Требования к организации и размещению сети дошкольных образовательных учреждений в жилой застройке

4.1. Дошкольные образовательные учреждения жилого района должны составлять единую сеть, предоставляющую разнообразное комплексное и приближенное к жилью обслуживание, в соответствии с потребностями и спросом семей с детьми дошкольного возраста. Оптимальным условием размещения детских садов в жилой застройке является радиус пешеходной доступности 300 м для ДОУ общего типа; для ДОУ общего типа в жилых районах с малоэтажной жилой застройкой и для ДОУ для детей с нарушениями развития - 500 м.

4.3. Здания ДОУ размещаются в составе жилых территорий (на территории группы жилой, смешанной жилой застройки - жилые группы, кварталы, микрорайоны).

4.4. Здания ДОУ следует, как правило, проектировать отдельно стоящими на обособленном земельном участке.

13. Пропускная способность бассейнов при обучении детей плаванию определяется из условий обслуживания:

одной ванной бассейна площадью 60 - 75 м2 (с габаритами 6 х 10 м, 6 х 12,5 м) - 30 детских групп при одноразовом посещении бассейна в неделю и 15 детских групп - при двухразовом;.

с ванной площадью 20 - 30 м2 (3 х 6(7) м) - 15 детских групп при одноразовом посещении и 7 детских групп - при двухразовом.

4.14. Помещения детских кружков и секций (гимнастики, хореографии, изобразительных видов творчества, иностранных языков, музыкальный, компьютерных игр) в городской системе государственных ДОУ предусматриваются дополнительно технологическим заданием из расчета 3 - 4 помещения на каждые 1000 жителей микрорайона.

Кружковые помещения предусматриваются, как правило, в составе ЦДВ, Центров образования и Центров развития ребенка.

Примечание. При включении в ДОУ дополнительных помещений для занятий детских кружков и секций, их состав и площади устанавливаются технологическим заданием Департамента образования города Москвы.

Требования к организации участка территории

5.2. Расстояние от границ участка ДОУ до края проезжей части улиц необходимо устанавливать на основании расчета уровней шума в соответствии с требованиями СНиП II-12-77, но не менее 25 м на свободной территории и не менее 15 м в сложившейся и реконструируемой застройке.

5.5. Участок территории детского сада следует проектировать огороженным с двумя самостоятельными входами и въездами для автомобилей, один из которых является хозяйственным, обеспечивающим удобную связь с хозяйственной площадкой и загрузочной пищеблока и кольцевым объездом вокруг здания.

Если участок примыкает к красной линии дороги районного значения, или одной из сторон проходит вдоль внутримикрорайонного автомобильного проезда, а здание детского сада находится не далее 5 м от границы проезжей части, вдоль этого участка кольцевой объездной проезд можно не предусматривать.

5.6. Участок ДОУ общего типа должен быть огорожен оградой высотой не менее 2,5 м и полосой зеленых насаждений, проходящей вдоль ограды с внутренней стороны участка. Ограда не должна иметь горизонтальных членений, а также острых завершений вертикальных прутьев. Расстояние между вертикальными элементами ограждения должно быть не более 0,1 м.

Ограду детских садов необходимо предусматривать с запирающимися калитками и воротами, по желанию заказчика - с видеонаблюдением на входах на участок и в здание, и другими мероприятиями по охране, контролю и управлению доступа на участок и в здание.

5.7. Полоса зеленых насаждений в общем случае предусматривается шириной 1,5 - 3 м (но не менее 1,5 м), выполняется многорядной (2 - 3 ряда) посадкой деревьев и кустарников. При непосредственной близости от улиц районного значения, внутримикрорайонных проездов шириной 2 полосы, гостевых автостоянок, а также при наличии неблагоприятного влияния магистралей городского значения (по результатам экологической экспертизы), полоса зеленых насаждений со стороны источника шума и загрязнения выполняется газо-, шумозащитной многорядной, шириной 4 - 6 м.

5.8. В составе участка выделяется зона игровой территории и хозяйственная зона, с разграничением соответствующих технологических процессов.

Игровая территория включает групповые площадки, индивидуальные для каждой детской группы, оснащенные теневыми навесами, и общую физкультурную площадку.

Хозяйственная площадка состоит из разворотной площадки перед загрузочной пищеблока и контейнерной площадки для сбора мусора.

5.9. Участок территории может примыкать к зданию ДОУ лишь с части сторон, в частности, у ДОУ, пристроенных к торцам жилых домов. Земельный участок с игровой территорией должен примыкать к зданию ДОУ в месте расположения выходов из здания для вывода детских групп на участок.

Защитная зеленая полоса, предусматриваемая по периметру участка (п. 5.7 настоящих норм), в этом случае также предусматривается на площади участка вдоль его ограждения.

Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения).

5.12. Служебная автостоянка может предусматриваться на территории, прилегающей к участку ДОУ с соблюдением расстояний в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99.

5.13. На территории участка ДОУ следует предусматривать беспрепятственный маршрут от главного входа на участок и с гостевой автостоянки к главному входу в здание детского сада инвалиду, передвигающемуся в кресле-коляске.

При крыльце главного входа в здание ДОУ следует предусматривать пандус, запроектированный в соответствии с требованиями доступности для инвалидов (СНиП 35-01-2001).

5.15. При проектировании проездов и площадок на участке ДОУ должны быть обеспечены условия загрузки пищеблока и удаления мусора, разворота автомобиля скорой помощи при транспортировке больного ребенка из медицинского изолятора, кольцевого объезда пожарной машины вокруг здания, а также удобного проезда к главному входу в здание.

5.17. Площадь участка для вновь строящихся ДОУ принимается в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99.

Примечание. Если расчетное число детей в детских группах ДОУ не превышает 10, площадь участка отдельно стоящих зданий ДОУ принимается из расчета не менее 400 м2 на одну группу; встроенных и встроенно-пристроенных к жилых домам - 290 м2 на одну группу.

5.20. Зона игровой территории ДОУ общего типа должна включать в себя:

групповые площадки, индивидуальные для каждой дошкольной группы (детей от 3 до 7 лет), площадью по 180 м2, то же для ясельной группы (детей от 2 месяцев до 3 лет) - по 108 м2 (если позволяет территория участка, для универсального использования здания ДОУ в перспективе, все групповые площадки лучше принимать по 180 м2);

теневые навесы при каждой групповой площадке площадью по 40 м2;

общую физкультурную площадку, площадью 250 м2 для ДОУ вместимостью до 150 мест и две физкультурные площадки площадью 150 и 250 м2 для ДОУ вместимостью 150 мест и более;

площадь озеленения, которая должна составлять 50% общей площади участка.

Примечания 1. В составе общей площади озеленения участка ДОУ учитываются в том числе 50% площади ясельных групповых площадок и 30% площади дошкольных групповых площадок (озелененная часть, включающая газон, цветники, кустарники и деревья).

2. При нестандартной комплектации детских групп в частных ДОУ, площадь групповых площадок определяется из расчета не менее 7,2 м2 на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста.

3. Габариты площадки для двухкомандных игр в составе общей физкультурной площадки - ориентировочно принимаются 6 х 9 м.

5.23. В составе игровой зоны в соответствии с технологическим заданием Департамента образования города Москвы допускается предусматривать солярий, парк крупно размерных игрушек, лыжню, зимний каток, велосипедную дорожку, площадку для изучения правил дорожного движения.

5.24. Террасы с навесами при каждой групповой площадке детского сада предназначены для защиты от солнца, ветра и осадков. Навесы (террасы с навесами) предусматриваются огороженными с трех сторон. Высота ограждения не менее 1,5 м. Во избежание сквозняков, между ограждением и полом террасы не должно быть зазора.

Пол террасы должен быть деревянным с отметкой пола на расстоянии 0,15 м от поверхности земли.

5.25. Покрытие террасы может предусматриваться из современных облегченных металлических конструкций и светопрозрачных материалов, среднесерым, оранжевым либо других цветов, предпочтительно теплых оттенков.

При террасах с навесами (при одной из стен) рекомендуется предусматривать кладовую площадью 3 - 4 м2, с двумя отделениями для хранения игрушек, а также уборочного инвентаря и средств ухода за растениями.

Террасы с навесами ясельных групп, а также иных детских групп, размещаемых на первом этаже зданий ДОУ, допускается предусматривать пристроенными к зданию как крытые террасы или остекленные веранды, а также как террасы, трансформируемые в веранды с помощью раздвижных элементов покрытия и вертикальных ограждающих конструкций. При этом теневые навесы не должны сокращать необходимую освещенность помещений групповых ячеек.

При организации вертикальных или наклонных светопрозрачных ограждений сооружений на участке (веранды, террасы, галереи, игровые павильоны) следует применять закаленное стекло, поликарбонат, другие травмобезопасные свегопрозрачные материалы.

5.26. Игровые площадки должны иметь травяное покрытие. Кроме травяного покрытия, частично (но не более чем на половине площадки) может предусматриваться твердое или фунтовое покрытие, укрепленное песчаной подсыпкой или мелкой каменной крошкой.

Асфальтовое покрытие, а также покрытие с применением тротуарной плитки на групповых и общей физкультурной площадках не допускается.

5.27. На групповой площадке детей ясельного возраста до 1 года предусматривается деревянный манеж площадью 2,5 х 2,5 м, с ограждением высотой 0,6 м, а также деревянный настил на площади 5 х 6 м, с отметкой пола настила 0,15 м от уровня земли.

На групповых площадках детей от 1 года до 3 лет устанавливается стационарное игровое оборудование.

5.28. Групповые площадки для детей 3 - 7 лет оборудуют с учетом высокой физической активности детей - турникетами, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупноразмерными строительными наборами.

Допускается предусматривать стационарное игровое оборудование, серийно выпускаемое или выполняемое на заказ. Это оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей и иметь документ, подтверждающий его качество и безопасность.

5.29. Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50% площади участка (без учета озеленения эксплуатируемой кровли, террас, веранд и т.п.). На площади озеленения предусматриваются травяное покрытие, цветники, кустарники и деревья, в том числе хвойные, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. При этом, следует высаживать и разнообразные лиственные, в том числе редкие породы деревьев, произрастающих в регионе.

Не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.

Деревья должны высаживаться не ближе 15 м, кустарник - 5 м от стен здания ДОУ.

Групповые площадки ограждают кустарником.

В площадь озеленения включается защитная полоса по периметру участка, а также защитные полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:

не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и спортивной площадками;

не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками; между общей физкультурной и хозяйственной площадками;

не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

5.30. Общая физкультурная площадка делится на следующие зоны:

с оборудованием для подвижных игр,

с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами,

беговой дорожки, ямы для прыжков,

полосы препятствий.

Покрытие зоны с оборудованием для подвижных игр - твердое грунтовое, деревянный настил или иное, по согласованию с ТУ Роспотребнадзора по городу Москве.

5.31. Площадь хозяйственной площадки следует принимать равной:

для ДОУ с числом детских групп 4 и более - 100 м2;

для малых и малокомплектных ДОУ (групповых отделений КДВ) - 75 м2;

5.35. Рельеф участка: грунтовые площадки, площадки с твердым покрытием, пешеходные дорожки и автомобильные проезды, а также границы между ними - должен решаться без уступов.

Перепады уровней высотой 0,15 м и более должны выполняться в виде откосов с организацией пандусов или лестниц.

Лестницы, имеющие более 3 ступеней, и пандусы с перепадом уровней более 0,15 м (если они не проложены по естественному рельефу) должны иметь ограждения с поручнями для детей.

Примечание. Указанные ограничения не распространяются на специально проектируемое игровое оборудование на участке.

5.36. На участке необходимо предусматривать наружное освещение, в том числе игровой территории и входов в здание.

Наружные светильники должны крепиться на высоте не менее 1,6 м. Уровень искусственной освещенности участка - не менее 10 лк на уровне земли групповых площадок и лыжни (велосипедной дорожки), 6 лк - проездов и проходов.

5.37. Требования к оборудованию общей физкультурной площадки и игровому оборудованию групповых площадок приводятся в приложении 2 СанПиН 2.4.1.1249-03.

6. Требования к объемно-планировочным решениям зданий

6.1. Здания ДОУ следует, как правило, проектировать отдельно стоящими на обособленном участке.

В условиях реконструкции застройки, дефицита территории и при повышенной плотности застройки допускается проектирование встроенных и встроенно-пристроенных в жилые дома ДОУ, а также пристроенных к торцам жилых, домов ДОУ с общей вместимостью не более 150 мест.

6.2. Детские сады вместимостью до 150 мест (8 групп) могут предусматриваться пристроенными к торцам жилых домов, а также встроенными или встроенно- пристроенными в нижние этажи жилых зданий (не выше 3-го).

Малые ДОУ, детские сады общего типа и групповые отделения КДВ вместимостью до 150 мест допускается проектировать встроенными и встроенно-пристроенными в 1 - 3 этажи жилых зданий, а также пристроенными к торцам многоквартирных жилых домов (п. 4.4 настоящих норм).

Встроенные, встроенно-пристроенные и пристроенные к торцам жилых домов ДОУ должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к отдельно стоящим зданиям.

Входные узлы, внутреннее коммуникационно-рекреационное пространство и инженерные системы встроенных и встроенно-пристроенных ДОУ следует предусматривать автономными.

6.3. ДОУ общего типа должны включать следующие функциональные группы помещений: групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе; специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые помещения персонала.

6.5. Здания ДОУ общего типа, как правило, предусматриваются высотой 2 этажа.

В условиях повышенной плотности застройки и дефицита территории допускается предусматривать здания ДОУ высотой в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать групповые ячейки только детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения.

Групповые ячейки для детей ясельного возраста, как правило, располагаются на 1-м этаже, для детей 2 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

6.6. В зданиях ДОУ допускается применять мансардные этажи в пределах регламентируемой настоящими нормами этажности. В них рекомендуется размещать специализированные помещения для работы с детьми, кружковые и рекреационные.

6.7. Все основные помещения ДОУ следует размещать в надземных этажах.

Допускается размещение построчной, кладовой овощей, кладовой садового инвентаря, дополнительных к нормируемым кладовых помещений, помещений инженерного обеспечения (кроме электрощитовой) - в подвальном этаже.

Допускается размещение административных, служебно-бытовых помещений, постирочной, кладовой овощей, кладовой садового инвентаря, дополнительных к нормируемым кладовых помещений, столярной мастерской, помещений инженерного обеспечения (кроме электрощитовой) - в цокольном этаже. (СНиП 2.08.02-89*).

По согласованию с ТУ Роспотребнадзора по городу Москве, допускается также размещение в цокольном этаже пищеблока и бассейна, при выполнении всех нормативных требований гидроизоляции и естественного освещения.

В ДОУ, встроенных в жилые здания, бассейны размещать не допускается (СНиП 31-01-2003).

6.8. Высота помещений зданий детских садов в чистоте должна быть не менее 3 м.

6.9. В двухуровневых групповых ячейках, при других объемно-планировочных решениях, связанных с перепадами уровней, например, при создании более высоких помещений групповой (более 3 м), допускается по согласованию с ТУ Роспотребнадзора по городу Москве снижать высоту помещений туалетной, раздевальной, буфетной - до 2,5 м.

6.10. Допускается снижать до 2,2 м высоту части дополнительных к нормируемым элементов игрового пространства групповой "домашний уголок", веранда-оранжерея, модуль-театр, модуль-сказка и т.п.), а также до 1,8 м уровни подвесных или наклонных потолков над частью помещения групповой, предусматриваемой на дополнительной площади по отношению к нормируемой площади групповой.

6.11. Прогулочные группы и группы кратковременного присмотра следует размещать, как правило, в первых этажах жилых зданий, но не выше 2-го этажа.

6.12. В зданиях детских садов следует предусматривать один вход не более чем на 4 группы.

В ДОУ общего типа ясельные группы (для детей до 3 лет) следует располагать преимущественно на 1-м этаже, с самостоятельными входами с участка.

Допускается общий вход с общей лестницей для детей двух ясельных групп, размещаемых на 2-м этаже. На 1-м этаже при входе для этих групп могут предусматриваться туалеты (отдельные для каждой ясельной группы) для пользования детьми во время прогулки.

Раздевальные групповых ячеек детей от 4 лет, располагающихся на втором или третьем этажах, допускается размещать на первом этаже, при входе в здание.

При этом раздевальная каждой такой группы предусматривается отдельным помещением.

6.13. При входах в ясельные группы следует предусматривать помещения колясочных или террасы площадью не менее 12 м2 для каждой группы.

6.14. При главном входе в здание предусматривается холл площадью не менее 18 м2, с удобной короткой связью с помещениями администрации и медицинскими помещениями.

Из раздевальной групповой ячейки (или помещения групповой, если раздевальная решается отдельно, должен предусматриваться удобный и короткий эвакуационный выход в коридор, лестничную клетку или наружу.

6.15. Входы в здание следует проектировать с двойным тамбуром, каждый глубиной не менее 1,6 м.

При входах в детские группы вместо одного из тамбуров допускается предусматриваться тамбур-шлюз для накопления детей всей группы перед выходом на участок. Тамбур-шлюз должен иметь естественное освещение, ширину не менее 1,6 м, глубину (по пути следования) - до 6 м.

17. В ДОУ на 4 - 5 детских групп предусматривается один зал для музыкальных и физкультурных занятий площадью не менее 100 м2, в ДОУ на 6 - 14 групп - два зала площадью не менее 100 м2 каждый, с кладовой при каждом зале площадью не менее 6 м2.

6.19. Типы групповых ячеек и их соотношение в здании ДОУ определяются технологическим заданием, исходя из возрастного состава детей или в соответствии с приложениями 6.1 и 6.2 к настоящим нормам.

Примечание. Групповые ячейки ясельных групп (детей до 3 лет) и дошкольные (от 3 до 7 лет) в зданиях ДОУ общего типа допускается проектировать универсальными, по составу и площадям помещений, соответствующим дошкольным групповым ячейкам.

20. Планировочная структура зданий ДОУ предусматривается по принципу групповой изоляции, при котором групповая ячейка является местом основного пребывания детей каждой конкретной детской группы, с осуществлением основных занятий с детьми, игр, оздоровительных мероприятий, отдыха, дневного сна, переодевания и кормления детей.

В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая для детей ясельного возраста), спальня, буфетная и туалетная.

В приемной для детей от 2 месяцев до 1 года выделяют место для переодевания матерей и кормления грудных детей матерями. Спальни в группах для детей от 2 месяцев до 1 года следует разделять на 2 зоны остекленной перегородкой.

Примечания. 1. Допускается, при согласовании с ТУ Роспотребнадзора по городу Москве, организация питания детей дошкольного возраста в обеденном зале с единовременной посадкой не более 2 групп детей, из расчета 20 м2 на одну группу в одну посадку. При этом, в групповых ячейках, на случай карантина в детских группах, следует сохранять буфетные, с выполнением требований п. 7.8 настоящих норм.

2. Общие мероприятия (праздники, детские спектакли) в залах для музыкальных и гимнастических занятий ДОУ допускается предусматривать не более чем для 2 групп (с общим числом детей не более 50), в зале-арене ЦДВ - с общим числом групп не более 5 (с общим числом детей не более 100).

6.21. Из раздевальной групповой ячейки (или помещения групповой, если раздевальная решается отдельно - см. п. 6.16 настоящих норм) должен предусматриваться удобный и короткий эвакуационный выход в коридор, лестничную клетку или наружу.

Второй эвакуационный выход из групповой ячейки может предусматриваться из любого ее помещения. Это выход со второго этажа допускается предусматривать по наружной лестнице.

6.22. Группу медицинских помещений вместе с изолятором в ДОУ общего типа вместимостью 4 - 6 групп рекомендуется размещать на первом этаже в непосредственной близости от входа в здание либо с организацией отдельного наружного выхода из изолятора.

6.23. В ДОУ вместимостью 7 и более групп из изолятора необходимо предусматривать отдельный наружный выход.

6.24. Пищеблок в зданиях ДОУ следует предусматривать работающим, как правило, на сырье. Допускается предусматривать пищеблоки, работающие на полуфабрикатах.

Пищеблок в комплексах дошкольного воспитания допускается предусматривать централизованным, с доставкой готовой горячей пищи в групповые отделения.

Пищеблок в зданиях ДОУ, как правило, размещается на первом этаже.

Производственные и складские помещения для хранения пищевых продуктов (сухих, сыпучих) не следует размещать в подвальных и полуподвальных помещениях.

Кладовые для хранения сухих продуктов, овощей и охлаждаемые камеры не допускается размещать под душевыми и санитарными узлами, моечными, а также производственными помещениями с трапами.

6.26. Постирочные в детских садах общего типа, как правило, следует проектировать из расчета стирки 1/3 объема белья. В иных случаях площади постирочных и технологическая схема стирки белья определяются технологическим заданием.

6.27. В зданиях ДОУ общего типа на 6 групп и более при постирочных следует предусматривать помещение для сдачи и сортировки грязного белья, с площадью не менее 6 м2.

Если предполагается стирка белья в городской прачечной, вместо постирочной достаточно иметь только помещение для сдачи и сортировки грязного белья, площадью не менее 6 м2, с организацией отдельного наружного выхода.

6.28. Расположение входов в групповые ячейки напротив входов в постирочную и сушильную-гладильную не допускается.

6.29. Раздаточная в пищеблоках ДОУ предусматривается отдельным помещением.

6.30. Расположение входов в групповые ячейки напротив входов в пищеблок не допускается.

Расположение входов в пищеблок напротив входов в постирочную не допускается.

6.31. В зданиях ДОУ в 2 и 3 этажа необходимо предусматривать грузопассажирский лифт или лифтовой подъемник для вертикальной транспортировки пищи. Лифт следует предусматривать вблизи раздаточной пищеблока с тамбуром при выходе в общее коммуникационно-рекреационное пространство здания или непосредственно примыкающим к раздаточной.

6.33. Инсоляция помещений ДОУ должна предусматриваться в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

6.34. Допустимая ориентация окон помещений групповых (игральных) по сторонам горизонта - в секторе от 85° до 275° при оптимальной 180°.

Для спален, медицинской и процедурной комнат, комнаты коррекции - допускается любая ориентация при оптимальной - 90°.

Для зала для музыкальных и гимнастических занятий, кружковых помещений, палат изолятора - допускается любая ориентация при оптимальной - 180°.

Для кухни, заготовочного цеха допускается любая ориентация при оптимальной - 360°.

Примечания. 1. При ориентации окон групповых, спален, залов для музыкальных и гимнастических занятий, кружковых помещений, комнаты коррекции, палат изолятора, кухни, заготовочного цеха на азимуты 200° - 275° для исключения перегрева помещений предусматривается солнцезащита.

2. При комбинированном (угловом, боковом и верхнем, боковом и верхне-наклонном) естественном освещении ориентация групповых не ограничивается.

6.36. Освещать естественным верхним (верхне-наклонным) светом допускается: раздевальные и туалетные групповых ячеек, комнаты психологической разгрузки детей ("домашний уголок") и взрослых, комнаты персонала, залы для музыкальных и гимнастических занятий, зал с ванной бассейна, зал разминки при бассейне, помещения детских кружков и секций, коммуникационно-рекреационное пространство.

6.37. Туалетные в составе помещений групповых ячеек, приемные и туалетные в составе помещений изолятора допускается освещать вторым светом.

Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, комнатах персонала, туалетах персонала, кладовых (в том числе в кладовой чистого белья, если в здании ДОУ предусматривается комната кастелянши).

6.38. Расположение оконных проемов групповых и спален непосредственно над окнами кухни, постирочной, туалетных - не допускается.

6.44. При зданиях ДОУ допускается предусматривать не отапливаемые или отапливаемые помещения - саночные-колясочные, кладовые хранения крупноразмерных игрушек, садового инвентаря; отапливаемые помещения - остекленные веранды-оранжереи, а также открытые помещения - открытые террасы, террасы-манежи, террасы-солярии.

6.45. Открытые террасы в уровне второго или третьего этажей допускается проектировать, по согласованию с органами Роспотребнадзора, на эксплуатируемых кровлях, с организацией второго эвакуационного выхода с каждой террасы. Устройство второго эвакуационного выхода с эксплуатируемой кровли или с террасы в уровне третьего этажа по наружной металлической лестнице не допускается.

Министерство общего и профессионального образования РФ

Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет

Кафедра: Промышленное и гражданское строительство

Р Е Ф Е Р А Т

по специальности: «Промышленное и гражданское строительство»

на тему: Детские дошкольные учреждения – сады-ясли

Выполнил: ст-т СФ курса V гр. 315-1 Шестаков Д. В.

г. Улан – Удэ 2000 год

Введение …………………………………………………………………... 1. Типы зданий детских дошкольных учреждений…………………….

2. Функциональный процесс……………………………………………. 3. Особенности объемно-планировочного решения……………………

3.1. Композиция зданий детских дошкольных учреждений………

4. Особенности конструктивного решения………………………………

4.1. Конструкции зданий детских дошкольных учреждений………….. 4.2. Особенности технико-экономической оценки проектов детских дошкольных учреждений…………………………………………………..

4.3. Комплексная технико-экономическая оценка 4.4. Влияние компактности зданий детских дошкольных учреждений.. 5. Особенности технологии и организации строительства………………

6. Требования Гражданской обороны……………………………………..

Список литературы ……………………………………………………….

Введение Двадцатое столетие для рядя стран Европы характерно

процессами интенсивной урбанизации в связи с индустриализацией производства и соответствующим размахом градостроительной деятельности.

В нашей стране процесс урбанизации привел к исключительно острой проблеме обеспечения жилищем и общественным обслуживанием населения. Рост жилищного строительства не мог обогнать темпов роста городского населения, средняя обеспеченность которого общей площадью упала к началу 50-х гг. до 7 м2/чел. При функционально-гигиеническом нормативе 18 м2.

Строительство зданий дошкольных и школьных учреждений имеют огромное значение наряду с жилищным строительством.

Задачами общественного воспитания в детских дошкольных учреждениях являются всестороннее развитие ребенка, обеспечение охраны его здоровья, правильное физическое и умственное воспитание; нравственное и эстетическое воспитание.

В данном реферате приведены характеристика и типизация зданий дошкольных учреждений.

1. Типы зданий детских дошкольных учреждений

Детские учреждения – наиболее массовый тип общественных зданий; их классифицируют по ряду признаков.

По возрастному признаку детские учреждения подразделяются на детские ясли – до 3 лет, детские сады – от 3 до 6(7) лет и объединенные детские ясли-сады. Ясли-сады имеют наибольшее распространение, т. к. в них повышается качество и обеспечивается экономия обслуживания, достигается преемственность в воспитании детей, предоставляются удобства родителям, имеющим детей разного возраста, а в некоторых сельских населенных пунктах иногда возводят здания, объединяющие ясли, сад и общеобразовательную начальную школу, обеспечивая этим неразрывность педагогического процесса, медицинское обслуживание и тд.

По величине различают здания на 1, 2, 6, 8, 10, 12 и 14 групп. Считая, что в младшей группе детей ясельного возраста 15 человек, в средней и старшей – 20 человек, а в группе детского сада – 25, величину определяют по количеству мест: 25, 50, 95, 145, 195, 240, 290 и 340.

Возрастные группы

Группы Количество мест в группе Ясельные:

младшая (от 2 мес. до 1 года)

15

средняя (от 1 года до 2 лет)

20 старшая (от 2 до 3 лет)

20 Дошкольные:

младшая (от 3 до 4 лет)

25 средняя (от 4 до 5 лет)

25 старшая (от 5 до 6 лет)

25 Подготовительная (от 6 до 7 лет)

25

Комплексы детских яслей-садов создают на основе централизации хозяйственных помещений вместимостью 24 группы и более (560 мест и более).

По градостроительным ориентировочным подсчетам средняя по стране суммарная вместимость детских яслей-садов составляет приблизительно 70…90 мест на 1000 жителей. Однако в каждом конкретном районе, населенном пункте при установлении потребности в детских дошкольных учреждениях эта норма корректируется.

В детском дошкольном учреждении ребенок прежде всего попадает в приемную (в ясельных группах) или в раздевальную (в группах детского сада), в которой детей осматривают, принимают от родителей и переодевают; там хранится и сушиться верхняя одежда детей.

При входах, ведущих в групповые ячейки, следует предусматривать оборудованные места для хранения колясок, санок и лыж.

Из приемной или раздевальной ребенок направляется в игральную (в ясельных группах) или в групповую (в группах детского сада). Игральные и групповые являются главными помещениями детских учреждений, в них дети проводят основное время, играют и питаются. Непосредственно к игральной или групповой примыкают буфетная и помещение для туалета детей. Туалетная в яслях представляет собой одно помещение, в детских садах туалетная состоит из двух помещений: умывальной и уборной.

Для дневного и ночного сна детей на свежем воздухе и игр в ненастную погоду в состав помещений детских групп включены спальни, которые желательно оборудовать встроенными откидными кроватями. Между групповой и спальной делается раздвижная перегородка. Спальни младшей ясельной группы разделены на две зоны остекленной перегородкой. Из детской комнаты или групповой желательно устраивать окно в спальню для наблюдения за детьми.

В детских дошкольных учреждениях для I климатического района предусматриваются неотапливаемые прогулочные веранды из расчета 2,5 м2 на 1 место для детей ясельного возраста и 2 м2 на 1 место для детей дошкольного возраста.

Важнейшим требованием к планировке зданий детских учреждений является хорошая изоляция детских групп друг от друга. В этих целях желательно (а для ясельных групп обязательно), чтобы все помещения каждой группы были скомпонованы в самостоятельный комплекс с отдельным входом (групповая ячейка). Допускается общий вход в две ясельные группы при расположении их на втором этаже. Для групп детского сада допускается общий вход на четыре группы.

К помещениям, общим для всех детских групп, относятся: залы для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой для хранения физкультурного инвентаря, методический кабинет, изолятор, медицинская комната, процедурный кабинет с помещением для приготовления дезинфицирующих средств. Залы для гимнастических занятий устраиваются во всех детских учреждениях вместимостью 4 и более групп, а начиная с 12 групп – устраиваются еще и залы для музыкальных занятий и проектируются из расчета площади на одно место соответственно не менее 2 и 4 м2. Располагать их можно на любом этаже.

В комплексах детских яслей-садов, а также в зданиях детских дошкольных учреждений с числом детей в дошкольных группах не менее 200, в IA, IБ и IГ климатических подрайонах и в сельской местности при обслуживании группы взаимосвязанных населенных пунктах допускаются крытые плавательные бассейны с ванной 3х7 м.

Залы для музыкальных и физкультурных занятий проектируются из расчета площади на одно место соответственно не менее 2 и 4 м2.

Площади помещений в групповой ячейке

Помещени я

Минимальные площади помещений на одного ребенка в учреждениях, м2

Дошкольного общего типа специализированного

дошкольного

Раздеваль ная

Групповая с зонной отдыха

Туалет 0,8 0,65 1,0 Буфетная 0,15 0,15 0,2 Комната для специальн ых

Для временной изоляции заболевших детей в детских учреждениях предусматривается изолятор, состоящий из приемной, одной-двух палат, туалетной и помещения для приготовления дезинфицирующих средств. Приемная изолятора имеет непосредственную связь с общими коммуникациями детского учреждения, а также с каждой из палат и туалетной. Палаты – непроходные. Изолятор должен быть расположен смежно с медицинской комнатой на первом этаже, ориентирован желательно на юг и иметь отдельный вход.

В состав административно-хозяйственных помещений входят пищеблок, постирочная и служебно-бытовые помещения (кабинет заведующего, комнаты завхоза, персонала, кастелянши, кладовая и др.).

Пищеблок обязательно имеет самостоятельный выход наружу. Кладовые размещают рядом с кухней, они не должны быть проходными. Проход в кладовые через кухню не допускается.

Основное требование к интерьеру и оборудованию детских дошкольных учреждений заключается в необходимости обеспечения наилучших санитарно-гигиенических условий и для наибольших удобств для детей и персонала, а также высокого архитектурно-художественного и технического качества этих учреждений при экономичности в строительстве и эксплуатации.

Освещение детских дошкольных учреждений

Детские помещения должны быть светлыми: отношение площади окон к площади пола (в групповых и игральных) 1:4 – 1:5 (к. е. о. = 1,5%), со сквозными или угловым проветриванием, для II и I климатических районов допускается проветривание через спальни, приемные или раздевальные. Внутренняя отделка детских помещений – простая, без излишних архитектурных деталей в то же время должна создавать ощущение уюта, радости.

Освещение вторым светом допускается в туалетах и моечных кухонной посуды, в приемных и раздевальных в климатических подрайонах IA, IБ и IГ. Буфетные, приемные изолятора и комнаты персонала допускается проектировать без естественного освещения.

Требования к ориентации окон помещений детских дошкольных учреждений

Помещения Расчетные географические пояса с. ш.

северные 600 60…450 Южнее 450

Ориентация

оптимал ьная

допусти мая в азимута х

оптима льная

допусти мая в азимута х

оптимал ьная

допустима я в

азимутах

Групповая, игральная

Ю От 70 до 2900

Ю От 85 до 2750

Ю От 25 до 3350

Спальня В Люба я

В Люба я

С Любая Зал для музыкальн ых и

гимнастиче ских

занятий,

Ю Ю Ю

палаты изолятора

Кухня С

Прогулочн ая веранда

К мебели детских дошкольных учреждений предъявляются специфические педагогические, гигиенические и архитектурные требования. Мебель должна соответствовать росту и силам детей и быть такой, чтобы при использовании ею тело ребенка занимало правильное положение. Форма, конструкция и материал мебели должны обеспечивать удобство и легкость ее содержания в чистоте, исключающие возможность скопления пыли и грязи. Рекомендуется применять встроенное оборудование.

Мебель и оборудование детских помещений должны быть красивыми, иметь хорошие пропорции, гармоническую окраску, чтобы способствовать воспитанию у детей хорошего художественного вкуса.

Участок детских дошкольных учреждений

Участок – необходимая и важная часть детского учреждения; здесь дети проводят значительную часть времени, поэтому должен иметь планировку, благоустройство, оборудование и озеленение, соответствующие характеру и программе занятий с детьми. На участке выделяют следующие зоны: групповых детских площадок, общих детских площадок и хозяйственную.

Для каждой группы детей предусматривается отдельная групповая площадка величиной от 75 до 180 м2 в зависимости от возраста и количества детей. Площадка оборудуется теневым навесом площадью 40 м2 и соответствующими возрасту устройствами для игр и занятий детей – песочницами, качелями, горками и т. д. Групповые площадки должны быть изолированы друг от друга, пространственно разграничены. Общие площадки для детей 3…6(7) лет создают для занятий физкультурой, подвижных игр, выращивание культурных растений. Кроме того, на участке детского сада устраивают общую дорожку шириной 1,5 м для езды на самокатах, велосипедах, педальных автомобилях.

Хозяйственный двор должен иметь выезд на улицу или внутриквартальный проезд.

7. Озеленение участка детского сада включает насаждения периметральные защитной полосы, разделительные полосы и отдельные деревья и кустарники между площадками, газоны и цветники. Площадь озеленения должна составлять 50% площади участка.

3. Особенности объемно-планировочного решения

3.1. Композиция зданий детских дошкольных учреждений

Наиболее существенным фактором, определяющим основы архитектурной композиции зданий детских дошкольных учреждений, является характер взаимосвязи между отдельными группами помещений. По этому признаку здания детских дошкольных учреждений на: здания централизованного типа с внутренней связью между отдельными группами помещений; здания блокированного типа со связью между отдельными группами помещений по отапливаемому переходу; здания павильонного типа со связью через участок или по крытым не отапливаемым переходам. Существует также ряд промежуточных типов зданий, к которым относятся, например, здания галерейного типа со связью между групповыми ячейками и обслуживающими по открытой или остекленной галерее.

Детские дошкольные учреждения могут быть (в зависимости от числа мест) либо одноэтажными – до 150 мест, либо двухэтажными – до 190 мест, либо трехэтажными – до 350 мест.

Для трехэтажных зданий нормы предусматривают планировочное и конструктивные ограничения: на третьем этаже следует располагать помещения только для старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, а также прогулочные веранды и служебно-бытовые помещения. Трехэтажное здание должно проектироваться не ниже II степени огнестойкости независимо от числа мест в здании.

Оптимальным как по стоимости строительства и эксплуатации, так и в отношении удобства эксплуатации является централизованный тип здания. Для северных районов этот тип здания является единственно возможным.

Здания детских дошкольных учреждений централизованного типа компактны, экономичны, имеют короткие связи между помещениями. С укрупнением зданий детских учреждений и усложнением их общей планировочной структуры все более широкое распространение получают здания блокированного типа, обеспечивающие лучшие условия изоляции детских групповых ячеек и долее удобную связь с игровыми площадками по сравнению со зданиями централизованного типа, но уступающие им в экономичности и компактности. Для детских садов-яслей большой вместимостью чаще всего применяют здания блочного типа, обладающие более высокой планировочной гибкостью. Здания детских учреждений павильонного типа применяют в районах с жарким климатом, где отдельные блоки-павильоны могут быть связаны между собой открытыми галереями или дорожками. Павильонный тип обеспечивает хорошую изоляцию

Министерство общего и профессионального образования РФ

Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет

Кафедра: Промышленное и гражданское строительство

Р Е Ф Е Р А Т

по специальности: «Промышленное и гражданское строительство»

на тему: Детские дошкольные учреждения – сады-ясли

Выполнил: ст-т СФ курса V гр. 315-1 Шестаков Д. В.

г. Улан – Удэ


Введение …………………………………………………………………...

1. Типы зданий детских дошкольных учреждений…………………….

2. Функциональный процесс…………………………………………….

3. Особенности объемно-планировочного решения……………………

3.1.Композиция зданий детских дошкольных учреждений………

4. Особенности конструктивного решения………………………………

4.1. Конструкции зданий детских дошкольных учреждений…………..

4.2. Особенности технико-экономической оценки проектов детских дошкольных учреждений…………………………………………………..

4.4. Влияние компактности зданий детских дошкольных учреждений..

5. Особенности технологии и организации строительства………………

6. Требования Гражданской обороны……………………………………..

Список литературы ……………………………………………………….

Введение

Двадцатое столетие для рядя стран Европы характерно процессами интенсивной урбанизации в связи с индустриализацией производства и соответствующим размахом градостроительной деятельности.

В нашей стране процесс урбанизации привел к исключительно острой проблеме обеспечения жилищем и общественным обслуживанием населения. Рост жилищного строительства не мог обогнать темпов роста городского населения, средняя обеспеченность которого общей площадью упала к началу 50-х гг. до 7 м 2 /чел. При функционально-гигиеническом нормативе 18 м 2 .

Строительство зданий дошкольных и школьных учреждений имеют огромное значение наряду с жилищным строительством.

Задачами общественного воспитания в детских дошкольных учреждениях являются всестороннее развитие ребенка, обеспечение охраны его здоровья, правильное физическое и умственное воспитание; нравственное и эстетическое воспитание.

В данном реферате приведены характеристика и типизация зданий дошкольных учреждений.

1. Типы зданий детских дошкольных учреждений

Детские учреждения – наиболее массовый тип общественных зданий; их классифицируют по ряду признаков.

По возрастному признаку детские учреждения подразделяются на детские ясли – до 3 лет, детские сады – от 3 до 6(7) лет и объединенные детские ясли-сады. Ясли-сады имеют наибольшее распространение, т. к. в них повышается качество и обеспечивается экономия обслуживания, достигается преемственность в воспитании детей, предоставляются удобства родителям, имеющим детей разного возраста, а в некоторых сельских населенных пунктах иногда возводят здания, объединяющие ясли, сад и общеобразовательную начальную школу, обеспечивая этим неразрывность педагогического процесса, медицинское обслуживание и тд.

По величине различают здания на 1, 2, 6, 8, 10, 12 и 14 групп. Считая, что в младшей группе детей ясельного возраста 15 человек, в средней и старшей – 20 человек, а в группе детского сада – 25, величину определяют по количеству мест: 25, 50, 95, 145, 195, 240, 290 и 340.

Табл.

Возрастные группы

Комплексы детских яслей-садов создают на основе централизации хозяйственных помещений вместимостью 24 группы и более (560 мест и более).

По градостроительным ориентировочным подсчетам средняя по стране суммарная вместимость детских яслей-садов составляет приблизительно 70…90 мест на 1000 жителей. Однако в каждом конкретном районе, населенном пункте при установлении потребности в детских дошкольных учреждениях эта норма корректируется.

Для жилых образований с 4…5-этажной застройкой и населением более 4000 жителей наиболее приемлемы с точки зрения экономичности строительства (эксплуатации), а также затрат здания детских яслей-садов на 280 и 330 мест. При численности жителей менее 4000 целесообразны здания на 140 и 190 мест.

Здания, объединяющие детские ясли-сад и начальную общеобразовательную школу, проектируют вместимостью соответственно 25…40 и 50…80 мест.

По времени работы детские дошкольные учреждения подразделяются на дневные, с пребыванием в них детей от 9 до 14 часов в сутки, и круглосуточные, в которых дети находятся в течении 24 часов пять дней в неделю. В смешанных детских садах-яслях часть групп – дневные, часть – круглосуточные. Кроме того, различают круглогодичные с сезонные детские дошкольные учреждения (летние дачи).

По назначению выделяют детские дошкольные учреждения общего типа для детей с нормальным физическим и умственным развитием; учреждения специального назначения и санитарно-оздоровительного типа для нездоровых или ослабленных детей, а также дома ребенка для детей, лишившихся родителей.

Детские сады-ясли располагают на обособленных участках территории жилой застройки, причем так, чтобы обеспечивать нормативный радиус обслуживания населения – 300 метров. Здания детских садов-яслей должны отстоять от красной линии не менее чем на 25 м.

Детские дошкольные учреждения должны занимать лучший в природном и санитарном отношении участок: хорошо проветриваемый и инсолируемый, граничащий с озелененными территориями, не имеющий вредных соседств.

Площадь земельного участка, занимаемого детским дошкольным учреждением, определяется вместимостью и природно-климатическими условиями района строительства.

Размеры участков зависят от величины учреждения: в детских садах-яслях на 90 мест – 40 м 2 на 1 место, на 140…320 мест – 35 м 2 , в комплексах яслей-садов на 560…640 мест – 30 м 2 ; размеры участка могут быть уменьшены на 30…40% в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIA и на 15% - при строительстве на рельефе с уклоном более 20%.

2. Функциональный процесс


В детском дошкольном учреждении ребенок прежде всего попадает в приемную (в ясельных группах) или в раздевальную (в группах детского сада), в которой детей осматривают, принимают от родителей и переодевают; там хранится и сушиться верхняя одежда детей.

При входах, ведущих в групповые ячейки, следует предусматривать оборудованные места для хранения колясок, санок и лыж.




Из приемной или раздевальной ребенок направляется в игральную (в ясельных группах) или в групповую (в группах детского сада). Игральные и групповые являются главными помещениями детских учреждений, в них дети проводят основное время, играют и питаются. Непосредственно к игральной или групповой примыкают буфетная и помещение для туалета детей. Туалетная в яслях представляет собой одно помещение, в детских садах туалетная состоит из двух помещений: умывальной и уборной.

Для дневного и ночного сна детей на свежем воздухе и игр в ненастную погоду в состав помещений детских групп включены спальни, которые желательно оборудовать встроенными откидными кроватями. Между групповой и спальной делается раздвижная перегородка. Спальни младшей ясельной группы разделены на две зоны остекленной перегородкой. Из детской комнаты или групповой желательно устраивать окно в спальню для наблюдения за детьми.

В детских дошкольных учреждениях для I климатического района предусматриваются неотапливаемые прогулочные веранды из расчета 2,5 м 2 на 1 место для детей ясельного возраста и 2 м 2 на 1 место для детей дошкольного возраста.

Важнейшим требованием к планировке зданий детских учреждений является хорошая изоляция детских групп друг от друга. В этих целях желательно (а для ясельных групп обязательно), чтобы все помещения каждой группы были скомпонованы в самостоятельный комплекс с отдельным входом (групповая ячейка). Допускается общий вход в две ясельные группы при расположении их на втором этаже. Для групп детского сада допускается общий вход на четыре группы.




К помещениям, общим для всех детских групп, относятся: залы для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой для хранения физкультурного инвентаря, методический кабинет, изолятор, медицинская комната, процедурный кабинет с помещением для приготовления дезинфицирующих средств. Залы для гимнастических занятий устраиваются во всех детских учреждениях вместимостью 4 и более групп, а начиная с 12 групп – устраиваются еще и залы для музыкальных занятий и проектируются из расчета площади на одно место соответственно не менее 2 и 4 м 2 . Располагать их можно на любом этаже.

В комплексах детских яслей-садов, а также в зданиях детских дошкольных учреждений с числом детей в дошкольных группах не менее 200, в IA, IБ и IГ климатических подрайонах и в сельской местности при обслуживании группы взаимосвязанных населенных пунктах допускаются крытые плавательные бассейны с ванной 3х7 м.

Залы для музыкальных и физкультурных занятий проектируются из расчета площади на одно место соответственно не менее 2 и 4м 2 .

Табл.

Площади помещений в групповой ячейке

Для временной изоляции заболевших детей в детских учреждениях предусматривается изолятор, состоящий из приемной, одной-двух палат, туалетной и помещения для приготовления дезинфицирующих средств. Приемная изолятора имеет непосредственную связь с общими коммуникациями детского учреждения, а также с каждой из палат и туалетной. Палаты – непроходные. Изолятор должен быть расположен смежно с медицинской комнатой на первом этаже, ориентирован желательно на юг и иметь отдельный вход.

В состав административно-хозяйственных помещений входят пищеблок, постирочная и служебно-бытовые помещения (кабинет заведующего, комнаты завхоза, персонала, кастелянши, кладовая и др.).

Пищеблок обязательно имеет самостоятельный выход наружу. Кладовые размещают рядом с кухней, они не должны быть проходными. Проход в кладовые через кухню не допускается.

Основное требование к интерьеру и оборудованию детских дошкольных учреждений заключается в необходимости обеспечения наилучших санитарно-гигиенических условий и для наибольших удобств для детей и персонала, а также высокого архитектурно-художественного и технического качества этих учреждений при экономичности в строительстве и эксплуатации.

Освещение детских дошкольных учреждений

Детские помещения должны быть светлыми: отношение площади окон к площади пола (в групповых и игральных) 1:4 – 1:5 (к. е. о. = 1,5%), со сквозными или угловым проветриванием, для II и I климатических районов допускается проветривание через спальни, приемные или раздевальные. Внутренняя отделка детских помещений – простая, без излишних архитектурных деталей в то же время должна создавать ощущение уюта, радости.

Освещение вторым светом допускается в туалетах и моечных кухонной посуды, в приемных и раздевальных в климатических подрайонах IA, IБ и IГ. Буфетные, приемные изолятора и комнаты персонала допускается проектировать без естественного освещения.

Табл.

Требования к ориентации окон помещений детских дошкольных учреждений

Помещения Расчетные географические пояса с. ш.
северные 60 0 60…45 0 Южнее 45 0
Ориентация
оптимальная допустимая в азимутах оптимальная допустимая в азимутах оптимальная допустимая в азимутах
Групповая, игральная Ю От 70 до 290 0 Ю От 85 до 275 0 Ю От 25 до 335 0
Спальня В Любая В Любая С Любая
Зал для музыкальных и гимнастических занятий, палаты изолятора Ю Ю Ю
Кухня С С С
Прогулочная веранда Ю В _ _

К мебели детских дошкольных учреждений предъявляются специфические педагогические, гигиенические и архитектурные требования. Мебель должна соответствовать росту и силам детей и быть такой, чтобы при использовании ею тело ребенка занимало правильное положение. Форма, конструкция и материал мебели должны обеспечивать удобство и легкость ее содержания в чистоте, исключающие возможность скопления пыли и грязи. Рекомендуется применять встроенное оборудование.

Мебель и оборудование детских помещений должны быть красивыми, иметь хорошие пропорции, гармоническую окраску, чтобы способствовать воспитанию у детей хорошего художественного вкуса.

Участок детских дошкольных учреждений

Участок – необходимая и важная часть детского учреждения; здесь дети проводят значительную часть времени, поэтому должен иметь планировку, благоустройство, оборудование и озеленение, соответствующие характеру и программе занятий с детьми. На участке выделяют следующие зоны: групповых детских площадок, общих детских площадок и хозяйственную.

Для каждой группы детей предусматривается отдельная групповая площадка величиной от 75 до 180 м 2 в зависимости от возраста и количества детей. Площадка оборудуется теневым навесом площадью 40 м 2 и соответствующими возрасту устройствами для игр и занятий детей – песочницами, качелями, горками и т. д. Групповые площадки должны быть изолированы друг от друга, пространственно разграничены. Общие площадки для детей 3…6(7) лет создают для занятий физкультурой, подвижных игр, выращивание культурных растений. Кроме того, на участке детского сада устраивают общую дорожку шириной 1,5 м для езды на самокатах, велосипедах, педальных автомобилях.

Хозяйственный двор должен иметь выезд на улицу или внутриквартальный проезд.

7. Озеленение участка детского сада включает насаждения периметральные защитной полосы, разделительные полосы и отдельные деревья и кустарники между площадками, газоны и цветники. Площадь озеленения должна составлять 50% площади участка.



3. Особенности объемно-планировочного решения

3.1. Композиция зданий детских дошкольных учреждений

Наиболее существенным фактором, определяющим основы архитектурной композиции зданий детских дошкольных учреждений, является характер взаимосвязи между отдельными группами помещений. По этому признаку здания детских дошкольных учреждений на: здания централизованного типа с внутренней связью между отдельными группами помещений; здания блокированного типа со связью между отдельными группами помещений по отапливаемому переходу; здания павильонного типа со связью через участок или по крытым не отапливаемым переходам. Существует также ряд промежуточных типов зданий, к которым относятся, например, здания галерейного типа со связью между групповыми ячейками и обслуживающими по открытой или остекленной галерее.

Детские дошкольные учреждения могут быть (в зависимости от числа мест) либо одноэтажными – до 150 мест, либо двухэтажными – до 190 мест, либо трехэтажными – до 350 мест.

Для трехэтажных зданий нормы предусматривают планировочное и конструктивные ограничения: на третьем этаже следует располагать помещения только для старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, а также прогулочные веранды и служебно-бытовые помещения. Трехэтажное здание должно проектироваться не ниже II степени огнестойкости независимо от числа мест в здании.

Оптимальным как по стоимости строительства и эксплуатации, так и в отношении удобства эксплуатации является централизованный тип здания. Для северных районов этот тип здания является единственно возможным.

Здания детских дошкольных учреждений централизованного типа компактны, экономичны, имеют короткие связи между помещениями. С укрупнением зданий детских учреждений и усложнением их общей планировочной структуры все более широкое распространение получают здания блокированного типа, обеспечивающие лучшие условия изоляции детских групповых ячеек и долее удобную связь с игровыми площадками по сравнению со зданиями централизованного типа, но уступающие им в экономичности и компактности. Для детских садов-яслей большой вместимостью чаще всего применяют здания блочного типа, обладающие более высокой планировочной гибкостью. Здания детских учреждений павильонного типа применяют в районах с жарким климатом, где отдельные блоки-павильоны могут быть связаны между собой открытыми галереями или дорожками. Павильонный тип обеспечивает хорошую изоляцию помещений групп и административно-хозяйственного блока, позволяет активно использовать крутой рельеф, территории с высокой сейсмичностью.

Значительное влияние на композицию здания и его градостроительную маневренность (возможность использования на различно ориентированных участках) оказывает характер взаимной ориентации основных детских помещений. В соответствии с этим признаком здания детских учреждений подразделяют на следующие типы: с ориентацией основных детских помещений на одну сторону горизонта; с ориентацией детских помещений на три стороны; с ориентацией каждого детского помещения на две противоположные стороны; с детскими помещениями, имеющими верхний свет.

Существенным фактором, влияющим на композицию зданий детских дошкольных учреждений, является этажность. Как правило, они проектируются одно- или двух этажными. Наибольшим удобством для детей, родителей и персонала обладают одноэтажные здания, в них легче предусматривать отдельные входы в детские группы, обеспечивать удобную связь с участком. Однако в строительстве наиболее распространены двухэтажные здания, как более компактные и экономичные. В ряде случаев целесообразны здания смешанной этажности – двухэтажные с одноэтажными пристройками, куда рационально выносить помещения кухонь, постирочных – для улучшения изоляции их от детских помещений. Проектирование трехэтажных зданий, как правило не рекомендуется, однако для учреждений большой вместимости в отечественной практике успешно применялись здания с обслуживающими помещениями, расположенными в цокольном или на третьем этаже.

Действующими нормами допускается проектировать здания детских дошкольных учреждений трехэтажными для условий:

· сложившейся застройки;

· рельефа местности, позволяющего устройство непосредственных выходов из первого и второго этажей этого здания на уровне планировочной отметки земли;

· вечномерзлых, просадочных грунтов и подрабатываемых территорий:

· городов-новостроек, где численность дошкольников составляет не менее 18% общей численности населения.

В результате взаимодействия рассмотренных выше факторов складывается архитектурная композиция зданий детских дошкольных учреждений. При этом надо иметь в виду, что:

· архитектурно-художественная выразительность зданий как объектов массового строительства должна создаваться простыми и экономическими средствами: хорошими пропорциями здания и его отдельных частей, группировкой окон, крупными остекленными поверхностями веранд и другими элементами, органически присущими зданиям детских учреждений, а также правдивым выражением конструкций, системы разрезки крупнопанельных стен, умелым использованием фактуры и цвете строительных изделий и материалов;

· здания, как правило, должны размещаться в виде свободно стоящего объема на территории озелененного участка внутри жилого микрорайона, а отсюда – характерная равнозначимость фасадов здания, необходимость строить его композицию с учетом окружения рядовой жилой застройкой.

При проектировании зданий детских дошкольных учреждений нужно использовать такие средства художественной выразительности, как входы в здания, открытые террасы, навесы, тенты, перголы, приспособления для вертикального озеленения, ящики для цветов, малые формы, а также художественную роспись, фигурную кладку, различные виды мозаики и стилизованные изображения из гнутого железа, декоративную скульптуры и т. д. Все это оживляет архитектуру зданий и способствует эстетическому воспитанию детей.


4. Особенности конструктивного решения

4.1. Конструкции зданий детских дошкольных учреждений


Объемно-планировочная структура зданий детских дошкольных учреждений, имеющих небольшую этажность и состоящую из сравнительно мелких помещений, позволяет применять весьма разнообразные конструктивные решения: каркасные и бескаркасные, с несущими поперечными и продольными стенами, крупноблочные и мелкоблочные, деревянные брусчатые, щитовые и панельные.

В связи с тем, что здания детских дошкольных учреждений являются объектами массового строительства, во всех случаях, когда это возможно, они должны проектироваться и возводиться полносборными.

Вместе с тем при проектировании полносборных зданий следует иметь в виду, что объем их строительства в том или ином месте обычно не может оправдать создания специальной индустриальной базы, поэтому здания детских учреждений должны быть унифицированы с конструкциями других зданий.


4.2. Особенности технико-экономической оценки проектов детских дошкольных учреждений.

В основу выбора вариантов проектных решений детских дошкольных учреждений положен принцип оценки вариантов капитальных вложений по критерию их эффективности, определяемой оптимальным сочетанием затрат и получаемых на их основе результатов.

Результаты капитальных вложений, связанные с осуществлением различных проектных вариантов, являются формальным проявлением эффективности этих вложений и с этой точки зрения могут быть две основные группы – социальные и экономические. Таким образом, одной из сложностей оценки проектных решений является сложность выбора наилучшего решения: помимо критериев экономических должны быть применены критерии социальные и, поскольку вопрос касается архитектуры, эстетические.

Принято исходить из того, что строительство общественных зданий ведется для достижения определенных социальных целей, т. е. заранее установлены стандарты жизненного уровня, определены объем, очередность и пропорции капитальных вложений. В этом случае задача сводится к снижению затрат, направленных на достижение конкретной социальной цели – единовременных, текущих, затрат времени и сравнению их в оценке с существующими нормативами.

Вместе с тем известно, что социальные результаты вызывают повышение производительности общественного труда и роста национального дохода путем увеличения производительности труда и повышение квалификации работников; сокращение потерь рабочего времени путем сокращения заболеваемости; привлечение к труду дополнительного контингента населения, высвобождающегося от домашней работы и ухода за детьми, т. е. проявляются в конкретных экономических показателях.

4.3. Комплексная технико-экономическая оценка

Технико-экономичекая оценка проектов зданий детских дошкольных учреждений применяется при разработке, экспертизе и утверждении проектов с целью обеспечить наибольшую экономическую эффективность проектных решений зданий и сооружений; применение в строительстве прогрессивных технических решений. Технико-экономическая оценка типовых проектов производится как на стадии технического (технико-рабочего) проекта, так и на стадии рабочих чертежей

В качестве задач такой оценки ставится установления соответствия основных показателей проекта заданию на проектирование, а также требованиям строительных норм и правил; определение технико-экономических преимуществ нового проектного решения относительно проектов, применяемых в массовом строительстве.

Технико-экономическая оценка может осуществляться по следующим основным направлениям:

· сравнение различных объемно-планировочных решений проектов зданий;

· сравнение различных конструктивных решений зданий;

· сравнение проектов зданий с различными системами инженерного оборудования.

Технико-экономическая оценка проектов производится при помощи системы технико-экономических показателей. При этом расчет показателей осуществляется на потребительскую единицу (единицу вместимости или пропускной способности) и на расчетную единицу (обычно 1м 2 общей площади здания).

Технико-экономическая характеристика проектов зданий включает следующие показатели:

А. Объемно-планировочные:

1) рабочая площадь на единицу вместимости;

2) общая площадь на единицу вместимости;

3) строительный объем на единицу вместимости;

4) отношение рабочей площади к общей площади здания;

5) отношение строительного объема к общей площади здания;

6) отношение строительного объема к рабочей площади здания;

7) отношение площади наружных ограждающих конструкций к общей площади здания;

8) отношение площади основных помещений к рабочей площади.

Б. Показатели стоимости строительства (руб.):

1) полная сметная стоимость с учетом затрат на технологическое оборудование:

а) на расчетную единицу вместимости;

б) на 1м 2 общей площади;

в) на одного человека;

2) затраты на технологическое и хозяйственно-бытовое оборудование (на те же измерители, что и в п. Б.1).

В. Показатели затрат труда на 1м 2 общей площади (чел.-дни):

1) затраты труда в построечных условиях;

2) затраты труда на изготовление в заводских условиях изделий для несущих и ограждающих конструкций;

3) общие затраты труда.

Г. Показатели потребности в основных материалах на 1 м 2 общей площади:

1) бетон и железобетон, м 3:

а) монолитный;

б) сборный;

2) сталь (в натуральном исчислении м приведенная к стали класса А-I), кг;

3) цемент, приведенный к марке 400, кг;

4) лесоматериалы, в переводе на пиломатериалы, м 3 ;

5) эффективные теплоизоляционные материалы, м 3 .

Д. Показатели текущих затрат (на единицу вместимости, на 1 м 2 общей площади, на 1 чел., руб/год):

1) затраты на восстановление и ремонт здания;

2) затраты на эксплуатацию систем инженерного оборудования зданий (отопления, водоснабжения и т. п.);

3) затраты на содержание зданий и территорий.

Е. Показатели капитальных вложений в развитие производственной базы (руб/год):

1) в строительство предприятий промышленности строительных материалов, строительной индустрии и смежных отраслей промышленности;

2) на приобретение строительных машин, транспортных средств и других и других видов оснащения и оборудования строительных организаций.

Ж. Показатели технологичности проектных решений:

1) масса конструкций и материалов на 1 м 2 общей площади;

2) число типоразмеров и марок сборных изделий;

3) масса монтажных элементов (наибольшая и средняя);

4) продолжительность строительства (объекта в целом и на 1000 м 2 общей площади).

Номенклатура приведенных показателей принимается в зависимости от целей оценки и качественной характеристики сравниваемых объектов.

Решающим при выборе оптимальных вариантов проектных решений являются стоимостные показатели. Натуральные же показатели (трудоемкость, расход материалов, объемно-планировочные и др.) служат лишь дополнительными средствами экономического анализа.

В качестве критерия оценки применяется показатель приведенных затрат, характеризующий расходы по реализации проекта на трех уровнях:

· на стадии, предшествующей строительству (капитальные вложения в материально-техническую базу строительства),

· на стадии строительства (сметная стоимость объекта),

· в сфере эксплуатации (годовые эксплуатационные расходы).

Соизмерение перечисленных показателей в формуле приведенных затрат производится при помощи коэффициента экономической эффективности:

П=Е Н К+С+М/Е Н,

где П – приведенные затраты; Е Н – нормативный коэффициент эффективности, равный 0,12 (для районов Крайнего Севера – 0,08); К – капитальные вложения в развитие производственной базы строительства; С – сметная стоимость строительства; М – показатель годовых эксплутационных расходов.

При равных качественных характеристиках наиболее эффективным вариантом проектного решения будет тот, который имеет минимальную величину приведенных затрат.

Недостатком показателя приведенных затрат является то, что он не отражает воздействие всех факторов, направленных на повышение экономической эффективности проектного решения; в частности, не учитывает таких факторов, как сокращение продолжительности строительства и численности рабочих, занятых на строительстве, что отображается на себестоимости строительно-монтажных работ; сокращение числа типоразмеров сборных элементов, что отражается на себестоимости их изготовления, и т. д. В связи с этим суммарный экономический эффект должен кроме эффекта по приведенным затратам учитывать также дополнительный эффект от снижения себестоимости строительно-монтажных работ и себестоимости строительных материалов и изделий.

Так, например, экономический эффект от сокращения сроков строительства объектов учитывается по двум каналам его реализации. Общий народнохозяйственный эффект может быть определен по формуле

Э = СЕ Н (Т 1 – Т 2),

где С – сметная стоимость вводимых в действие основных фондов; Е Н – нормативный коэффициент экономической эффективности; Т 1 и Т 2 – продолжительность строительства по сравниваемым вариантам в годах. Здесь могут быть также применены соответствующие показатели нормативной продолжительности строительства и проектируемой.

Кроме этого, часть эффекта от сокращения сроков строительства получает непосредственное отражение на балансе строительных организаций за счет экономии условно-постоянной части накладных расходов. Величина этой экономии на проектной стадии рассчитывается по формуле

Э = 0,6Н(1 – Т 2 /Т 1),

где Н – величина накладных расходов в сметной стоимости строительства; Т 1 и Т 2 – продолжительность строительства в годах по сопоставляемым вариантам проектных решений или в сравнении с нормативом.
4.4. Влияние компактности зданий детских дошкольных учреждений

Экономичность проектного решения в существенной мере зависит от компактности здания. Усложнение и изрезанность плана и объемной компоновки объекта ведет к увеличению периметра фундаментов и стен, площади ограждающих конструкций, затрудняет применение типовых конструкций и организацию производства строительных работ. Важное значение имеет и запроектированное соотношение между рабочей и подсобно-вспомогательной площадью здания. Увеличение удельного веса площади основного назначения обеспечивает более эффективное использование здания, снижает как единовременные, так и эксплуатационные затраты. В этом отношении павильонная застройка значительно увеличивает строительный объем объектов общественного назначения, площадь их застройки, протяженность внешних инженерных сетей, снижает эффективность использования городских территорий.

Для рационального решения проекта большое значение имеют блокировка зданий и правильный выбор этажности. Применительно к объектам обслуживания переход от одноэтажного решения здания к двух- и трехэтажному уменьшает площадь застройки, а следовательно, снижает стоимость фундаментов и кровли.

Важное значение для повышения эффективности капитальных вложений имеет укрупнение и кооперирование общественных зданий.

Наибольшая эффективность кооперирования достигается при объединении учреждений и предприятий, родственных по своему назначению и режиму работы. При кооперировании, например, зданий яслей на 40 мест и детсада на 100 мест в объединенное здание ясли-сад на 140 мест эксплутационные расходы сокращаются на 4%, а строительные – на 6 – 7% из расчета на 1 место.

Оценка экономической эффективности кооперирования осуществляется путем сравнения технико-экономических показателей проектов кооперированных зданий с показателями действующих типовых проектов предприятий и учреждений, размешенных в отдельных зданиях. При этом необходимо учитывать сопоставимость сравниваемых проектов как по вместимости, так и по уровню обслуживания.

Не менее важным фактором при обеспечении экономичности объекта является его укрупнение.

Содержание одного ребенка в детских садах-яслях на 80 мест обходится примерно 400 руб. в год, в аналогичных учреждениях на 140 – 280 мест – в среднем 375 руб. В детских учреждениях на 140 – 280 мест с круглосуточным пребыванием детей эксплуатационные расходы на одного ребенка на 10% больше, чем в аналогичных детских учреждениях с дневным пребыванием детей, а численность обслуживающего персонала увеличивается на 25%.


5. Особенности технологии и организации строительства

5.1. Индустриализация строительства

Основным направлением развития современного строительства является его индустриализация. Под индустриализацией понимается комплексно-механизированный процесс строительно-монтажных работ, производимых поточно и ритмично в течение круглого года на строительной площадке, в большинстве случаев предусматривающее массовое использование унифицированных деталей, конструкций, объемных блоков и узлов с высокой степенью заводской готовности. Индустриальными методами могут возводиться объекты из монолитных и сборно-монолитных конструкций при условии комплексной механизации приготовления, доставки и укладки бетонной смеси, применение индустриальных систем опалубки.

Важнейшими условиями индустриализации строительства являются:

· комплексная механизация и автоматизация строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других тяжелых и трудоемких работ;

· развитие материально-технической базы строительства в масштабах, опережающих рост объема строительных работ.

При конструировании (членении на элементы) зданий и сооружений следует предусматривать наименьшую разницу между массой наиболее тяжелых и легких элементов, чтобы максимально использовать грузоподъемность монтажных кранов. Одновременно конструкции должны быть технологичными, т. е. сборка и установка их в проектное положение должны происходить с минимальными затратами труда. Элементы конструкций малой массы следует укрупнять в монтажные узлы и блоки.

Рассмотрим некоторые особенности технологии производства строительных работ.

5.2. Оттаивание мерзлых грунтов

Способы оттаивания замерзших грунтов применяются, как правило, при небольших объемах земляных работ и сравнительно небольшой глубине их промерзания. В зависимости от направления теплового потока оттаивание грунта введется сверху вниз, снизу вверх и в радиальном направлении.

Наиболее распространенным способом оттаивания грунта сверху вниз является древний огневой способ. В качестве топлива используются дрова, уголь, кокс; в настоящее время все чаще применяется жидкое топливо (мазут, солярное масло). Достоинство способа – простота и малая трудоемкость, главный недостаток – непроизводительная трата тепла в окружающую среду.

Современным представителем данного способа оттаивания грунта является электроразогрев при горизонтально уложенных электродах, обсыпанных теплоизолирующим токопроводящим материалом. Трехфазный переменный ток, проходя по слою опилок, пропитанных слабым раствором соли, выделяет тепло, за счет которого и разогревается теплоизолирующая прослойка, а следовательно лежащий под ним слой мерзлого грунта. Этот способ более экономичен и менее трудоемок по сравнению с огневым, однако нуждается в продолжительной работе автономного источника электропитания или трансформаторной подстанции и линии электропередачи. Расход электроэнергии на 1 м 3 составляет 60 – 100 кВт*ч при глубине промерзания грунта 60 – 70 см.

При оттаивании снизу вверх разогрев грунта производится за границей его промерзания и распространяется в направлении теплового потока. Наиболее эффективным является электроразогрев при вертикальном размещении электродов. Удельное электрическое сопротивление талого грунта значительно ниже, чем у мерзлого, поэтому при погружении электродов в мерзлый грунт до границы с талым грунтом обеспечивается быстрый его разогрев и создается мощный тепловой поток, направленный в верхние слои, выполняющие к тому же роль утеплителя. При таких условиях существенно снижаются затраты электроэнергии (на 1 м 3 – 30 – 50 кВт*ч). Этот способ более электробезопасен и поддается автоматическому регулированию параметров.


В последнее время широко применяется разновидность данного способа – электрохимический способ. Сущность его заключается в том, что сначала на поверхности оттаиваемого грунта нарезаются неглубокие борозды во взаимно перпендикулярных направлениях. В местах пересечения борозд в грунт погружают стальные электроды, а сами борозды заполняют раствором соли. В результате таких мероприятий происходит разогрев грунта двумя встречными потоками: снизу вверх за счет разогрева талого грунта и сверху вниз за счет выделении тепла при прохождении электрическим током слоя раствора соли. Основной недостаток разогрева мерзлого грунта вертикальными электродами – трудоемкость операции по бурению скважин.

Оттаивание мерзлого грунта в радиальном направлении достигается при паропрогреве , теплоноситель пропускает через специальные устройства, помещенные вертикально в толщу грунта. В качестве таких устройств могут использоваться паровые или водяные иглы (закрытые трубчатые конструкции диаметром 60 – 100 мм, внутри которых пропускается водяной пар или горячая вода), ТЭНы (трубчатые элементы, внутри которых встроены электронагревательные спирали, помещенные в трансформаторное масло).

Данные конструкции, передовая через трубчатые стенки внутреннее тепло окружающему грунту в горизонтальной плоскости, оттаивают его в виде цилиндров. При удалении игл друг от друга на расстояние, не превышающее радиуса действия игл, достигается сплошное оттаивание грунтового массива.

Кирпичные стены здания в зимнее время можно возводить на всю высоту для районов со среднемесячной температурой не ниже –20 0 С при условии выполнения кладки на растворах с противоморозными добавками. При выполнении работ надлежит руководствоваться СНиП II-3 – 79 ** , СНиП II-22 –81, СНиП 3.03.01 – 87.

В качестве противоморозных добавок разрешается применять поташ, нитрит натрия согласно «Руководству по применению бетонов с противоморозными добавками» Стройиздат, Москва, 1978 г.

Производство кладочных работ при температуре ниже – 30 0 С не допускается в последующие дни твердения кладки температура наружного воздуха может иметь более низкие значения.

Марки раствора для кладочных работ в зимнее время повышается против летней на одну ступень при добавках поташа и нитрита натрия.

Температура раствора в момент выполнения кладочных работ должна быть не ниже:

5 0 – при добавках поташа,

15 0 – при добавках нитрита натрия.

Список литературы

1. СНиП 2.08.02 – 85. Общественные здания и сооружения. М., 1988.

2. СНиП II-60 – 75 ** . Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов.

3. СНиП 2.01.02 – 85. Противопожарные нормы. М., 1986.

4. Миловидов Н.Н. , Орловский Б.Я. , Белкин А.Н. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания. М., Высшая школа, 1987.

5. Маклакова Т.Г. , Нанасова С.М. , Шарапенко В.Г. Проектирование жилых и общественных зданий. М., Высшая школа, 1998.

6. Под ред. Рожина И.Е. и Урбаха А.И. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. М., Стройиздат, 1985.

7. Блохина Н.Б. , Вихрова Л.Т. и др. Детские ясли-сады. Пособие по проектированию. М., Издательство литературы по строительству, 1966.