, необходимых для производства Coca-Cola.

Нужно было полностью сворачивать производство или… изобретать что-то новое!

Макс Кайт, который отвечал за работу подразделения Coca-Cola в Германии, принял решение создать напиток на основе ингредиентов, которые были доступны в стране в то непростое время. Основными компонентами нового напитка стал яблочный жмых и молочная сыворотка.Формулу, которая легла в основу напитка, производители в шутку называли «фантастической»: ведь она появилась на свет благодаря человеческой фантазии и помогла спасти от разорения местный бизнес. Именно так родилось знаменитое название – Fanta (сокращенно от «fantastic»).

Война закончилась, а Fanta – осталась, превратившись в один из самых любимых напитков. Все знали: там, где продается Coca-Cola, есть и Fanta! Однако в те времена Fanta имела совсем не тот вкус, который мы все так хорошо знаем.

Что объединяет все это напитки? Они разрабатывались в сложный период и служила радовать людей своим вкусом. Но так ли они сейчас безопасны? Мы проведем ряд опытов на нахождения в них опасных для человека ионов.

Влияние хлора на организм человека недооценивается. Cодержащийся в употребляемых жидкостях хлор представляет серьезную угрозу для нашего здоровья. Хлор, образуя различные соединения (всего их насчитано 11), тем самым превращается из защитника здоровья в его медленного убийцу. Различные производные хлора (хлориды, хлороформ, хлорфенол, остаточный хлор…) имеют онкогенные (канцерогенные) и мутагенные свойства, и способны влиять на человеческий генетический аппарат, а также вызывать онкологические процессы. Большое количество растворенного в воде хлора, равно как и его соединений, провоцируют респираторно-вирусные болезни, онкологические заболевания, пневмонию, гастриты. По данным исследований национального Американского онкологического института по причине содержащегося в питьевой воде хлороформа, можно отнести возникновение примерно 2% от всех случаев заболеваний рака печени и почек.

В мировой науке о нитратах знали уже гораздо раньше. Сейчас общеизвестно, что нитраты обладают высокой токсичностью для человека:

    Нитраты под воздействием фермента нитратедуктазы восстанавливаются до нитритов, которые взаимодействуют с гемоглобином крови и окисляют в нем 2-х валентное железо в 3-х валентное. В результате образуется вещество метгемоглобин, который уже не способен переносить кислород. Поэтому нарушается нормальное дыхание клеток и тканей организма (тканевая гипоксия), в результате чего накапливается молочная кислота, холестерин, и резко падает количество белка.

    Особенно опасны нитраты для грудных детей, т.к. их ферментная основа несовершенна и восстановление метгемоглобина в гемоглобин идет медленно.

3) Нитраты способствуют развитию патогенной (вредной) кишечной микрофлоры, которая выделяет в организм человека ядовитые вещества токсины, в результате чего идёт токсикация, т.е отравление организма.

4) Нитраты снижают содержание витаминов в пище, которые входят в состав многих ферментов, стимулируют действие гормонов, а через них влияют на все виды обмена веществ.

5)У беременных женщин возникают выкидыши, а у мужчин – снижение потенции.

6) При длительном поступлении нитратов в организм человека (пусть даже в незначительно дозах) уменьшается количество йода, что приводит к увеличению щитовидной железы.

7) Установлено, что нитраты сильно влияют на возникновение раковых опухолей в желудочно-кишечном тракте у человека.

8)Нитраты способны вызывать резкое расширение сосудов, в результате чего понижается кровеносное давление.

При всём вышеизложенном следует помнить, вред наносят организму человека не сами нитраты, а нитриты, в которые они превращаются при определённых условиях.

Сульфаты проникают в ткани и органы: печень, глаза, сердце, почки, мозг. Вещества эти там оседают и накапливаются, концентрация их постепенно растет. В результате может измениться белковый состав клеток, что в свою очередь провоцирует развитие различных заболеваний (например, катаракты). Особенно это касается детей. Сульфаты способны повредить иммунную систему и вызвать мутации клеток. Печенью данные вещества почти не выводятся.

Взяв необходимые нам образцы + контроль проведем опыты на выявления таких опасных ионов.

Лабораторная работа №1

«Обнаружение хлорид - ионов в напитках».

Цель работы: познакомить учащихся с различными способами определения хлорид - ионов, развивать способность к анализу полученных результатов, получить сведения о наличии в воде хлорид - ионов.

Определение хлорид-ионов целесообразно провести параллельно в стандартных растворах, содержащих хлорид-ионы в водном образце источника.

Материалы и оборудование: напитки + контроль; концентрированный раствор нитрата серебра; пробирки.

Ход работы:

    Налили в пробирку 2мл испытуемого раствора

    Долили к нему 1мл концентрированного раствора AgNO 3 .

    Имеющиеся хлориды в растворах дают устойчивый белый осадок хлорида серебра (AgCI ).

Лабораторная работа №2

«Обнаружение нитрат - ионов в напитках».

Цель работы: познакомить учащихся с различными способами определения нитрат - ионов, развивать способность к анализу полученных результатов, получить сведения о наличии в растворах нитрат- ионов.

Материалы и оборудование:

водные растворы; концентрированный раствор едкого натра (NaOH ), цинковая пыль, спиртовка, зажим, фенолфталеиновая бумага, лакмусовая бумага, дистиллированная вода, пробирки.

Ход работы:

    Налили в пробирку 1мл испытуемого раствора

    Для ускорения реакции смесь подогрели.

    Имеющиеся нитраты в растворах восстанавливаются до аммиака. Аммиак определяется по покраснению бесцветной фенофталеиновой бумаги или по покраснению лакмусовой бумаги, смоченных в дистиллированной воде и внесённых в пары.

Лабораторная работа №3

«Обнаружение сульфат - ионов в напитках».

Цель работы: познакомить учащихся с различными способами определения сульфат - ионов, развивать способность к анализу полученных результатов, получить сведения о наличии в растворе сульфат- ионов.

Материалы и оборудование:

водные растворы, 10% раствор соляной кислоты (HCL ), гидроксид бария (ВaOH ), пробирки.

2. Наблюдайте в течение 3 мин. за помутнением раствора .

3. Имеющиеся сульфаты в растворах проявляются в соединении сульфат бария (BaSO 4 ), который даёт белый осадок.

    Результаты исследований.

Образец№1 (COCA-COLA )

Л.р. №1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении концентрированного раствора нитрата серебра осадка не образовалось. Хлор-ионы отсутствуют.

Л.р.№2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.

Л.р№3 обнаружение сульфат-ионов: при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.

Образец №2(PEPSI -COLA )

Л.р №1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении концентрированного раствора нитрата серебра осадка не образовалось. Хлор-ионы отсутствуют.

Л.р. №3 обнаружение сульфат-ионов: при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.

Образец№3(FANTA )

Л.р. №2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.

Контроль(водопроводная нефильтрованная вода).

Л.р№1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении нитрата серебра образовался белый осадок, что говорит о наличии в испытуемом растворе хлоридов.

Л.р. №2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.

Л.р.№3обнаружение сульфат-ионов: при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.

4. Выводы

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

    Не один из представленных образцов не прошел даже самый элементарный тест сделанный в простой школьной лаборатории с минимальным набором реактивов и оборудования.

    Пить эти напитки в больших количествах не рекомендуется, это может привести к непоправимым последствиям.

    Как показал опрос нескольких торговых точек, эти напитки покупают в основном школьники с 1 по 11 классы, что может пагубно отразится на последующих поколениях.

Кроме того:

    В такой деятельности есть осмысление знаний, формирование обобщённых способов работы.

    Развитие познавательного интереса на уроках биологии, химии.

Источники

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • How did Nobel Prize Winners from Great Britain and Russia contribute to the progress of Humanity

    История создания Нобелевской премии и ее создатель. Британские Нобелевские лауреаты. Русские Нобелевские лауреаты. Влияние Нобелевской премии на прогресс человечества.

  • "Quindecim miracula" Амурской области

    Цель проекта: раскрыть понятие «quindecim miracula» Амурской области; охарактеризовать имеющиеся минеральные источники Приамурья, изучить их химический состав и влияние на организм человека.

  • А наша водица - здоровья частица, или…

    Описано исследование по комплексной гигиенической оценке качества питьевой воды из различных источников на территории МО Рождественское сельское поселение. Исследовались 12 проб колодезной и водопроводной воды визуально-колориметрическим, органолептическим методами (методика А.Г. Муравьёва), методом титрования. Предложены рекомендации по улучшению качества воды.

  • Автомагистраль, снег, почва, растения

    В работе выясняется влияние автомагистрали на содержание ионов свинца и хлора в снеге, почве и растениях. Доказывается отрицательное воздействие высоких концентраций этих ионов на живые организмы.

  • В последнее время автомобиль становится конкурентом человека в борьбе за жизненное пространство. Объект исследования: проблема загрязнения окружающей среды автотранспортом и ее профилактика в условиях современного общества. В ходе проведения работы исследовался уровень загрязнения атмосферы Кузнецкого района г. Новокузнецка выбросами выхлопных газов автомобилей. Также были разработаны мероприятия по защите окружающей среды от влияния автотранспортных средств.

  • Автомобильное топливо и его применение

    Данная работа показывает межпредметную связь химии с профессиональным циклом предметов по профессии "Автомеханик". В работе описаны основные виды автомобильного топлива, области его применения, процессы, происходящие при сгорании топлива.

  • Агент 000, или Щит и меч

    Всем известна роль озона для планеты Земля: озоновый щит защищает все живое от агрессивного ультрафиолетового излучения. Но озон одновременно является и мечом. Знаменитый Джеймс Бонд был агентом 007, нули перед семёркой означали, что агент имел право на убийство. Кодовое обозначение озона еще грознее – три нуля, 000. Озон – агент с правом на массовое убийство бактерий и всевозможных вредных примесей. Цель работы – изучение свойств озона и поиск реактивов для его обнаружения. Описано открытие озона; роль озонового слоя Земли; рабочие профессии озона. В экспериментальной части работы озон получали физическим способом – с помощью непрерывного искрового разряда; химическим методом – действуя концентрированной серной кислотой на пероксосульфат калия. Изучали отбеливающие действия озона на красители. Подобрали более чувствительный реактив для обнаружения озона – смесь растворов сульфата двухвалентного железа и роданида калия.

  • Агрономия. Эффект минеральных удобрений

    В работе приведена информация по истории агрономии. Дана характеристика макро- и микроудобрений, их биологическая роль для роста и развития растений. Особое внимание уделено нитратам в части последствий их использования человеком.

  • Агрохимическое исследование почвы пришкольного участка школы "Жасыл Алан"

    В работе рассмотрены вопросы плодородия почвы, проведен количественный анализ на содержание ионов сульфата, карбоната и хлорида с пробы пришкольного участка земли. Также сделан бактериологический анализ совместно с районной ветеринарной лабораторией и определено количество нитратов и рН почвы вместе с районной санэпидемстанцией.

  • Агрохимия для восьмиклассников

    Мною были поставлены задачи: определить физическое и химическое состояние почвы с дачного участка, провести сравнительный анализ произрастания комнатных растений и овощных культур на исследуемой почве с минеральными удобрениями и без них, в качестве минерального удобрения использовать промышленные азотсодержащие сточные воды от производства NPK (г. Россошь). Опираясь на результаты моего исследования, можно утверждать, что удобрения являются стимулятором роста растений, но только в дозах, ему необходимых.

  • Адсорбция уксусной кислоты активированным углем

    Целью нашей работы было изучить адсорбцию уксусной кислоты и выбрать модель процесса (модели адсорбции Ленгмюра и Фрейндлиха). Определяя экспериментальным путем разность между концентрацией раствора до и после адсорбции для растворов различной концентрации и зная массу адсорбента, мы получили данные об удельной адсорбции в зависимости от равновесной концентрации раствора.

  • Азот в пище, воде и организме человека

    В работе дана информация о роли азота для организма человека, воды, воздуха. Описаны методы определения (обнаружения) связанного азота в различных веществах: пище, воде, воздухе. Проведен анализ пищевых продуктов (мука, крахмал, сыр, хлеб, вода и др.) и воздуха на присутствие в них азота. Показано значение белковой пищи для человека. Оценивается опасность модных белковых диет.

  • Азот и его соединения

    В работе рассмотрены строение, свойства и применение азота и его соединений; показано значение азота, его влияние на живые организмы; круговорот азота в природе; приведены диаграммы получения азотных удобрений и их использование в севообороте.

  • Азот как биогенный элемент

    Работа посвящена изучению биологической роли азота. В ней рассматривается значение важнейших соединений этого элемента, а также его взаимосвязь с бобовыми растениями. Материал содержит интересные сведения о замораживании живых структур в жидком азоте.

  • Оглянемся вокруг. Природа рядом с нами наполнена множеством прекрасных сочных красок. Вот я и решила позаимствовать у нее частичку этого разноцветья. В работе описаны виды красок и история их изобретения; способ изготовления акварельных красок. Описан способ извлечения красящих веществ из различных растений, приготовление из них красок, пригодных для рисования.

  • Акварельные краски. Их состав и изготовление

    Работа посвящена исследованиям физико-химических свойств акварельных красок. Рассмотрены свойства и особенности красок. Дана характеристика основным составным частям акварели. Затронут вопрос промышленного производства акварельных красок. Дано описание способа извлечения красителей из растений. Приведена методика получения основы для акварельных красок на основе доступного сырья.

  • Аквариум как химико-биологический объект исследования

    Многие начинающие аквариумисты мечтают завести в своих аквариумах таких рыб, как, например, лабео, не зная, что не всегда вода в них соответствует естественным условиям обитания этих рыб. В данном проекте излагаются простые и доступные методы исследования физических и химических параметров аквариумной воды.

  • Активированный угль. Явление адсорбции

    «Адсорбция» (от латинского «ad» – на, при, и «sorbeo» – поглощаю) – поглощение какого либо вещества (адсорбата) из газообразной среды или раствора поверхностным слоем жидкости или твердого тела (адсорбентом). Адсорбция играет важную роль во многих природных процессах. Именно благодаря адсорбции осуществляется первая стадия поглощения различных веществ из окружающей среды клетками и тканями биологических систем. В работе исследована адсорбционная способность активированного угля. Показано применение этого свойства на практике.

  • Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее

    В работе представлены данные о семействе элементов-актиноидов (№ 89-103 ПСХЭ): общая характеристика элемента, история открытия, получение. В отдельной главе приводятся сведения о ядерном топливе, его классификации, устройстве ядерных реакторов.

  • Актуальность педагогических взглядов Д.И. Менделеева в свете модернизации современного российского образования

    В работе проанализированы работы Д.И. Менделеева по проблемам образования. Цель работы – сравнение задач модернизации российского образования, требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и взглядов Д.И. Менделеева на развитие образования в России и обоснование актуальности этих взглядов на сегодняшний день.

Исследовательская работа

ТЕМА: Моющие средства для посуды и их свойства. Влияние моющих средств на коррозию металлов.

Введение стр. 2-3

Глава 1. Общие сведения о средствах для мытья посуды стр. 4-5

1.1 Средства для мытья посуды стр. 4

1.2 Состав средств для мытья посуды стр. 4-5

Глава 2. Диагностика моющих средств для посуды стр. 6-8

2.1.Диагностика использования средств для мытья посуды стр.6

2.2. Состав, свойства и особенности применения моющих средств стр. 7

2.3. Физико – химические свойства средств для мытья посуды. стр. 7-8

2.4. Влияние растворов моющих средств для посуды на стр.8

протекание процессов коррозии железных предметов.

Заключение стр. 9

Список литературы стр. 10

Приложение стр. 10

Введение

Двадцать первый век – время, когда информация стала тем фундаментом, на котором держатся все сферы человеческой жизни. Поэтому каждый человек должен быть уверен в том, что информация, которой владеет он – достоверная и не принесет ему и окружающим духовного или физического ущерба. Потоки информации доносятся до нас отовсюду, но основной источник – это СМИ. И зачастую даже образованный и умудренный жизненным опытом человек не может определить, пытаются ли нас обмануть, использовав рекламные уловки или только немного преувеличивают достоинства товаров, предлагаемых услуг. Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто «чудеса». Благодаря активной рекламной политике производителей, сегодня почти в каждой семье для мытья посуды используют специальные средства. Так, учеными подсчитано, что российская семья из 4-х человек ежегодно моет около 5 тонн грязной посуды! Первые МС появились более 5000 лет назад на Ближнем Востоке. Но их роль в нашей жизни не изменилась до сих пор. МС в настоящее время употребляют для удаления различных видов загрязнений: пятна на одежде, ржавчина, грязная посуда и т.д.

По своему составу средства для мытья посуды близки к шампуням, гелям для душа. То есть к средствам гигиены. А к ним предъявляют особые требования по безопасности. Все это хорошо, однако, средства для мытья посуды числятся как средства бытовой химии. Это значит, что на них гигиенический сертификат, гарантирующий безопасность, не нужен. Требования что к средству для чистки унитазов, что для посуды - одни и те же. Производители могут подвергнуть свою продукцию испытанию на безопасность, но добровольно. Химики признают: этот сертификат гарантирует только то, что в момент использования вы не отравитесь, не испортите кожу рук. А вот что с течением времени происходит в организме, в который постоянно попадают остатки моющего средства,- таких исследований не проводили.

В условиях постоянного увеличения количества новых химических веществ, поступающих в обращение, актуальной проблемой является их изучение в целях получения информации о потенциальной опасности веществ и разработки профилактических мероприятий, предусматривающих предотвращение неблагоприятного воздействия на организм человека и окружающую среду. Среди комплекса факторов окружающей среды, подлежащих гигиеническому контролю, большого внимания заслуживают товары бытовой химии (ТБХ) в связи с их массовым производством и использованием, разнообразием компонентов, входящих в состав рецептур, а также с возможным прямым воздействием на организм человека. Как известно, после использования все химикаты попадают в окружающую среду и пагубно на нее влияют, но мы об этом не задумываемся. Поэтому мы решили посвятить нашу работу именно бытовой химии и, изучив состав МС для посуды, определить, насколько безопасно их использование.

Мы считаем, что наша работа очень актуальна на сегодняшний день. Мы не можем обойтись без МС, но и их использование зачастую вредит нашему миру. Чтобы понять, как бороться с вредом, наносимым нам МС мы, прежде всего, должны узнать о них больше, чем сообщается в рекламе. Мы решили провести исследование в нашей школе, чтобы выявить средства, пользующиеся наибольшим спросом, и проанализировать, чем обоснован выбор участников нашего исследования. Говорить да или нет МС дело каждого человека, но если соблюдать определенные правила, то риск для здоровья будет минимальным.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученную информацию по результатам исследовательской работы можно использовать для просвещения населения поселка о вреде определенных моющих средств, об отрицательном влиянии СМС на здоровье человека, на усиление коррозии металлов, из которых изготавливается сантехника.

Цель работы: исследовать физико-химические свойства моющих средств, исследовать влияние моющих средств на коррозию металлов, из которых изготавливается сантехника.

Задачи :

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Выявить наиболее часто используемые в домашних условиях марки моющих средств для посуды;

3. Изучить состав, данные моющих средств для посуды, используя их этикетки.

4. Исследовать физико- химические свойства моющих средств;

5. Рассмотреть влияние моющих средств на металлические предметы (гвоздь).

Объект исследования : жидкие средства для мытья посуды .

Предмет исследования : свойства и безопасность применения моющих средств для посуды, коррозия металлов.

Гипотеза: если владеть полной информацией о составе и свойствах моющих средств, то можно сохранить здоровье человека, предотвратить повреждение сантехники, изготовленной из железа.

В соответствии с задачами исследования были использованы методы систематизации теоретического материала, исследовательские методы и методы наблюдения, обобщение накопленного материала.

Глава 1. Общие сведения о средствах для мытья посуды

1.1 Средства для мытья посуды и их свойства

Специальные посудомоющие средства впервые появились в 1950-х годах. Средства для ручного мытья посуды выпускаются в виде жидкости или геля. Гелеобразные средства считаются более эффективными по сравнению с жидкими.

Основными свойствами средства является его моющая способность. Большой плюс средства - его способность эффективно справляться с масляными и жировыми загрязнениями в холодной воде, это достигается благодаря подбору оптимальной композиции ПАВ.

Ещё одним важным свойством средства для ручного мытья посуды является его мягкое воздействие на кожу рук. Стоит отметить, что заявления производителей о том, что уровень pH их продукции равен 5,5, ни в коем случае не может гарантировать, отсутствия раздражения, особенно у людей склонных к аллергии. Поэтому во время мытья посуды коже требуется защита. Средство должно содержать умягчающие компоненты и не стоит забывать о том, что руки можно уберечь от вредного воздействия средства с помощью обыкновенных резиновых перчаток.

Многое о средстве для мытья посуды может сказать его состав.

1.2 Состав средств для мытья посуды

Основу моющего средства составляют поверхностно-активные вещества (ПАВ). Именно они и определяют его моющую способность.

ПАВы подразделяются на два типа: ионные и неионогенные (неионные).

Принципиальное отличие заключается в том, что неионогенные ПАВы не подвержены электролитической диссоциации, т.е. они не распадаются в воде на положительно и отрицательно заряженные ионы; ионные ПАВы при взаимодействии с водой распадаются на ионы, одни из которых обладают адсорбционной (поверхностной) активностью, другие (противоионы) – адсорбционно неактивны.

Ионные ПАВы называются анионными, если поверхностно-активные ионы несут отрицательный заряд, и катионными, если поверхностно-активны положительно заряженные ионы. Некоторые ПАВы в зависимости от условий, в которых они применяются, проявляют свойства или анионных, или катионных, поэтому их называют амфотерными или амфолитными. Анионные ПАВы – органические кислоты и их соли. Катионные – основания, обычно амины, и их соли. В мировом производстве поверхностно-активных веществ большая часть анионные вещества.

Синтетические моющие средства обязательно содержат ряд вспомогательных веществ, улучшающий их моющую способность. В состав моющих композиций иногда включают щелочные соли слабых неорганических кислот (карбонат и бикарбонат натрия, силикаты натрия, фосфаты различного состава), нейтральные соли (хлорид натрия), соли перекисных кислот, обладающие отбеливающими и дезинфицирующими свойствами (перборат и перкарбонаты натрия). Именно эти химические вещества и вступают в химические реакции с металлами, из которых изготавливают сантехнику, под действием этих веществ и происходит коррозия металлов. Коррозия приводит ежегодно к миллиардным убыткам, и разрешение этой проблемы является важной задачей. Основной ущерб, причиняемый коррозией, заключается не в потере металла как такового, а в огромной стоимости изделий, разрушаемых коррозией. Вот почему ежегодные потери от неё в промышленно развитых странах столь велики.

Важную роль играют органические компоненты ПАВов: карбоксиметилцеллюлоза, предотвращающая повторное отложение загрязнений из моющего раствора на отмытую поверхность, и так называемые гидротропы, увеличивающие растворимость и ускоряющие растворение ПАВов в воде.

Некоторые моющие средства содержат ферменты, обеспечивающие удаление нерастворимых белковых загрязнений, органические бактерициды, стабилизаторы пены.

Во многие моющие средства добавляют ароматические вещества (отдушки), призванные устранить неприятные запахи и придать вымытой поверхности свежий аромат. Правда, запах яблока, лимона или, например, лесных ягод не означает наличие в данном средстве экстрактов выше названных плодов.

Также в состав средств для мытья посуды могут входить вещества, смягчающие негативное воздействие на кожу рук. Самые распространенные добавки – глицерин, силикон и растительные экстракты. Глицерин и силикон обладают похожим действием, они создают на коже защитную плёнку, препятствующую её высыханию. Одновременно поверхностная плёнка, создаваемая силиконом, способна защитить от проникновения вредных для кожи веществ, содержащихся в моющем средстве.

Растительные экстракты смягчают кожу, обладают успокаивающим действием, снимают раздражение, которое может быть вызвано отдельными компонентами ПАВов (таким действием обладает, например, молочко «алоэ-вера»). Но даже при всех несомненных достоинствах этих добавок невозможно гарантировать вашей коже полную безопасность.

Глава 2. Диагностика моющих средств для посуды

    1. Диагностика использования средств для мытья посуды.

Для того, чтобы выяснить какие из средств являются наиболее используемыми мы опросили учащихся, учителей и работников школы. В опросе приняли участие 50 человек.

Данные опроса показывают, что наиболее популярным средством является «Fairy ». Его используют 19 человек из числа опрошенных, что составляет 38%. Далее по убыванию популярности идут: «АОС» - 11 человек, 22%; «Миф» - 7 человек, 14%; « SORTI » - 7 человек, 14%; «Капля » - 6 человек, 12%.

2.2. Состав, свойства и особенности применения моющих средств.

Для исследования состава, свойств, особенностей применения моющих средств для посуды изучались этикетки средств, указанных при анкетировании пользователей. Как правило, инструкций по мытью посуды никто не читает, но это не освобождает производителя от необходимости нанесения этой информации на этикетку.

Данные исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Состав, свойства и особенности применения моющих средств.

Fairy

АОС

МИФ

SORTI

Капля

    Объем/мл

    Цена/руб.

    Срок годности

18 мес.

18 мес.

18мес.

18 мес.

24 мес.

    Состав

5-15% анионные и неионогенные ПАВ, отдушка, консервант, цитронеплол, лимонен и линалоол.

5-15% анионные и неионогенные ПАВ, соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, ароматизирующие добавки, консерванты

анионные и неионогенные ПАВ, хлорид натрия, лимонная кислота, консервант, парфюмерная композиция, лимонная кислота

Вода, анионные и неионогенныеПАВ, соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, ароматизирующие добавки, консерванты,

Вода, ПАВ,

хлорид натрия, лимонная кислота, консервант, парфюмерная композиция, лимонная кислота,

нанести небольшое количество средства на влажную губку

Несколько капель средства капнуть на влажную губку

Несколько капель средства капнуть на влажную губку

Небольшое количество средства нанести на влажную губку

6. Меры предосторожности

При попадании в глаза промыть водой

Беречь от детей

Предохранять от солнечных лучей. Хранить вдали от отопительных приборов. Беречь от детей. При попадании в глаза промыть водой.

Беречь от детей, избегать попадания в глаза.

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:

При равном объеме моющего средства цена средств не одинакова.

К более дорогим средствам можно отнести «Fairy », «АОС», более дешевыми средствами являются «Миф», « SORTI » и «Капля ».

Срок годности всех средств почти одинаковый.

Основным компонентом МС являются ПАВ.

кроме ПАВ в составе моющих средств имеются красители, консерванты, парфюмерная композиция, но не указана маркировка этих веществ, что не позволяет сделать вывод о их безопасности для человека.

На упаковках не указано точное количество средства, необходимого для использования. Лишь написано «нанесите небольшое количество на губку или на посуду» или «капнуть несколько капель…».

Практически все средства, кроме « Fairy » содержат предупреждение: «Беречь от детей» и описывают действия при попадании средства в глаза.

Большое внимание уделяется на этикетке МС рекламным данным: производители указывают, что все средства эффективно удаляют жир не только в горячей, но и в холодной воде, легко смываются водой, не оставляя разводов. На этикетке средства « Fairy » указано, что соответствует стандарту РФ по смываемости с посуды.

2.3. Физико – химические свойства средств для мытья посуды.

Опыт 1: Исследование рН раствора.

Одним из требований к использованию моющих средств для посуды является то, что они должны обладать нейтральным или слабокислым значением pH раствора (pH =5,5-7).

Мы для определения pH раствора взяли 0,1% раствор каждого средства, исследовали при помощи прибора для определения рН растворов. Результаты опыта приведены в таблице 2. Вывод: Все средства рН- нейтральны.

Таблица 2:

Химические свойства средств для мытья посуды.

Показатель

Fairy

AOC

Миф

SORTI

Капля

1. рН раствора

7,68

7,7

7,7

6,0

6,0

    Содержание

фосфатов

-

-

-

-

-

Опыт 2 : Содержание фосфатов в средствах для мытья посуды .

Наличие фосфатных добавок в моющих средствах приводит к значительному усилению токсических свойств ПАВов. Они проникают в микрососуды кожи, всасываются в кровь и распространяются по организму. Это приводит к изменению физико-химических свойств самой крови и нарушению иммунитета.

0,1% раствор каждого средства испытывали нитратом серебра. В пробирках не было желтого или белого осадков. Желтый осадок показывает на присутствие в пробах фосфат-ионов (Ag 3 PO 4), белый осадок показывает присутствие в пробах хлорид-иона (AgCl ). Результаты опыта приведены в таблице 2.

Вывод: Фосфатные добавки в моющих средствах не обнаружены.

2.4. Влияние растворов моющих средств для посуды на протекание процессов

коррозии железных предметов.

При утилизации, использованные растворы моющих средств для посуды непосредственно соприкасаются с металлическими трубами канализации, а при мытье с металлической посудой.

Для исследования приготовили 0,1% раствор каждого моющего средства и в каждый опустили железный гвоздь длиной 80 мм. Эксперимент проводился при комнатной температуре. В качестве контрольного образца использовалась водопроводная вода. Опыт проводился с трехкратным повторением.

В первый день появилась ржавчина на гвоздях в следующих средствах: «АО S », «капля SORTI ». На второй день появился налет ржавчины в пробирке с водопроводной водой и на гвозде, опущенном в « Fairy » . В средстве «МИФ» ржавчина в пробирке появилась на третий день, при этом гвоздь оставался чистым. В последующие дни налет ржавчины на гвоздях увеличивался, причем быстрее всего в средствах: « Fairy », «АО S », «капля SORTI ». На дне пробирок откладывалась ржавчина - бурый осадок. К концу наблюдения высота осадка была разной в пробирках: «АО S » - 10мм, « Fairy »-7мм, «капля SORTI »- 9мм, «МИФ»- 4мм, «Капля»-9 мм, вода- 3мм.

Вывод: все исследуемые растворы моющих средств для посуды способствуют усилению коррозии железных предметов, а значит негативно действуют на трубы канализации и металлическую посуду.

    Заключительная часть

Выводы:

    Наибольшей популярностью среди населения пользуются средства: «Fairy »,

«AOS ».

    Этикетки моющих средств содержит большой объем рекламных обещаний,

но не полную информацию о составе и маркировке инградиентов, о способе применения.

    Все средства хорошо растворимы в воде.

4. Все средства рН-нейтральны.

5. Средства не содержат вредные фосфатные добавки.

6. Все исследуемые растворы моющих средств для посуды способствуют усилению коррозии железных предметов, а значит негативно действуют на трубы канализации и металлическую посуду.

Мы хотим посоветовать вам, более ответственно относится к выбору моющих средств и не позволять рекламам обманывать себя. Не забывайте о том, что на этой планете будут жить наши дети и внуки, и мы должны заботиться об их будущем и здоровье. Так же не стоит забывать о том, что от использования некоторых моющих средств страдает наша окружающая среда. Также мы хотим посоветовать вам, осторожнее обращаться с моющими средствами и не забывать о том, что в их состав входят компоненты, которые могут вызвать сыпь, химические ожоги, раздражения и аллергию. Всегда читайте меры предосторожности, написанные на обороте упаковки, и храните моющие средства подальше от детей.

Мы отдаем себе отчет в том, что потребление моющих средств людьми невозможно остановить, и даже сократить. Более того, с увеличением численности населения нашей планеты неизбежно возрастает количество и разнообразие моющих средств, которые пагубно влияют не только на человека, но и на окружающую среду.

Мы надеемся, что в ходе прогресса будут изобретены более безопасные моющие средства, которые будут иметь возможность полностью растворяться в воде, не образуя вредных химических соединений. Полученная информация во время проведения исследовательской работы может быть использована при преподавании школьного курса химии, биологии, экологии, на классных часах, при беседах с учениками и родителями, на факультативных занятиях по химии и экологии.

    Литература:

1. Амбрамзон А.А. и др. Поверхностно-активные вещества. Синтез, анализ, свойства,

применение. Л., 1988.

2.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно- методическое пособие /Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Агар, 2000.

3.Богданов И.И. Беседы об экологии: Учеб. пособие. – Омск, 1995.

4. Шпаусус З. Путешествие в мир химии. М.: «Просвещение», 1967.

    Шварц А., Пери Д. Поверхностно-активные вещества: их химия и технические применения. М., 1953.

    Харлампович Г.Д. и др. Многоликая химия. – М.: «Просвещение», 2004

Приложения

Наблюдение:4.11.15

    Наблюдение:10.11.15






Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Химический анализ состава шоколада и его влияния на здоровье человека Проект выполнили учащиеся 10 класса: ХХХХХ Руководитель учитель химии: ХХХХХ Муниципальное общеобразовательное учреждение ХХХХХХ

Цель проекта: Исследовать химический состав и свойства шоколада разных сортов и изучить его влияние на здоровье человека.

Задачи исследования: Найти и изучить теоретический материал по данной теме. Познакомиться с разными сортами шоколада. Выявить наиболее популярные сорта шоколада. Определить качество шоколада согласно ГОСТу. Изучить химический состав шоколада разных сортов. Провести качественный анализ исследуемых образцов шоколадкой продукции и сравнить их химический состав. Изучить влияние шоколада на здоровье человека. Провести опрос среди учащихся о вреде и пользе шоколада. Выяснить, как в настоящее время используется шоколад в медицине и косметологии. Выработать рекомендации по оценке качеств шоколада (по внешним признакам) и его использовании для рядового покупателя.

Предмет исследования- шоколад. Объект исследования- химический состав шоколада, выяснение его качества согласно ГОСТу.

Странное иноземное слово «Шоколад». Шоколад он везде – шоколад, равно как и в Европе, Азии, Австралии, Америке и Антарктиде и Африке.

Современный период в истории шоколада открыл голландец Конрад ван Гутен, запатентовавший в 1828 году недорогой способ выжимки масла какао из какао тёртого. Это открытие позволило создавать твёрдый шоколад, который постепенно вытеснил из рациона европейцев шоколад жидкий. Принято считать, что первый плиточный шоколад был произведён в 1847 году в Лондоне, однако годом ранее французский кондитер Жан Пьетре уже получил твёрдый шоколад.

Классификация видов шоколада По содержанию какао горький десертный молочный По способу обработки обыкновенный пористый десертный

Правильное хранение шоколада Шоколад – это очень капризный продукт. Он боится всего: воздуха, влаги, солнечного света, перепада температуры. Чтобы шоколад не испортился и не принес больше вреда, чем пользы, его нужно хранить правильно.

1. Боится тепла солнечных лучей. 2. Температура хранения шоколада от +16 до +20 градусов. 3. Влажность хранения шоколада не более 75% . 4. Шоколад боится запахов. 5. Соблюдать срок годности и срок хранения. Правильное хранение шоколада

Самый продолжительный срок хранения у плиточного шоколада – это 12 месяцев. Десертный шоколад без добавок хранится не больше 6-10 месяцев. Десертный шоколад с добавками и начинками – 3 месяца. Белый шоколад, как говорилось выше, хранится не более 1 месяца. Весовой шоколад без упаковки должен храниться не более 2 месяцев. Сроки хранения:

Химический состав шоколада 5-8% белка, 35-40% жира, 50-60% углеводов, алкалоиды – теобромин и кофеин по 0,5% каждого, 1% дубильных веществ и солей калия, фосфора, магния, железа.

В ходе исследований мы предложили ответить нашим школьникам на следующие вопросы… ФОТО

В ходе исследований мы сделали вывод, что большинство любителей шоколада употребляют его один раз в неделю, меньше всего употребляют шоколад каждый день.

Опрос показал, что у большинства опрашиваемых настроение улучшается от кусочка шоколада.

В ходе опроса мы пришли к выводу, что большинство уверены в пользе шоколада, а меньшинство не задумывается о пользе и вреде шоколада.

На основе исследований мы сделали вывод, что большинство предпочитает молочный шоколад, чуть реже люди употребляют белый шоколад, и лишь небольшая часть предпочитает горький и темный шоколад.

Объекты исследования: Молочный шоколад «Аленка» Белый шоколад «Воздушный» Темный шоколад «Бабаевский»

Эксперименты: Изучить химический состав шоколада. Чтобы наглядно изучить состав шоколада разного вида, мы проделали ряд качественных реакций: Обнаружение углеводов; Ксантопротеиновая реакция; Определение качества «шоколадной плитки».

Опыт №1 . Как проверить шоколад "на полезность"? 25-30% содержания в плитке какао-бобов свидетельствует о достаточно низком качестве данного шоколада, 35-40% характеризует шоколад среднего качества, 40-45% - вполне хороший шоколад, 45- 60% - перед вами отличная шоколадка, которая пойдет вам на пользу

Опыт № 2. Определение качества «шоколадной плитки». Для проведения эксперимента берем образцы шоколадных плиток разных марок массой 5 г, помещаем их в разные пробирки и нагреваем на водяной бане до окончания плавления. Термометром определяем температуру плавления образца. Результаты измерений заносим в таблицу (табл. №2). С увеличением в составе шоколада доли жиров растительного происхождения, следовательно, и химического состава шоколада, уменьшается температура плавления шоколада.

Вывод: Чем меньше температура плавления, тем больше растительных жиров и меньше масла какао бобов. Лучший состав у шоколада темного «Бабаевского». Образец Температура плавления, 0 С Темный «Бабаевский» 67 0 С Молочный «Аленка» 62 0 С Белый «Воздушный» 64 0 С Таблица 2.

Опыт № 3. Обнаружение в шоколаде углеводов. В пробирку насыпаем шоколад и приливаем 2мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхиваем и фильтруем. К фильтрату добавляем 1мл раствора гидроксида натрия NaOH и 2-3 капли 10% раствора CuSO 4 , пробирку интенсивно встряхиваем. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.

Вывод: Самое яркое окрашивание дал белый шоколад, в связи с пониженным содержанием какао-бобов и большим количеством сахаров. Таким образом, больше всего сахарозы в белом «Воздушном», а меньше всего в темном «Бабаевском». ФОТО

Опыт № 4. Обнаружение в шоколаде белков (ксантопротеиновая реакция). Насыпаем в пробирку тёртый шоколад (примерно 1 см по высоте) и приливаем 2 мл дистиллированной воды. Хорошо встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруют. К 1 мл полученного фильтрата приливаем 0,5 мл концентрированной азотной кислоты HNO 3 и нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25% водного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящих в состав белков шоколада.

Вывод: Во всех образцах присутствуют белки. Больше всего в темном шоколаде «Бабаевский», а меньше – в белом «Воздушном». ФОТО

Выводы о проделанной работе: В начале нашей работы были поставлены задачи изучить информацию о шоколаде, провести исследования и сравнить результаты экспериментов и полученной информации. В качестве объектов исследования мы использовали три вида шоколада: молочный шоколад «Аленка», белый шоколад «Воздушный», темный шоколад «Бабаевский».

Выводы о проделанной работе: Было обнаружено повышенное содержание сахарозы в белом «Воздушном» шоколаде. Таким образом, можно убедиться на опытах, что компоненты, входящие в состав данного шоколада, резко повышают уровень глюкозы в крови, что в свою очередь усложняет работу щитовидной железы и влияет на появление лишнего веса.

Теперь можно с уверенностью сказать, что наиболее полезным видом шоколада для человеческого здоровья и фигуры является горький шоколад, содержание какао-бобов в котором наибольшее. По медицинским показателям, идеальное количество этого лакомства – 20 г в сутки, с содержанием какао не менее 70%. Поэтому мы рекомендуем придерживаться этого количества продукта для сохранения своего здоровья и поддержания хорошего настроения! Выводы о проделанной работе:

Как выбрать качественный шоколад? Чем длиннее список ингредиентов. Тем менее полезно лакомство. Е476 (яичный лецитин), Е322 (соевый лецитин), ароматизатор идентичный натуральному (чаще всего ванилин) – в хорошем шоколаде их быть не должно! Качественный шоколад изготавливается по ГОСТ 6534 с весьма жесткими требованиями к составу продукта. Если вы видите, что ваше любимое лакомство произведено по ТУ, то это говорит о том, что производитель соблюдал не все стандарты настоящего качества.

Источники информации: 1. http://abrikosov-sons.ru/istoriya_shokolada 2. http://f-journal.ru/istoriya-shokolada/ 3. http://chocolatery.net/choco_sorting/ 4. http://chocolatery.net/keep_choco/ 5. http://allchoco.com/interesnoe-o-shokolade/gost-shokolad.html 6 . http://zdorovoe-pitanie.by/chto-my-edim/produkty/sladosti/sostav-shokolada.html 7. http://www.sevchem.narod.ru/opyt.files/pischa.htm ?

Спасибо за внимание! Наслаждайтесь шоколадом. Заряжайтесь позитивом и … Будьте счастливы!